Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоторые исторические подробности формирования раввинистического иудаизма




Формируется традиция мидраша – интерпретация одного библейского отрывка при посредстве другого (метод аналогии). Мидраш – это и метод, и собрание текстов.

Из религиозных партий для нас важно формирование при Маккавеях движения хасидеев – праведных, выступавших против эллинизации. Хотя они и способствовали приходу Хасмонеев к власти, но задачи свои не выполнили, поскольку эллинизация продолжалась. Есть мнение, что они были предшественниками фа-рисеев. Хотя раввин. источн. более склонны производить фар. от членов Великого собрания-Герусии, кот. руководили жизнью евреев в персид. и раннеэллин. период.

Проникновение иудаизма в языч. мир. Категория «богобоязненных» - которых сами евреи, однако, не считали полноценными иудеями.

Формированию раввин. формы иудазиа в наибольшей степени способствовали 1. поражение двух вос-станий (великого – пораж в 70г. и БарКохбы, Косибы – 132-135), 2. разрушение Храма и усиление рассея-ния, 3. распространение христианства.

Движение таннаев – арам. хранители традиций и толкователи законаиз фарисеев) берет на себя задачу стандартизации и объединения иудаизма. Для этого в первую очередь устанавливается основа ещедневно-го молитвословия – Шма- «Случай Израиль» и «Шмоне эсре» - 18 благословений, в которую было включено 18-е – проклятье против миним – т.е. неправедных евреев, имелись в виду иудео=христиане. Введены за-коны, запрещающие всякие контакты с неврееями, торговля и т.п.. Все христианские тексты объявлены не-священными. Христианству присвоено название ноцерим – назаряне, секта.

Крах надежд на быстрое возрождение госдарственности и гибель храма побудили перенести ритаулы, связанные с Храмом в синагогу и семью. В связи с этим неверно представление о том, что евреи никаких жертв не совершают. Конечно, не совершают так, как было во времена храма, однако свои молитвы они рассматривают именно как мистическое замещение, а следовательно – священнодействие.

Возникает вопрос о происхождении синагоги. Предполагают, что возникла в вавил. изгнании, однако ар-хеология этого не подтверждает. Скорее всего возникает в эллинист. периодом. Считают «малым святили-щем», ссылаясь на Иез. 11, 16 – «Я буду для них некоторым святилищем в тех землях, куда пошли они», там обитает Шехина.

После восстания суддакеи потерпели поражение и сошли с историч. арены. Именно из среды фарисеев выходят рабби или раввины, ставшие основоположниками нового иудаизма.

Сразу после окончания войны с разрешения Тита раввины собрались в Явне или Ямне под руково-дством Иоханана бан Заккая. Потом власть перешла к представителям династии Гиллеля. Около 80 г. пер-вое место занял Гамалиил 2-й. При поддержке римских властей создана система местного национального управления под названием Патриархат.

Казалось бы все мирно, но евреев заставляют платить налог храму Юпитера в Риме, происходят и дру-гие столкновения с неевреями при Траяне (98-117). Партизанскую войну возглавил Бар Косиба. Захватил большую территорию, чеканил монету. При нем был первосвященник Элеазар, пытавшийся возродить жертвоприношения. Два вождя – духовный и светский. Поражение восставших, избиение евреев, в том чис-ле и раввинов. Национальное мученичество называют кидуш ха-шем – освящение имени Бога (повторяли в средние века и потом). Раввинистическая традиция называет рабби Акиву в качестве одного из главных вдохновителей восстания, хотя на самом деле это м.б. и не так.

С середины 2 в. положение евреев снова начинает улучшаться. Патриарх и верх.суд вершат свои дела в Галилее. При Северах (193-225) евреи получают римское гражданство, что дает им дополнительные при-вилегии.

Богословская деятельность таннаев была напрвлена на составлене Мишны (комментария к Торе). При этом устная Тора развилась в законченную систему, которая в конечном итоге вытеснила письменную Тору в качестве основного объекта изучения и руководства в религиозной жизни. В отличие от фарисеев, кото-рые не стремлись к какому-либо организационному оформлению своей деятельности, таннаи поставили задау систематизации традиции. Возникли школы, называвшиеся академиями и имевшими четсую и посто-янно развивавшуюся структуру. Совершенно внебиблейские традиции объясняли как «традиции отцов» и «неписаные законы».

