Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативная база БОР

Нормативная база, регулирующая введение БОР, включает:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 (ред. от 23.10.2004 г.) «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», в том числе: Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 годах, Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. N 239 «Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»;

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 г. N 259 «Об утверждении положения о разработке Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2006—2008 годы».

Концепция реформирования бюджетного процесса, ориентированного на внедрение БОР, включает следующие основные задачи:

1. Приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов, введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.

2. Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета, через аналитическое разделение действующих и вновь принимаемых расходных обязательств. Действующие обязательства подлежат безусловному включению в расходную часть бюджета, если не принято решение об их отмене или приостановлении. Новые расходные обязательства должны устанавливаться лишь при наличии соответствующих финансовых возможностей на весь период их действия и при условии обязательной оценки их ожидаемой эффективности.

3. Включение в перспективный финансовый план ежегодно смещаемого на год вперед распределения ассигнований между субъектами бюджетного планирования на трехлетний период. Переход к утверждению перспективного финансового плана Правительством Российской Федерации.

4. Введение в практику бюджетного процесса формирования ведомственных целевых программ, в рамки которых должна быть включена значительная часть бюджетных расходов, осуществляемых по сметному принципу. Ориентация федеральных целевых программ на решение крупных и требующих длительных сроков реализации инвестиционных, научно-технических и структурных проектов межотраслевого характера с четко сформулированными и количественно измеримыми индикаторами результативности.

5. Переход к распределению бюджетных ресурсов между распорядителями бюджетных средств и бюджетными программами в зависимости от планируемого уровня достижения поставленных перед ними целей, в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

6. Расширение сферы применения механизмов поддержки отобранных на конкурсной основе региональных и муниципальных программ бюджетных реформ в рамках создаваемого с 2005 года Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.

 

ТЕМА 10. Бюджетный процесс и его этапы.

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Вопросы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения региональных бюджетов регламентируется бюджетным законодательством субъектов РФ. Бюджетный процесс на местном уровне регулируется решениями представительных органов местного самоуправления.

Бюджетный процесс включает следующие этапы: составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Эти этапы осуществляются в строгой последовательности в течение бюджетного периода и тесно взаимосвязаны между собой.

Бюджетный период представляет собой срок, в течение которого действует утвержденный бюджет. Федеральный бюджет утверждается сроком на три года: очередной финансовый год и плановый период (два следующих года), а бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты – на один год или на три года. Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Составление бюджетов – стадия бюджетного процесса, на которой определяется состав и объем доходов, расходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год и плановый период

Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций муниципальных образований

Непосредственное составление проектов соответствующих бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Решение о начале работы над составлением проекта федерального бюджета принимает Президент РФ.

Составление проекта бюджета основывается на Бюджетном послании Президента РФ, прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории, основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 октября текущего года.

Гос.Дума рассматривает законопроект в трех чтениях.

В первом чтении (в течение 20 дней) обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития РФ, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики.

Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета (объем доходов, расхожов, дефицита (профицита) и др.

В случае отклонения в первом чтении проекта закона Дума может: передать его в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета, (состоящую из представителей Государственной думы, Совета Федерации и Правительства РФ), для разработки согласованного варианта основных характеристик бюджета; вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку; поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

На второе чтение законопроекта отводится 25 дней со дня его принятия в первом чтении и рассматриваются следующие материалы:

приложения к законопроекту, устанавливающие перечень главных администраторов: доходов федерального бюджета; источников финансирования его дефицита;

бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов) по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в пределах общего объема расходов, утвержденных в первом чтении;

приложение, устанавливающее распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов и др.

В третьем чтении законопроект рассматривается в течение 10 дней со дня принятия его во втором чтении. Утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год, на первый и второй годы планового периода. Затем законопроект выносится на голосование в целом.

После принятия Государственной думой закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, он в течение пяти дней передается в Совет Федерации. Совет Федерации в течение 14 дней рассматривает закон о федеральном бюджете, и голосует за его одобрение в целом. После одобрения закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

На региональном (местном) уровнях рассмотрение и утверждение бюджетов происходит в аналогичном порядке с учетом особенностей, связанных с однопалатной структурой законодательных (представительных) органов, подписанием закона (решения) о бюджете высшим должностным лицом субъекта РФ (главой муниципального образования) и др.

