Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление бюджетами разных уровней

Управление бюджетами - это научно-обоснованная система управления бюджетными отношениями, потоками и фондами государственных (муниципальных) денежных средств.

Его цель - реализация финансово-бюджетной политики для сохранения и развития экономической целостности, безопасности и гос.устройства страны.

Основные функции управления бюджетами:

1. Мобилизация бюджетных и внебюджетных ресурсов;

2. Финансирование государственных и муниципальных функций;

3. Выявление дополнительных финансовых ресурсов при мобилизации и исполнении государственных бюджетных средств.

Содержание управления бюджетами сводится к взаимодействию субъектов и объекта, в ходе которого происходит реализация функций государства посредством особого функционального механизма.

Объектом управления служат различные финансовые потоки и ресурсы, составляющие ежегодно 35-45 % ВВП. Например, объектами управления являются: бюджетные фонды, денежные потоки, отношения хозяйствующих субъектов по поводу формирования и использования финансовых ресурсов и пр.)

Субъект управления – это с одной стороны, многочисленные внешние контрагенты(от граждан и негосударственных юр.лиц своей страны, до различных экономических субъектов, включая отдельные государства и международные организации. Например, субъектами являются: Минфин РФ, ФНС, ФК и пр.).

Таким образом, управление бюджетом представляет собой совокупность организационно-финансовых отношений, закрепленных нормами бюджетно-налогового права: прогнозирования и планирования, организации, регулирования и контроля бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней власти.

Бюджетное прогнозирование – это предвидение финансового состояния объекта управления на длительную перспективу. Цель бюджетного прогнозирования – разработка и обоснование основных параметров (прогнозов) бюджетного развития. Прогнозы могут быть краткосрочные (до одного года), среднесрочные (1-5 лет) и долгосрочные (свыше 5-ти лет); они могут охватывать как всю бюджетную систему, так и отдельные (территориальные, структурные и др.) элементы. Прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию бюджетной политики на определенный период развития общества. Бюджетное прогн-е осуществляется с помощью следующих методов: экстраполяция, метод экспертных оценок, экономико-математические методы и др. Бюджетное планирование – это обеспечение экономически обоснованных качественных и количественных параметров доходной и расходной частей бюджетов. Главными объектами финансового планирования являются: денежные потоки и фонды субъектов государственной власти. Свое отражение они получают в системе финансовых планов, балансов и смет. Центральное место принадлежит бюджетному плану. Основными методами планирования являются: балансовый, нормативный, программно-целевой, экономико-математические. Бюджетное регулирование представляет собой текущую повседневную деятельность государственных структур по формированию и использованию денежных потоков, фондов и финансовых отношений в целях реализации государственных функций. Организация бюджетного процесса – это установление порядка составления и рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней. Бюджетный контроль – этап бюджетного процесса, осуществляемый представительными органами власти, Счетная Палата РФ и контрольно-счетные палаты на местах, финансовыми и налоговыми органами.

Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации РФ, которые в соответствии с БК РФ являются едиными для бюджетов бюджетной системы РФ, осуществляются Министерством финансов РФ.

Бюджетная классификация является основополагающим методологическим документом законодательного определения бюджетных стандартов, регламентирующих формы составления и исполнения бюджетов всех уровней РФ.

Бюджетная классификация РФ включает:

классификацию доходов бюджетов;

классификацию расходов бюджетов;

классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления).

Классификация доходов бюджетов

Код классификации доходов бюджетов РФ состоит из:

1) кода главного администратора доходов бюджета;

Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.

2) кода вида доходов;

Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами доходов бюджетов являются:

- налоговые и неналоговые доходы (например: налоги на прибыль, налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ; налоги на товары, ввозимые на территорию РФ; государственная пошлина; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; административные платежи и сборы; и пр.)

- безвозмездные поступления (безвозмездные поступления от нерезидентов; от других бюджетов бюджетной системы РФ; от негосударственных организаций; и пр.)

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ элементами доходов являются: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; бюджеты муниципальных районов; бюджеты городских округов; бюджет Пенсионного фонда РФ; и пр.