Устная Тора – интерпретация письменной, что ее употреблять на практике. Письменную всегда читали со свитка, устную – только напамять.

Академии находили под управлением специального суда. Главу суда – ав-бет-дин – назначал патриарх или этнарх – наси. Первой такой парой мудрецов по преданию были Гиллель и Шамай (в более ранний пе-риод, соответственно).

Нужно коснуться двух методов таннайской интерпретации: мишна и мидраш.

Мишна – это изучение абстрактных и безусловных юридических принципов, без объяснения. Постепенно текст был организован по предметно-тематическому принципу.

Мидраш – объяснение Св.Писания. Еще один тип литературного наследия раввинов. Это толкования текста Торы с точки зрения выявления смысла еще не понятых слов и выражений. Наиболее распростра-нен трактат – Мишраш-раба, толкование на Пятикнижие.

И тот, и другой метод первоначально был представлен огромным количеством текстов. Незивестно, ка-кой метод древнее. Можно говорить лишь о времени завершения канонического редактирования. Для Миш-ны это конец 1 в., для мидрашей – гораздо позже, 5 в.

Для Мишны важны два термина – галаха и агада. Этимология галахи неясна. По сути – это толкование закона. Агада – рассказывать (отсюда название повествования об исходе на праздничном седере) – преда-ния. легенды.

Агада – это этические рассуждения и фольклор, являющие собой один тип дискуссий, тогда как другой важнейший – Галаха – касается толкования юридических норм. Пример: «Два человека держат плащ (и предстают перед судьей). Один говорит: Я его нашел, и другой говорит: Я его нашел. Если первый скажет: Он весь мой, и другой скажет:Он весь мой, то первый должен поклясться, что ему принадлежит не меньше половины, и другой должен поклясться, что ему тоже принадлежит не меньше половины, и они его разде-лят (каждый получает половину стоимости плаща). Если первый скажет: Он весь мой, а другой скажет «Он наполовину мой (потому что считает, что они нашли его одновременно), то первый должен поклясться, что ему принадлежит не менее трех четвертей, а тот, кто говорит, что он «наполовину мой», должен поклясть-ся, что ему принадлежит не менее четверти, и первый получает три четверти, а второй – одну четверть». Далее следует пространная дискуссия.

Редактирование Мишны было завершено ок. 200 г. Иудой Патриархом. До этого много вариантов. Кроме того, не все было записано, поскольку разрабатывались специальные мнемонические приемы для запоми-нания традиции. Это очень существенно, что писаный текст Мишны как предмет преподавания ии изучения входит в обиход только в конце аморайскго периода.

Текст Мишны организован по шести разделам: 1. Зераим – земельные законы; 2. Моэд – праздники; 3. Нашим – женщины, законы брака; 4. Незикин – гражданское право и возмещение ущерба; Кодашим – жерт-воприношения; Тахорот – очистительные ритуалы. Каждый раздел включал несколько трактатов. Всего 63.. Например, все что говорится о субботе в Торе помещено в трактат «Шабат» с комментариями. «Шабат» входит в один из 6 разделов Мишны, раздел называется праздники «Моэд».

Все эти тексты казались очень оторванными от Торы. Недостаток связи с Писанием восполнялся мид-рашами – комментариями к книгам Исход, Левит, Числа и Второзакония.

Интересно, что к середине 2 в. происходит упадок эллинистического иудаизма. Это связано, с одной стороны, с ускорившейся ассимиляцией евреев в местах проживания, а с другой, с тем. что в изгнание при-было множество евреев из Палестниы. говоривших только по-еврейски. Синагоги Малой азии, Греции, Бол-гарии, Италии, островов и Сев. Африки переходят обратно от Септуагинты к еврейским текстам.

