Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок составления и предоставления баланса

Финансовая отчетность, ее состав и значение

ТЕМА 14. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

14.1. Понятие «отчетность» имеет собирательное значение и означает совокупность нескольких отчетов.

В теории бухгалтерского учета выделяют и три вида отчетности:

· Статистическая

· Оперативно-техническая

· Бухгалтерская

Предметом нашего изучения будет бухгалтерская отчетность, которую, согласно действующему законодательству должны составлять все предприятия, организации и учреждения, ведущие бухгалтерский учет.

Рассматривая элементы метода бухгалтерского учета, мы указывали на то, что отчетность является одним из основных элементов этого метода. Следовательно, как заключительный элемент метода, бухгалтерская отчетность должна полностью основываться на данных бухгалтерского учета предприятия. То есть, объектом бухгалтерской отчетности является предприятие. Такая отчетность называется первичной. На ее основе вышестоящие звенья управления (министерства, ведомства) могут составлять сводную отчетность по всем видам деятельности предприятий, входящих в данное звено (промышленность, строительство, торговля и т.д.). Разновидностью сводной отчетности является консолидированная отчетность. Ее составляют концерны, компании и другие юридические лица, которые владеют уставным капиталом или контрольным пакетом акций других юридических лиц (дочерних предприятий).

Основным отчетным периодом, за который составляется бухгалтерская отчетность, является календарный год. В течение отчетного года составляется периодическая внутригодовая отчетность – квартальная и месячная.

При составлении отчетности происходит обобщение бухгалтерских данных включает следующие этапы:

 

1. Экономические показатели.

2. Первичные документы.

3. Регистры аналитического учета.

4. Регистры синтетического учета.

5. Главная книга.

6. Бухгалтерская отчетность.

7. Статистическая отчетность.

 

На нижнем уровне находятся экономические показатели (натуральные и стоимостные) которые сгруппированы в первичные документы. Поступая в систему БУ часть этих показателей собирается в регистрах аналитического учета (в ведомостях) с последующим обобщением их в регистрах синтетического учета (в журналы-ордера)).

Наивысшим уровнем обобщения бухгалтерских данных на предприятии является баланс с сопутствующими ему формами отчетности. Там синтезированы преобразованные показатели нижнего уровня.

На основе данных бухгалтерской отчетности составляется статистическая отчетность.

Исходя их всего вышесказанного, можно дать следующее определение бухгалтерской отчетности:

Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность показателей о результатах производственно – хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, основывающейся на данных бухгалтерского учета.

Для достижения единообразия, снижения трудоемкости и повышения достоверности отчетности и всей системы бухгалтерского учета, государством осуществляется определенная их регламентация. В РБ действует закон «О бухгалтерском учете и отчетности», в котором предусмотрены отдельные статьи, посвященные отчетности, а Министерством финансов установлен порядок заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности.

Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» предусмотрены основные принципы составления бухгалтерской отчетности:

1) Полнота отражения хозяйственных операций за отчетный период;

2) Правильность отнесения расходов к соответствующим отчетным периодам;

3) Разграничение текущих затрат на производство и капитальных вложений (вложений во внеоборотные активы);

4) Соответствие данных аналитического учета данным синтетического учета;

5) Соблюдение принятой учетной политики отражения хозяйственных операций и оценки объектов учета;

6) Подтверждение всех статей годовой отчетности данными инвентаризации.

Постановлением МинФин РБ №16 от 07.03.2007 г. утверждены следующие типовые формы промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности:

1. Бухгалтерский баланс

2. Отчет о прибылях и убытках

3. Отчет о движении источников собственных средств

4. Отчет о движении денежных средств

5. Приложение к бухгалтерскому балансу

6. Отчет о целевом использовании полученных средств

Существуют также специализированные формы отчетности, которые утверждаются соответствующими министерствами и ведомствами.

Управлением методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов разработано положение об увязке показателей бухгалтерской отчетности.

Информационные связи БО во времени характеризуются преемственностью балансовых показателей форм годового отчета. Так, остатки по статьям баланса на начало года должны совпадать с данными аналогичных статей заключительного баланса на конец предыдущего года.

Для БО характерны информационные связи с формами статистической отчетности, с оперативными и бухгалтерскими данными банков, поставщиков, подрядчиков. Например:

- показатели баланса о задолженности предприятия банку по кредитам должны совпадать с соответствующими выписками банка;

- данные о дебиторской и кредиторской задолженности должны соответствовать суммам, числящимся у поставщиков и покупателей;

- балансовые статьи должны полностью соответствовать данным синтетического и аналитического учета, а также результатам инвентаризации.

В отчетных формах приводят все предусмотренные в них показатели. В случае не заполнения той или иной графы или статьи из-за отсутствия у предприятия соответствующих данных эти строки или графы прочерчиваются.

Не допускается дополнение утвержденных форм показателям за исключением случаев предусмотренных инструкцией о порядке заполнения форм годового отчета.

