Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для обсуждения на семинаре

Добренко Е. Гастрономический коммунизм: вкусное vs. здоровое.

4. Лебина Н.Б., Чистков А.Н. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы нэпа и хрущевского десятилетия. Глава "Внешность". С-Пб.: "Дмитрий Буланин", 2003.

1. Как вы думаете, было ли в СССР потребление индикатором социального статуса? если да, то в какие периоды? Существовало ли "престижное потребление"?

2. Можно ли сказать, что с определенными этапами изменения экономики и политики в СССР изменялись и потребительские практики? Или это в большей степени было связано с техническим и глобальным экономическим прогрессом (изобретения, заимствования с Запада и т.д.)? Каковы были черты потребления, сохранявшиеся в течение всего периода примерно с 1920-1990?

3. Сохранялись ли во время СССР такие реалии, как "роскошь"? Если да, то были ли актуальны те пути возникновения роскоши, о которых писал Бродель?

4. Было ли в СССР потребление инструментом управления людьми? (мини-эссе на 10 минут)

 

Осокина Е. За фасадом «сталинского изобилия». М.: РОССЭПН, 1997. Часть 2. Неизбежность рынка: 1931-35. Глава 1. Всесоюзная карточная система - кнут и пряник индустриального курса. С. 89-113.

В январе 1931 года по решению Политбюро Наркомат снабжения СССР ввел всесоюзную карточную систему на основные продукты питания и непродовольственные товары. Стержнем карточной системы являлся крайний индустриальный прагматизм — порождение форсированного промышленного развития и острого товарного дефицита. Карточки выдавались только тем, кто трудился в государственном секторе экономики (промышленные предприятия, государственные, военные организации и учреждения, совхозы), а также их иждивенцам. Вне государственной системы снабжения оказались крестьяне и лишенные политических прав («лишенцы»), составлявшие более 80% населения страны. Снабжение тех, кто получил карточки, представляло сложную иерархию групп и подгрупп и зависело от близости к индустриальному производству.

В условиях полуголодного существования карточки должны были выполнять роль кнута и пряника в индустриализации страны.

С начала 1931 года в стране существовало 4 списка снабжения (особый, первый, второй и третий). Преимущества в снабжении имели особый и первый списки, куда вошли ведущие индустриальные предприятия Москвы, Ленинграда, Баку, Донбас- са, Караганды, Восточной Сибири, Дальнего Востока, Урала.Однако Иерархия государственного снабжения не ограничивалась делением на группы по степени индустриальной важности городов и предприятий. Внутри каждого из четырех списков существовали разные стандарты снаб- жения, которые зависели от производственного статуса людей.

Страна с началом насильственной коллективизации все ближе подходила к голодной катастрофе (Цель коллективизации — установление социалистических производственных отношений в деревне, преобразование мелкотоварных индивидуальных хозяйств в крупные высокопроизводительные общественные кооперативные производства[1]. В результате сплошной коллективизации была создана целостная система массированной перекачки финансовых, материальных и трудовых ресурсов из аграрного сектора в индустриальный. Это послужило основой для последующего быстрого индустриального роста, который позволил преодолеть качественное отставание промышленности СССР от ведущих мировых держав).

С началом индустриализации и коллективизации стремительно возрастало число подневольных рабочих ГУЛАГа — заключенных и спецпереселенцев. Сотни тысяч крестьян, рабочих, служащих и интеллигенции оказались «за колючей проволокой».

В результате к концу первой пятилетки различий между вольными рабо- чими и спецпереселенцами, с точки зрения принципов государственного снабжения, изложенных в постановлениях, не существовало. Более того, индустриальный прагматизм приводил к тому, что нормы спецпереселен- цев, работавших на крупнейших промышленных объектах, например, Маг- нитке или Кузбассе, превышали нормы вольных рабочих и служащих типо- графии или небольшого предприятия.

Индустриальный прагматизм определял и снабжение интеллигенции. По- нятие интеллигенции включало многие профессии: инженерно-техничес- кий персонал на предприятиях и в учреждениях (техническая интеллиген- ция), ученых, преподавателей вузов, учителей, врачей, юристов, агрономов (научная интеллигенция), артистов, художников, музыкантов и прочих (творческая интеллигенция). Индустриализация нуждалась в работниках интеллектуального труда.

В соответствии с январским 1931 года постановлением коллегии Наркомснаба, снабжение интеллигенции должно было определяться не ее классовой, «буржуазной» или «пролетарской», принадлежностью, а близостью к промышленному производству.

Сельская интеллигенция получила худшее снабжение по сравнению с городской. Врачи, «просвещенцы села» — учителя, агрономы, счетоводы и другие, если они работали при колхозах и совхозах, должны были снаб- жаться из их ресурсов по нормам неиндустриальных рабочих (группа «Б») второго списка предприятий. В местностях, где не было колхозов, государ- ство брало на себя обязательство снабжать интеллигенцию хлебом, крупой и сахаром по нормам рабочих третьего списка, самым низким в то время. Снабжение промтоварами должно было осуществляться по нормам рабочих данной местности. Принцип «чем ближе к производству, тем лучше снабжение» действовал и для студентов. Учащиеся ФЗУ, которые сочетали работу на предприятии с учебой, получили нормы индустриальных рабочих. Студенты индустри- альных вузов — будущие инженеры и техники на производстве — нормы прочих рабочих; студенты неиндустриальных вузов — нормы служащих.

Особую группу составили военные потребители.

Большинство крестьян не получили карточки. Государственное снабжение зависело также от социального статуса крестьянина и призвано было подстегивать коллективизацию.

Анализ принципов, заложенных во всесоюзной карточной системе, по- казывает, что стратификация государственного снабжения не совпадала с официальной классовой структурой советского общества. Внутри хрестома- тийно выделяемых классов и групп — рабочие, служащие, интеллигенция, военные — существовали страты, для которых Политбюро определило раз ные условия снабжения. Образно говоря, в снабжении лезвие стратификации проходило не между классами, а внутри их, рассекая классы на множество групп. Эти группы затем перемешивались государственными декрета- ми и постановлениями и объединялись, по принципу «нужен — не нужен», «очень нужен — не очень нужен», в новые страты.

Индустриальный прагматизм формировал не только своеобразную соци- альную, но и географическую иерархию. Горожане получили преимущества перед сельским населением, а население крупных индустриальных горо- дов — перед жителями малых и неиндустриальных городов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Семинар | Иерархия магазинов, столовых и цен
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.