Вплоть до середины 7 в. центрами религиозной жизни оставались Палестина и Вавилония. После за-вершения кодификации Мишны начинается период амораев – начало 3 в. Амораи – интерпретаторы Миш-ны. О том, что связь с Палестиной стала в мировом еврействе слабеть можно судить потому, что патриарх Гиллель 2 (320-365) обнародовал математические правила для вычисления календаря: община в Палести-не угасала и не могла руковолдить диаспорой.

Положение евреев сложное из-за того, что христв-во становится гос. религией Визант. империи. Иудеи пытаются вступить в контакт с персами. Потом Юлиан в 362 г. объявил, что разрешает евреям вернуться в Иерусалим, построить храм и возобновить жертвоприношения. Через год начались строительные работы, однако в одночасье вся строительная площадка была пожрана огнем.

В последующие годы – ужесточение законодательства. Серия антиеврейских законов, начиная с Феодо-сия 1 (383. 392. 404. 415 гг.). Запрещалось строить новые синагоги и реставрировать старые. В 415 г. Гама-лиил 6-й был лишен почетного завания «претор» по обвинению в стр-ве синагог, обрезании христ.рабов и проч. В 425 г. отменен патриархат. В это время в спешке завершается Палестинский или Иерусалимский Талмуд, текст противоречивый и не пользующийся большим авторитетом. В нем прокомментировано 39 трактатов Мишны.

Рассчитывали на помощь персов, но после возвращения Палестины под власть Византии в 629 г. под-верглись еще более жестоким гонениям и почти окончательно исчезли в Палестине.

ВАВИЛОН –6 в. –персы хотя и разрешили евреям вернуться, большая часть осталась на месте. В 1 в. на террито. Римской имп. жило 4-4,5 млн. евреев, а в Палестине – не более 700 тыс. В Валиноне евреи актив-но занимались сельским хозяйством. Политика властей не угоржала их национальной самобытности.

331 – приход Александра Мак., потом Селевкиды. С 171 г. – парфяне – также мирное сосуществование. В 20-35 гг. нэ.э там даже существовало еврейское гос. образование. Известно, что члены царского дома Адиабеды приняли иудаизм и в 40 г. принесли жертвы в Иерус. храме.

После поражения восст. Бар Кохбы часть таннаев бежали в Вавилонию и там основали центры религи-озного образования. К середине 2 в. складывается система централизованного управления еврейской об-щиной в Месопотамии, а в 170-210 гг. появляется и должность реш-галута или экзиларха. При парфянах они посылали своих детей для обучения в Палестину. Экзилархи собирали налоги, имели право суда и да-же вынесения смертного приговора.

Несмотря на давление со стороны зороастризма в 3 в., евреи чувствовали себя вполне комфортно. В 520 г. была даже предпринята попытка создания собственного княжества, потерпевшая, правда, провал. Последний окончил свое правление в 670 г.

В среде вавилонских раввинов был составлен Вавилонский Талмуд, в котором прокомментировано 36 с половиной трактатов Мишны.

Талмуд представляет собой текст Мишны и комментарии к нему, называемые Гемара. Это название часто используется вместо Талмуда, но обозначает именно его. Ибо все, что в Талмуде есть собственно оригинального и есть Гемара. Это сложные тексты, представляющие собой впоследствии множество раз отредактированные записи диспутов во время учебных сессий амораев. Предметом дискуссий служили трактаты Мишны. Амораи пытались преодолеть отрыв Мишны от Торы посредством восстановления связи с Писанием.

Одним из коренных различий между ПТ и ВТ является использование различных диалектов арамейского языка. В П. пользовались западным галилейским, а в В. – восточным, сходным с сирским языком.

Итак раввинистический иудаизм создал ряд текстов, хотя и слабо систематизированных, трудных для понимания непосвященных. Учение о мире, сотворенном единым вченым Богом, всемогущим и всеведу-щим. Единственное Его желание – чтобы все следовали Торе, с помощью которой открывается Божествен-ная воля (устный и письменный закон).Неевреи тоже могут спасаться по законам Ноя (раввинистический аналог естественного закона. Человек может достичь совершенства в ритуальной области, а также в во-просах морали. Община Израиля стремится к единой награде – мессианской эре. Она освободит евреев от иноземного владычества, они будут жить на своей земле под управлением потомка Давида-мессии, кото-рый будет смертным человеком, мудрым и сильным. Будет восстановлен Храм, воскреснут мертвые и на-ступит вечная радость.