3) кода подвида доходов; применяется для детализации поступлений по кодам классификации доходов

4) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

Классификация расходов бюджетов

Код классификации расходов бюджетов состоит из:

1) кода главного распорядителя бюджетных средств;

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов

2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

1) общегосударственные вопросы: (функционирование Президента РФ; функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов гос. власти субъектов РФ, местных администраций; обеспечение проведения выборов и референдумов; судебная система и пр.)

2) национальная оборона: (Вооруженные Силы Российской Федерации; ядерно-оружейный комплекс; мобилизационная и вневойсковая подготовка; и пр.)

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность: (например: органы прокуратуры; органы внутренних дел; органы юстиции; обеспечение пожарной безопасности; ипр)

4) национальная экономика: (топливно-энергетический комплекс; исследование и использование космического пространства; транспорт; дорожное хозяйство; и др.)

5) жилищно-коммунальное хозяйство: (жилищное хозяйство; коммунальное хозяйство; благоустройство; прикладные научные исследования в области жкх; и др.)

6) охрана окружающей среды: (экологический контроль; сбор, удаление отходов и очистка сточных вод; охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания; и др.)

7) образование: (дошкольное образование; общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации; высшее и послевузовское профессиональное образование; молодежная политика и оздоровление детей; и др.)

8) культура, кинематография: (культура; кинематография; прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии; и др.)

9) здравоохранение (стационарная медицинская помощь; амбулаторная помощь; медицинская помощь в дневных стационарах всех типов; скорая медицинская помощь; санаторно-оздоровительная помощь; заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов; санитарно-эпидемиологическое благополучие; и др.)

10) социальная политика: (пенсионное обеспечение; социальное обслуживание населения; социальное обеспечение населения; охрана семьи и детства; и др.)

11) физическая культура и спорт (физическая культура; массовый спорт; спорт высших достижений; прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта; другие вопросы в области физической культуры и спорта)

12) средства массовой информации: (телевидение и радиовещание; периодическая печать и издательства; прикладные научные исследования в области средств массовой информации; другие вопросы в области средств массовой информации).

13) обслуживание государственного и муниципального долга: (обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга; обслуживание государственного внешнего долга).

14) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований: (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; иные дотации; прочие межбюджетные трансферты общего характера).

Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных БК РФ случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

3. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из:

1) кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов;

Перечень главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете.

2) кода группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов;

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:

- источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:

государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ;

кредиты кредитных организаций в валюте РФ;

бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ;

кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ;

изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;

иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

- источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:

государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;

кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;

иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета.

3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.

Классификация операций сектора государственного управления

Код классификации операций сектора государственного управления состоит из кода группы, статьи и подстатьи операций сектора государственного управления.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и статьями операций сектора государственного управления являются:

1) доходы (налоговые доходы; доходы от собственности; доходы от оказания платных услуг; страховые взносы на обязательное социальное страхование;суммы принудительного изъятия; безвозмездные поступления от бюджетов; и пр.)

2) расходы: (оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда; оплата работ, услуг; обслуживание государственного (муниципального) долга; безвозмездные перечисления организациям; безвозмездные перечисления бюджетам; и пр.)

3) поступление нефинансовых активов: (увеличение стоимости основных средств; нематериальных активов; непроизведенных активов; материальных запасов).

4) выбытие нефинансовых активов: (уменьшение стоимости основных средств; нематериальных активов; непроизведенных активов; материальных запасов).

5) поступление финансовых активов: (поступление на счета бюджетов; увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале; увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале; увеличение задолженности по бюджетным кредитам; увеличение стоимости иных финансовых активов; увеличение прочей дебиторской задолженности

6) выбытие финансовых активов: (выбытие со счетов бюджетов; уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале; уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале; уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам; уменьшение стоимости иных финансовых активов; уменьшение прочей дебиторской задолженности).

7) увеличение обязательств: (увеличение задолж. по внутреннему гос. (муниципальному) долгу; увеличение задолженности по внешнему государственному долгу; увеличение прочей кредиторской задолженности)

8) уменьшение обязательств: (уменьшение задолж. по внутреннему гос. (муниципальному) долгу; уменьшение задолженности по внешнему гос. долгу; уменьшение прочей кредиторской задолженности).

Единый для бюджетов бюджетной системы РФ перечень подстатей операций сектора государственного управления устанавливается Министерством финансов РФ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. Бюджетный механизм | Тема 7. Бюджетная политика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.