Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика государства на рынке труда и в области занятости населения

Полная, продуктивная и эффективная занятость — цель государственной социально-экономической поли­тики. Эта политика реализуется через комплекс мер воздействия на рынок труда и сферу социально-трудовых отношений, направ­ленных на снижение безработицы и создание условий для заня­тости населения, желающего трудиться.

Меры, направленные на минимизацию безработицы и помощь безработным, сочетаются с такими аспек­тами политики, как повышение качественных параметров и ра­циональной мобильности рабочей силы посредством реализации разнообразных программ образования и профессиональной под­готовки, а также расширения числа рабочих мест.

Переход к рыночным отношениям в России объективно повли­ял на изменение ситуации на рынке труда и в области занятости, связанное с изменением структуры отраслей народного хозяй­ства, что повлекло за собой развитие процессов формирования новой структуры занятости, вследствие чего произошло перерас­пределение работников в государственном и негосударственном секторах экономики.

Причем негосударственный сектор обеспе­чил значительную долю занятости для экономически активного населения. Формирование новой структуры занятости обуслови­ло изменение форм и методов регулирования занятости с учетом влияния новых макроэкономических факторов.

В начале 1990-х гг. государственная политика в сфере занято­сти в первую очередь была направлена на формирование государ­ственных институтов регулирования социально-трудовой сферы. Основные направления этой политики были направлены на сня­тие напряженности на рынке труда за счет мер, способствующих трудоустройству безработных и их материальной поддержке. Дея­тельность служб занятости осуществлялась в двух направлениях:

- предоставление услуг по подбору рабочего места,

- назна­чение и выплата пособий по безработице.

Предполагалось, что остальные проблемы будут решены под влиянием действия са­мого рыночного механизма. Однако саморегулирования на рын­ке труда не произошло. Основным итогом этого периода явилось нарастание неформальных явлений в сфере занятости — скрытой безработицы и теневой занятости.

Рост масштабов массовой безработицы, как формальной, так и скрытой, обусловил необходимость изменения форм и методов регулирования в сфере занятости населения. С середины 1990-х гг. основных функций регулирования переместились в органы регионального управления. В это время растет число программ поддержки занятости для отдельных ре­гионов, отраслей, категорий безработных. Значительно расши­ряется участие государства в обеспечении подготовки и перепод­готовки граждан. Профессиональное обучение и переобучение при этом рассматриваются как средство повышения качества, гибкости и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда. Широкое распространение получили общественные работы как одна из форм обеспечения безработных граждан временными трудовыми занятиями.

Приватизация государственной собственности повлекла за собой принципиальное изменение структуры занятости населе­ния (рис. 3.4) и, как следствие, структуры безработицы, сконцен­трировав ее основную долю в частном секторе экономики.

Сильнейший экономический кризис конца 1998 г., задевший все сферы социально-экономической жизни страны, послужил толчком к «либерализации» правил найма и увольнения, направ­ленных на повышение гибкости рабочей силы путем поощрения частичной и временной занятости, досрочного перевода на пен­сию. В деятельности служб занятости значительное внимание уде­лялось организации общественных работ, обеспечивающих крат­косрочную занятость и не требующих высокой квалификации. В политике занятости все большая роль отводится регионально­му регулированию, стимулированию мелкого предприниматель­ства, в том числе созданию собственного дела безработными и т.д.

Еще в 1991 г. был принят федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», определяющий принципы, направления и механизмы реализации политики российского го­сударства на рынке труда. (Дополнения в 2005г.)

Главным принципом, лежащим в основе государственной по­литики занятости, является направленность на обеспечение кон­ституционных прав граждан на полную, продуктивную и свобод­но избранную занятость (ст. 5).

Государственная политика в области содействия занятости на­селения направлена на:

— развитие трудовых ресурсов;

— обеспечение равных возможностей всем гражданам Рос­сийской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убежде­ний и отношения к религии в реализации права на добро­вольный труд и свободный выбор занятости;

— создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

— поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творче­скому труду;

— обеспечение социальной защиты в области занятости насе­ления, проведение специальных мероприятий, способству­ющих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то орга­на необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица пред­пенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости или по возрасту); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане; уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершенное летних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба poдителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф); I

— предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

— поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граж­дан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

— сочетание самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации федеральной программы содей­ствия занятости населения;

— координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-струк­турную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

— координацию деятельности государственных органов, про­фессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними; обеспечение занятости в местах проживания коренных ма­лочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и куль­турных традиций, а также исторически сложившихся ви­дов занятости;

— международное сотрудничество в решении проблем заня­тости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение между­народных трудовых норм.

Законодательство РФ о занятости населения состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Закона, дру­гих федеральных законов и нормативных правовых актов, регу­лирующих отношения в сфере занятости населения, и принятых в соответствии с федеральными законами законов и норматив­ных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Все меры государственной политики на рынке труда могут быть разделены на две группы:

активные, нацеленные на снижение уровня безработицы и повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рабочее место путем проведения мероприятий, связан­ных с предотвращением (предупреждением, профилакти­кой) увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучения, переподготовки и повышения квалификации лиц, ищущих работу; активного поиска и подбора рабочих мест; субсидирования создания новых рабочих мест (как на су­ществующих предприятиях, так и путем развития самоза­нятости); организации новых рабочих мест через систему общественных работ и др.;

• пассивные, направленные на сглаживание негативных по­следствий безработицы, предполагающие ответственность государства за положение субъектов на рынке труда и вклю­чающие регистрацию ищущих работу, страхование от безра­ботицы, неденежные формы поддержки безработных и т.д.

Механизм реализации мер государственной политики должен строиться с учетом их адресности, необходимости смещения центра тяжести в их проведении на региональный (местный) уро­вень и уровень предприятия, на преобладании регуляторов эко­номического воздействия поощрительного характера над адми­нистративными (запретительными) методами, при согласовании действий в области регулирования занятости с интересами ра­ботодателей и профсоюзов.

Федеральная служба по труду и занятости выработала рекомендации по совершенствованию политики и действий на рынке труда по ряду направлений: в области обеспечения баланса спроса и предложения на рынке труда, совершенствовании методов трудового посредничества, проблемы создания безопасных условий труда, улучшения положения молодежи и инвалидов на рынке труда, обеспечения достойного уровня жизни и оплаты труда граждан России.

Преодолеть негативные тенденции развития рынка труда призвана разработанная Минтрудом России Госпрограмма "Содействие занятости населения" на 2013-2020 годы, которая состоит из трех подпрограмм: "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан", "Внешняя трудовая миграция" и "Развитие институтов рынка труда" с предусмотренным объемом финансирования за весь период - свыше 594,7 млрд рублей.

В целях стимулирования продолжительности трудовой деятельности предлагается внести ряд изменений в Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации", устранить возрастные ограничения для осуществления профессиональной переподготовки пенсионеров.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политика в области профессиональной подготовки трудовых ресурсов | Трудовая миграция населения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.