В Талмуде встречаются такие имена Бога как Яхве. Элоах, Шаддай, Эль-Элиен, Саваоф, Адонай – Гос-подь и др. и др. Каббала учит, что всего существует 72 имени Бога.

Фантастические описания деятельности Бога: «день имеет 12 часов, В первые три часа Бог сидит и за-нимается Торой. Во вторые три часа он сидит и судит вселенную, когда он замечает, что мир заслуживает уничтожения, тогда, встав с трона суда, он садится на трон милосердия. В третьи три часа он сидит и пита-ет весь мир, начиная от единорога и до яичек насекомых. В четвертые он сидит и грает с левиафаном».

Сформировано представление о Шехине – покоящейся сущности или божественном присутствии, кото-рой придана некоторая полусамостоятельная роль.

Очень сильный элемент дуализма, возможно явившийся результатом воздействия зороастризма. Наи-более явно это проявляется в учении Талмуда об ангелах. Существуют ангелы стихий – воды, ветра, огня и проч. Каждое дыхание Яхве порождает ангелов. Но есть и ангелы тьмы – пустынники, вредители, злые, ут-ренние, полуденные, ночные. Демоны слепоты – ночью залезают в открытые сосуды и ослепляют тех, кто пьет поутру (Авода-зара). Ангелы едят и пьюь, размножаются и умирают, знают будущее и свободно пере-мещаются по всему миру (Авот де раби натан).

Два слова о еврейских мыслителях средневековья и нового времени. Одним из наиболее выдающихся философов-богословов 12 века был Рамбам – раввин Моше Маймонид – врач египетского султана, автор знаменитого юридического трактата «Мишнэ Тора» (это его попытка составить книгу, в которой можно было бы получить ответ в любой ситуации).

Нужно было дальше разъяснять, и покороче. Яков бен Ашер в 14 в. составил трактат Арбаа Турим – Че-тыре раздела – о молитвах, о убое и кашруте, о браке, гражданское право. Потом появился в 16 в. в Испа-нии Шелхан Арух. Автор – Йосеф Каро. = достоин быть раввином только тот, кто сдал по этой книге экза-мен, состоит из 4 томов: 1. законы и молитвы для праздников; 2. нормы благотворительности, изучения То-ры, приготовления еды; 3. законы брака и развода; 4. еврейское гражданское право. Потом Шнеур Залман из Ляд составил Шулхан Арух Гарав – хасидская версия. В 1864 г. Шломо Ганцфрид написал упрощенный текст в Ужгороде – Кицур Ш.А. – т.е. краткий.

Все мыслители жившие до автора Шулхана – раввина Йосефа Каро, называются ришоним - первыми)

Знаменитый еврейский духовный уитель – раввин Шломо бен Ицхак или Раши – 12 век, Франция. Про-славился своими комментариями в Библии. Текст раввинистической Библии включает самые знаменитые комментарии. Раши здесь на одном из первых мест. Раввины толковали прямой смысл – пешат и толкова-тельный – дераш (т.е. в соответствии с галахической традицией). Часто это было одно и то же. Раши попы-тался развести эти два типа комментариев и давать их отдельно. Сын раши – Рашбам или раввин Шмуэль бен Мейер полагал, что два типа содержания вообще могут находиться в противоречии друг с другом.

Комментарий – первая печатная еврейская книга, раньше Торы. Комментарии Раши читают вместе с не-дельной порцией Писания. В Талмуде наряду с Раши дется еще и Тосафот – комм. его двух затьев и трех внуков.

 

Священного Писания ВЗ, которое называется Танах и состоит из Пятикнижия – Торы, Пророков – Неви-им и Писаний – Ктувим.

Книга Бытия – как и все книги Танаха называется по-еврейски по первому слову – Брейшит – понимается особо. Грех нарушения заповеди Божией Адамом и Евой осуждается, но идея первородного греха отверга-ется. В то же время считается, что зло и эгоизм более естественны для человека, чем добро и альтруизм (как же «добро весьма»).