Исполнение бюджета – стадия бюджетного процесса, на которой осуществляется совокупность процедур, обеспечивающих полное и своевременное поступление доходов и источников финансирования дефицита бюджета в разрезе каждого из источников; своевременное финансирование и осуществление расходов в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями, а также учет исполнения бюджета.

В Российской Федерации устанавливается только казначейское исполнение бюджетов.

Финансовый орган организует исполнение соответствующего бюджета на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана, с учетом принципов: единства кассы, означающего зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета; подведомственности расходов, когда получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Исполнение бюджетов обеспечивается соответствующим исполнительным органом государственной власти, местной администрацией.

В состав операций, составляющих содержание исполнение бюджета, включаются также операции по учету исполнения бюджета, который представляет собой систему сбора, регистрации и обобщения информации о ходе исполнения бюджета и охватывает все финансово-хозяйственные операции, связанные с процессом исполнения бюджета. Учет исполнения федерального бюджета осуществляется органами федерального казначейства, учет исполнения региональных и местных бюджетов – финансовыми органами или региональными (муниципальными) казначействами либо органами федерального казначейства (при условии подписания соглашения органа Федерального казначейства с органами власти субъекта РФ или местного самоуправления об исполнении соответствующих региональных и местных бюджетов).

На основании данных учета об исполнении бюджета составляется отчет об исполнении бюджета.

Отчет об исполнении бюджета – документ, содержащий установленную нормативно-правовыми актами совокупность плановых и фактических показателей, характеризующих исполнение бюджета за определенный период времени. Он содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета представляются проект закона (решения) об исполнении бюджета, иная бюджетная отчетность об исполнении соответствующего бюджета и бюджетная отчетность об исполнении соответствующего консолидированного бюджета, иные документы, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

Государственный и муниципальный финансовый контроль на разных этапах бюджетного процесса представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением участниками бюджетного процесса бюджетного законодательства по вопросам составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, составления отчетов об исполнении бюджетов.

Государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляют обе ветви власти. В частности, на федеральном и региональном уровнях государственный контроль проводят как законодательные (представительные) органы, так и исполнительные органы государственной власти. На местном уровне муниципальный финансовый контроль проводят как представительные органы, так и исполнительно-распорядительные органы (местные администрации) муниципальных образований.

Бюджетным кодексом РФ установлено, что законодательные (представительные) органы осуществляют следующие формы финансового контроля:

предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета до его рассмотрения в Государственной Думе подлежит внешней проверке Счетной палатой РФ.

Федеральным законом об исполнении федерального бюджета утверждается отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) федерального бюджета. Отдельными приложениями к этому закону утверждаются и иные, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ, показатели.

Цель государственного и муниципального финансового контроля на всех стадиях бюджетного процесса заключается в обеспечении соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по составлению проектов бюджетов, рассмотрению и утверждению бюджетов, исполнению бюджетов, составлению отчетов об исполнении бюджетов.

В условиях бюджетирования, ориентированного на результат, главными субъектами государственного финансового контроля на федеральном уровне становятся субъекты бюджетного планирования, так как именно они как главные распорядители бюджетных средств, определяют и планируют цели, а также рассчитывают и планируют ресурсы для их достижения. Важное значение при осуществлении контроля придается докладу о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования.

В условиях организации бюджетного процесса, ориентированного на результат, задачей органов государственного и муниципального финансового контроля является определение степени достижения получателями бюджетных средств запланированных результатов их деятельности, а также результатов выполнения федеральных, региональных, местных и ведомственных целевых программ. При этом орган государственного и муниципального финансового контроля должен использовать конкретные показатели, которые разрабатываются бюджетополучателями для измерения результатов своей деятельности, в качестве критериев оценки эффективности использования бюджетных средств субъектами бюджетного планирования.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ТЕМА 9. Бюджетное планирование. Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) | Язвы, тромбозы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.