Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобалистика как направление научных исследований

Для АП-09, ТП-09, АТ-09, МХ-09-21

 

7 лекций, 5 семинаров. Зачет. Ответ (5б.)+тест (35 б.)+защита презентации по теме (30 б.).

Пропуски – нежелательны. Отработка.

 

Запишите: ЛЕКЦИЯ № 1.

Тема: «Основные положения учения о глобальных проблемах современности».

1. Глобалистика как направление научных исследований.

2. Понятие о глобальных проблемах современности и признаках глобальных проблем.

3. Классификация глобальных проблем современности и их взаимосвязь.

Литература:

1. Габдулхакова Р.В., Махов А.А. Глобальные проблемы современности: Учебное пособие для студентов вузов. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2000.

Это пособие является центральным по курсу «Глобальные проблемы современности». Там на стр. 42-54-й приведена литература, рекомендуемая для подготовки к семинарским занятиям, для работы над рефератами и заданиями научно-исследовательского характера.

2. Абдуллин А.Р. Основы глобалистики: Учебное пособие. Уфа: РИО БАГСУ, 1999.

Также вы можете пользоваться другими учебниками и учебными пособиями, которые найдете. В том числе широко используйте литературу по философии и обществознанию. В Интернете много учебников по обществознанию и ГПС. Их можно скачивать и готовиться по ним.

 

К числу исторических тенденций, характерных для современной эпохи, относится тенденция к глобализации.

Глобальность может быть определена как ряд процессов, кото­рые составляют единый мир.

На рубеже 60-70-х годов ХХ века оформилось новое научное направле­ние под названием глобалистика (global studies), которое изучает цело­стность мира (человечества, общества).

Слово "глобалистика" происходит от латинского слова globus – шар.

Объектом исследования науки глобалистики является человечество как глобальное систем­ное образование, для которого характерны принципиально иные меха­низмы и закономерности развития, нежели для отдельных обществ, из которых человечество складывается.

На современном этапе развития общества глобалистика как наука с собственным объектом исследования и соответствующими ему методами находит­ся в стадии становления.

Основными задачами глобалистики как науки являются:

1. Изучение структуры человечества как системы. Человечество рассматривается в глобалистике как образование триединого характе­ра: единство природного, социального и духовно-преобразующего на­чал. Каждой исторической форме существования человечества соот­ветствует определенное соотношение элементов этой структуры, и свое доминирующее начало.

Так, до эпохи неолита господствовало природное начало. Древ­нейший человек сам «встраивался» в превосходящую его по силам природу, умеренно присваивал готовые продукты природы, и это не наносило природе и окружающей среде ощутимого ущерба. Человек не противостоял природе, а «растворялся» в ней, совершенствуя себя сообразно ее законам.

В эпоху неолита (8-3 тысячелетия до н.э.) и рождения цивили­зации происходит переход от доминирования природного начала к до­минированию социального начала над природным. С началом произ­водящей деятельности, ростом обмена и торговли при натуральном хо­зяйстве человек из существа, подвластного природе, постепенно пре­вращается в существо, тождественное ей, способное к творчеству.

Со Средневековья и эпохи Возрождения начинается ориентация человека на возвышение над природой.

Социальная доминанта в исто­рии человечества окончательно закрепляется в эпоху промышленной революции. Социальные отношения в обществе строятся на принципах неравенства, связанных со стремлением создать материальные и поли­тические «орудия» господства и подчинения. В этот период доминанта социального начала разрушает природное начало и начинает угрожать существованию человека и человечества в целом.

Сегодня все более очевидной становится задача поиска новых принципов существования человеческого сообщества, основанных не на доминировании, а на интеграции всех начал, и. безусловно, усиле­ния роли духовно-преобразующего начала.

Поэтому первую задачу глобалистики можно сформулировать и так: выявление оптимального соотношения природного, социального и духовного начал в сохранении и развитии современного глобального мира.

2. Второй важной задачей глобалистики является изучение возможностей выживания и сохранения человечества, механизмов обеспечения це­лостности человечества. В состав человечества входят разнородные и разнотипные единицы – от этносов и государств до индивидов и циви­лизаций. Все они вступают в разнообразные отношения (экономические, политиче­ские, духовные и так далее).

Однако, наряду с глобальными в обществе продолжают дейст­вовать и другие тенденции. Глобализация вовсе не означает, что скла­дывающийся мировой порядок идет «ко все большей цельности и го­могенности (однородности)», как полагают некоторые исследователи. Глобализация сегодня со­провождается одновременно процессами разъединения, расслоения и даже атомизации человеческого сообще­ства (когда каждый живет как бы «сам по себе»). Последнее означает тенденцию разрыва социальных связей между людьми.

Наличие этих противоречий позволяет говорить о неравновес­ном характере планетарного организма (А. Неклесса), где парадоксаль­ным образом глобализация сочетается с растущим многообразием процессов и элементов человечества как целостности. Возникновение глобальных проблем доказывает, что современный мир является целостным. Поэтому третьей задачей глобалистики является изучение неравно­весного характера планетарного организма.

Четвертой задачей глобалистики является изучение комплекса проблем и противоречий, порождаемых про­цессами глобализации, в особенности тех проблем, которые угрожают будущности человеческого сообщества.

Кроме того, глобалистика занимается моделированием возмож­ного развития этих процессов и путей предотвращения или снижения риска глобальных катастроф.

При зарождении и в процессе становления в глобалистике вы­явились три основных направления, изучающие определенный на­бор и профиль глобальных проблем:

- социологическое, включающее изучение экономических и политических мироотношений, где интенсивно ис­следуется проблема глобализации микроэкономических связей и ми­рового политического порядка;

- антропоэкологическое с акцентом на отношения человечест­ва и природы, которое позволяет рассматривать проблемы выживания человеческого рода, эволюционных экологических кризисов;

- культурологическое, исследующее современную и классиче­ские цивилизации и делающее упор на проблемы глобализации культур и возможности рождения глобальной культуры как таковой, на взаимодействие цивилизаций и роль доминирующей, "центральной" цивилизации, на описание контуров и признаков мировой (или обще­человеческой) цивилизации.

Все эти подходы представляют широкий подход к глобально­сти современного мира. Большинство же тех, кто исследует человеческое (глобальное) со­общество предпочитают определять глобалистику в более узком смысле: в узком смысле она трактуется как междисциплинарное исследование глобаль­ных проблем современности – природных и общественных. Специалисты по-разному определяют содержание таких проблем, однако, главными из них являются такие проблемы, как: экологическая проблема, энергетическая проблема, сырьевая проблема, продовольственная проблема, демогра­фическая проблема и некоторые другие. Данный спектр проблем является уже общепризнанным.

 

Поскольку читаемый курс называется «Гло­бальные проблемы современности», то мы будем понимать глобалистику в ее узком смысле, то есть как междисциплинарное исследование глобаль­ных проблем современности – природных и общественных.

 

Далее переходим ко второму вопросу.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Событие – это главное обстоятельство внутри куска, которое определяет действие | Понятие о глобальных проблемах современности и признаках глобальных проблем
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.