Конечно, евреи считают традицию иудаизма непрерывно идущей от древности, а ее основателями трех патриархов Авраама, Ицхака и Яакова.

акедат ицхак – жертвоприношение Ицхака – готовность убить себя и близких ради Бога, например, что-бы не принять крещения.

Все колена пропали, кроме Левиина (левит и священники коганим) и Иудина (Йегудина). В средние века существовал миф о стране Самбатион, где скрылись 10 колен, которые придут помочь оставшимся евреям бороться против мусульман и христиан.

«Я есть Сущий» евреи переводят «Я есть, кто Я есть». Истинное Имя сокрыто.

На Синае, с точки зрения Талмуда, Моше-Моисею дана вся Тора, свиток за свитком + устная Тора. Хотя есть мнение, что были сообщены только основные принципы. + предание (например, создание скинии по образу показанному – аргумент).

Осуждается преднамеренное убийство, активная же самооборона одобряется. развитие в Талмуде: «ес-ли кто-нибудь пришел убить тебя, убей его первого» (Санхедрин, 72а).

Не поминай имени Господа, Бога твое, всуе – значит, у них, не использовать имени Божия в своих инте-ресах, для оправдания своих поступков.

Деятельность священников в скинии сохраняет свое значение и для современного верующего еврея: на-пример, утренняя и послеполуденная молитва – Шахарит и Минха – символизируют ежедневные жертво-приношения в храме. Соответствует концепции, что частная и синагогальная молитва выступают в роли замещения храмовой деятельности до его восстановления.

После разрушения храма в 70 г. раввины стали акцентировать важность замены жертвоприношения жи-вотных этическими упражнениями (дела любви). В этом контексте христианство рассматривается как «ре-акционная реабилитация человеческих жертвоприношений».

Реформисты вообще удалили из молитвенников упоминания о жертвах, считая это остатками примитив-ного религиозного сознания. Ортодоксы = подчеркивают надежды на восстановление храма. Они трижды в день молятся о восстановлении. Однако теперь это вызвало бы джихад, поэтому возможно только с прихо-дом Машиаха. Консерваторы = все упоминания о жертвах в прошлом, без надежд на будущее. После шес-тидневной войны 1967 г. в Иерусалиме основана ортодоксальная йешива – религиозная школа «Атерет ко-ганим», в которой изучают законы о жертвоприношении, ученики-коганим рассчитывают на восстановление храма.

Важно отдавать себе отчет в том, что ВЗ реалии активно экстраполируются на современную жизнь Из-раиля, который является религиозным государством, хотя часть населения и не согласна с этим. Например, существует термин «комплекс Шимшона», т.е. Самсона. Если Израиль будет терпеть поражение в войне с противниками, то прибегнет к ядерному оружию: умрет вместе с филистимлянами. Судьба остального мира безразлична, ведь гибнет гос-во Израиль.

Особое отношении к пророку Илие – Элиягу – считают, что он невидимо присутствует на каждом пас-хальном седере – ему ставят отдельную чашу. Также на каждом обрезании, где для него ставят стул. В со-ответствии с талмудическим фольклором средневековья посещает святых, ученых и попавших в беду ев-реев (и только). Считают, что это Бог его посылает для опровержения его обвинений против евреев в 3 Царств, 19:14).

Исайя – слова на ООН – Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Нет ссылки на источник (как пишут евреи, чтобы не вызвать недовольства коммунистов и мусульман). Подчер-кивается еврейская коннотация: все гос-ва мира заседают под иудаистским лозунгом (христианство в рас-чет не берется), тем более, что Исайя призвал евреев стать «светом для народов», что «и по сей день ак-туально для всех евреев»: сделать Бога и Его этику известными всему миру.

Встает вопрос о пророках: они нелицеприятно писали о евреях. Например, Амос. Ответ такой: в отличие от других, евреи канонизировали своих критиков, которых некоторые евр. ученые называют «первыми анти-семитами», что кстати проливает свет на их понимание этого термина: это каждый, кто осмеливается ска-зать о евреях нелицеприятную правду (здесь не говорим о юдофобах, конечно).