За указание в отчетности заведомо неправильных данных руководитель предприятия и главный бухгалтер привлекаются к ответственности.

В соответствии с законом РБ «О бухгалтерском учете и отчетности предприятия» представляют бухгалтерскую отчетность:

1) собственникам согласно уставу предприятия;

2) органам государственной налоговой инспекции по месту своей регистрации;

3) другим государственным органам, на которые в соответствии с законодательством возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и для которых предусмотрено получение соответствующей отчетности.

Годовая бухгалтерская отчетность представляется не позже 1 апреля следующего за отчетным периодом. Отчетность может быть опубликована, а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством, подлежит обязательной публикации.

Порядок составления и предоставления годовой бухгалтерской отчетности

Выделяют следующие этапы составления бухгалтерской отчетности.

1-й этапподготовительный. Он обычно начинается с октября месяца. На нем необходимо изучить инструкции о порядке заполнения учетных форм, составить график организации работы.

2-й этапинвентаризация. Ее цель обеспечить реальность показателей отчетности. Инвентаризация позволяет привести в соответствие данные учета с фактическим наличием средств предприятия и является средством контроля за сохранностью имущества предприятия. Согласно закону «О БУ и отчетности» проведение инвентаризации имущества обязательно перед составлением годового БО но не ранее 1-го октября.

Для каждого объекта инвентаризации применяются свои приемы и первичные документы по оформлению ее результатов:

Объект инв. Приемы инвентаризации Первичные документы по оформлению результатов
Денежные средства Пересчет наличных денег в кассе Акт инвентаризации
Основные средства Снятие остатков по местам нахождения и МОЛ Инвентаризационные описи, сличительные ведомости
Производственные запасы Снятие остатков по местам хранения и МОЛ Инвентаризационные описи, сличительные ведомости
НЗП Снятие остатков по операциям обработки Акт инвентаризации остатков НЗП, инвентаризационная опись
Дебиторская и кредиторская задолженность Высылка выписок дебиторам и кредиторам Акт выверки расчетов, протокол инвентаризационной комиссии

 

3-й этап - заключительный цикл учетных работ включает => работы:

 

1. Проверяется полнота оформления всех хозяйственных операций первичными документами и отражения их в учетных регистрах. В частности, выясняется: все ли первичные документы поступили в бухгалтерию, правильно ли включены в издержки производства расходы будущих периодов, начислены ли предусмотренные учетной политикой фонды и резервы, списаны ли с баланса непригодные к эксплуатации основные средства, полностью ли начислена амортизация основных средств и нематериальных активов и т.д.

2. Контролируется качество и сроки проведения инвентаризации статей баланса и отражения в учете ее результатов.

3. Проводится переоценка по постановлениям правительства основных средств и отражаются в учете ее результаты.

4. Сверяются сальдо расчетов с налоговыми органами, банками, дебиторами и кредиторами с оформлением соответствующих актов.

5. Вносятся в случае необходимости исправления в учетные данные по результатам проверки контролирующих органов и аудиторов. В соответствии с Порядком внесения исправлений в бухгалтерский учет, в случаях обнаружения искажений и ошибок исправления в учетные данные вносятся в месяце, когда были обнаружены искажения и ошибки, независимо от того, в каком отчетном периоде эти ошибки были допущены.

6. Данные ведомостей аналитического учета, разработочных таблиц, листков-расшифровок переносятся в соответствующие журналы-ордера.

7. Суммы в ведомостях, разработочных таблицах должны быть сверены с соответствующими записями в журналах-ордерах. (н-р: Дт50 – Кт 51: должны сверены ведомость №1 и ж/о №2).

8. Итоговые данные журналов-ордеров переносятся в Главную книгу

9. Подсчитывают итоги оборотов по Дт счетов в Главной книге и выводят остатки по каждому счету.

10.Сверяют обороты и остатки по счетам аналитического учета с оборотами и остатками по счетам Главной книги.

4-й этапзаполнение отчетных форм

Бухгалтерская отчетность составляется на основании проверенных и согласованных данных синтетического и аналитического учета.

Составление финансовой отчетности начинается как правило с заполнения бухгалтерского баланса.

Форма №1 «Бухгалтерский баланс» заполняется по данным остатков на счетах, отраженных в Главной книге. При этом следует соблюдать определенные правила:

- Сальдо по счетам расчетов (60, 62, 68, 69, 71, 75, 76 и др.) показываются в балансе развернуто, т.е. дебиторская задолженность – в активе баланса, а кредиторская – в пассиве.

- Некоторые статьи баланса заполняются суммирование остатков по нескольким счетам. Так, сальдо по счетам 50, 51, 52, 55, 57 отражаются по статье «Денежные средства», и т.д.

- По статьям «Основные средства», «Нематериальные активы» отражается остаточная стоимость соответствующих активов.

Структуру баланса мы рассматривали в вопросах теории БУ.

Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках». В этой форме все показатели сгруппированы в отдельные разделы согласно требованиям Инструкций по БУ «Доходы организации» и «Расходы организации», введенных с 1 января 2004г. Отчет состоит из трех разделов:

1. Доходы и расходы по видам деятельности

2. Операционные доходы и расходы

3. Внереализационные доходы и расходы

В отчете раздельно указывается информация, полученная на основании данных бухгалтерского и налогового учета. Т.е. происходит разделение прибыли на бухгалтерскую (по данным БУ) и налоговую (принятую для целей налогообложения).

Форма №3 «Отчет о движении источников собственных средств» заполняется на основании данных синтетического и аналитического учета по счетам 80, 82, 83, 84, 96 и др.

Форма №4 «Отчет о движении денежных средств» отражает поступление и направления использования денежных средств в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации. Он заполняется на основании данных счетов 50, 51, 52, 55.

Форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» содержит информацию:

- о банковских кредитах и займах

- о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности

- о движении основных средств и других активов

- о финансовых вложениях и другие данные.

Форма №6 «Отчет о целевом использовании полученных средств» заполняется некоммерческими организациями (н-р: общественными объединениями, получившими целевые средства из бюджета). Здесь отражается поступление средств и направления их использования.

 

Кроме типовых форм, предприятие составляет пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности. В ней приводятся данные по показателям, не нашедшим отражения в обязательных формах. Например:

- краткая характеристика деятельности предприятия;

- данные о доходах, расходах и обязательствах, выявленных после даты составления отчетности до ее представления.

- объясняются причины несовпадения вступительного баланса отчетного года с заключительным балансом прошлого года.

- рассчитываются аналитические показатели, показатели оценки структуры баланса.

 


ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»

 

Нормативные документы

1. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 26.12.2007 \\ Нац.реестр правовых актов РБ – 2007- 9 янв. (№ 4) с 46-51

2. Закон Республики Беларусь от 8.11.1994г. «Об аудиторской деятельности» в ред. Закона Республики Беларусь от 18.12.2002г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001г. №2/455.

3. Типовой план счетов бухгалтерского учета. Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета.- Минск: Дикта, 2004.- 224 с.

4. Постановление Министерства финансов РБ от 7 марта 2007 г. № 41 «Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, инструкции о порядке составления, предоставления бухгалтерской отчетности»

5. Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Мн., 1993, НЭГ №7 1998.

6. Постановление Министерства финансов РБ от 14 февраля 2008 г. № 19 «Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, инструкции о порядке составления, предоставления бухгалтерской отчетности».

Газеты.

 

● Бухгалтерская газета.

● Национальная экономическая газета.

 

Журналы.

● Аудит и финансовый анализ

● Аудитор

● Белорусский экономический журнал

● Бухгалтерский учет

● Бухгалтерский учет и анализ

● Бюллетень нормативно-правовой информации

● Главный бухгалтер

● Консультант

● Финансы

● Финансы, учет, аудит

● Финансовые и бухгалтерские консультации

Учебники.

 

1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб.пособие / Л.Л.Ермолович [и др.]; под общ. Ред. Л.Л Ермолович.- Минск: Соврем.шк, 2006.- 736 с.

2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / В.И.Стражев [и др.]; под общ.ред. В.И.Стражевева, Л.А.Богдановской.-7-е изд.испр.- Минск: Высш.школа, 2008.-527 с.

3. Бухгалтерский учет: учеб.-практ.пособие/под ред.Н.И.Ладутько.-5-е изд., перераб. и доп..-Минск: ФУАинформ, 2005.-742с.

4. Горбачева А.И. Бухгалтерский учет и отчетность по основным средствам по международным стандартам // Бухгалтерский учет и анализ – 2007.- № 5.- с.32-35

5. Заренин М.В. Планы счетов бухгалтерского учета в банках Республики Беларусь и Российской Федерации.-Гомель: ГГТУ, 2005.-95с.

6. Елисеева Т.П. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб пособие / Т.П.Елисеева.- Минск: Соврем.шк., 2007.- 944 с.

7. Кожарская Н.В. Основы бухучета.-Минск: Соврем.школа, 2006.-351с.

8. Ладутько Н.И. Бухгалтерский учет в промышленности: учеб.пособие-Минск: Книжный Дом, 2005.-688с.

9. Левкович О.А. Бухгалтерский учет: учеб.пособие-4-е изд.,перераб. и доп.-Минск: Амалфея, 2006.-799 с.

10. Снитко М.А. Теория бухгалтерского учета: учеб.пособие-Минск: Соврем.школа, 2006.-310с.

11. Стражев В.И. Теория бухгалтерского учета: учеб.пособие-2-е изд.-Минск: Вышэйшая школа, 2005.-208с.

12. Стражева Н.С. Бухгалтерский учет-изд.11-е,перераб. и доп.-Минск: Книжный Дом, 2005.-608с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дебет 90 Кредит | Лекция 1 Вопрос 4
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.