Содержание книги Ионы (Йоны) противопоставляется христианству с его «нетерпимостью»: а евреи все-го лишь требуют от язычников не обращения, а просто воздержания от дурного и делания добра.

Пророк Михей – выделение этической сущности иудаизма. Слова «вершить правосудие и любить мило-сердие, и скромно ходить пред Богом твоим» (6,8) рассматриваются как «черта, не переступая которой, че-ловек остается евреем». Противоречие между давлением ритуала и этическими императивами.

Основа еврейского молитвенника – Псалтирь (Тегилим).

Книга Руфь – моавитянка: «твой народ да будет моим народом, и твой Бог – моим Богом» - комментиру-ется так, что до сего дня остается неразделимым слияние в иудаизме национальности и религии, чего нет в других верах.

 

Об ангелах:

Это творения Божии, обладающие сверхчеловеческими знаниями и силой, посланцы Божии – малах; здесь в Писании иногда смешение людей и ангелов. Иногда названы воинствами – сопровождают Бога и служат Ему.

Талмуд: Мишна умалчивает об ангелах, зато Агада и Мидраши обильно упоминают. Появляются ангелы добрые и злые, высшие и низшие. Говорится об архангелах – ангелах служения (Гавриил, Михаил, Рафаил, Уриил). Ангелы ведают силами природы, народами и царствами, соотносятся с проявлениями человече-ской жизни. В 3 в. появляется представление об ангелах, как о свите Бога, творящей небесный суд. От-дельно – ангел смерти Самаэль, многоглазый, с мечом или косой в руке, бродяга-нищий. кочевник-араб).

Падшие ангелы – те, которые прельстились дочерями человеческими и сожительствовавшие с ними. Родились гиганты, которые убивали людей и учили их пользоваться оружием. Архангелы истребили.

Относительно соотношения ангелов и человека, Агада высказывает мнение, что в конце дней праведни-ки будут выше ангелов (находим и у Ап.Павла).

В ср.века против ангелов выступал Маймонид.

Кабала – бывают ангелы служения, разрушения, милосердия, наказания, мужские и женские. Тело их – эманация Бож. света. В человеке живут одновременно и злой, и добрый ангелы. Саади Гаон (10 в.) полагал, что они телесны. Маймонид рассматривал их как бестелесные «обособленные разумы» и распространял на все природные явления.

Рефо. и консерв. отрицают. ортодоксы имеют тенденцию к символизации. Хасиды – в полной мере.

Демоны – злые духи посланцы Бога, выполняющие Его волю (вроде искушавшего Саула или Иова). Обитают в пустынях и развалинах. В период 2 Храма и Кумрана – только теперь появляется дуалистиче-ское представление о демонах, которые правят злом и ложью под управлением сатаны.

Талмуд – Иерус. –мало, в Вавил – расширенная мифология, злые и повсюду присутствующие, царь Ас-модей или Самаэль, царица Лилит.

Упоминается, что Соломон пользовался их услугами при строительстве Храма.

Защита – 90 пс. – его читал Моисей при восхождении на Синай.

Описание не систематизировано.

Кабала – привнесены элементы герм. и слав. фольклора, христ. и араб. мистики. Считали, что демоны невидимы, потому что состоят не как люди из 4 элементов – воды, земли, огня и воды, но только из 2 – оння и воды. Зохар сообщает, что демоны произошли от союза Адама и Лилит. Особое внимание уделяется секс. отн. демонов и людей.

Появляется образ «добрых демонов», очевидно взятый из арабского предания о джиннах. Их называют «еврейскими» демонами, потому что они верят в Тору.

Происхождение злых ангелов от сожительства Адама с Лилит: Адам после грехопадения 180 лет не жил с Евой и она нарожала множество женских духов от бесов, потом Адам от лилит нарожал мужских бесов. (Берешит раба). Грухопадение Адама привело к тому, что нарастал грех, а Шехина (женская часть Бога, отделившаяся и ожидающая воссоединнения в мессианском веке) все дальше уходила от земли. Только праведность семи – Авраам, Исаак, Иаков, Леви, Кегат, Амрам и Моисей – вернула Шехину на землю.

Что касается происхождения человека, сотворенного накануне субботы, то души до этого предсущество-вали на седьмом небе. Соединение с телом происходит при зачатии, через 40 дней или при рождении. Каб-бала развивает это дальше. Зохар: «в ту минуту, когда бывает земное совокупление, святой посылает на землю форму человеческуюЮ отмеченную божественной печатью. Эта форма присутствует при действии о котором мы сказали, и если бы глаз мог видеть, что тогда происходит, человек заметил бы над своей голо-вой образ, совершенно подобный лицу человеческому, и этот образ есть образец по которому мы произве-дены».

Предназначение человека-еврея – совершать праздничные жертвы, заниматься благотворительностью и изучать Тору.

Большое значение уделяется браку. «Кто отказывается от супружества, нарушая тем заповедь о раз-множении рода человеческого, тот считается душегубом, уменьшающим число подобий божиих» (Иевамот). Талмуд разрешает браки с прозелитами6 «Все прозелиты имеют право вступать в брак с евреями, и мы не подозреваем их в происхождении от народов, относительно коих в Библии имеется запрещение (Тосефта Киддушин).

Талмуд содержал множество ценных, часто опережавших уровень своего времени, медицинских пред-писаний, в частности касавшихся гигиены, акушерства и гинекологии.

Смерть приходит вместе с ангелом Самаэлем. Он стоит у постели умирающего с обнаженным мечом и смертельной каплей, свисающей с острия. Больной замечает его, открывает рот и получает каплю. Совер-шив свое дело, Самаэль обмывает меч в воде, поэтому заповеди Талмуда требуют, чтобы во всем околот-ке, где умер кто-нибудь, были вылиты все запасы воды (Шулхан Арух).

Душа. покинув тело, не сразу возносится, но семь дней ходит около былого жилища и сокрышается. За-тем праведники отправляются к престолу Божию, а грешники в ад. В течение года по усопшим читают мо-литву Кадиш, а также в годовщину смерти.

Внешнее благочестие заключается в молитве и изучении Торы и Талмуда. Начинать учиться с детства: в 5-6 лет Тору, в 10 – Мишну, в 15 – Гемару. Необходимость строгого следования традиционным толковани-ям: Авот: кто откроен в Торе смысл, несогласный с галахой, тот лишается удела в будущей жизни. Заучива-ние Торы «на иглу».

СИМВОЛИКА ОДЕЖДЫ

=наиболее заметный атрибут – ермолка или кипа, появилась как ритуальный головной убор только в средние века. Сейчас это не столько религиозный знак, сколько свидетельство принадлежности к еврейст-ву.

= Цицит – кисти, привязываемые к четырехугольной одежде. Напоминают заповеди Божии. Одевают под рубашку как пончо. Первоначально бахрома включала голубую нить, обвивавшую белые, потом исчезла – не стало красителей. При танаях часть повседневной одежды, лишь позднее специфически для молитвы. Каббала дает символическое объяснение – тридцать девять витков нитей в каждой из четырех кистей соот-ветствуют цифровому значению слов Адонай эхад – Господь един из молитвы Шма. Всех нитей – 613 –по-нятно.

Талит – большое покрывало с цицит на углах для молитвы. Нельзя смешивать нити, например, шерсть и хлопок. Надевают на утреннюю, дополнительную, полуденную и вечренюю молитвы. Когда одевают, произ-носят магические формулы, чтобы достичь молитвенного сосредоточения.

Тфилин или филактерии – кожаные коробочки с ремешками, прикрепляемые на левую руку (коробка на бицепсе в сторону тела – где сердце) и на голову. В них находился кусок пергамента с цитатой из Втор. 6, 4-9, 11, 13-21 или Исх. 13, 1-10, 11-16). Символ того, что все поступки и мысли человека должны служить воле его Творца. Изначально тфилин носили весь день. На шель-рош изображена буква ש первая буква имени Бога Шаддай.

Молитвы делились на утреннюю – Шахарит, дополнительную – Мусаф, послеполуденную – Минха. Не-ила – предвечерняя, Маарив- вечерняя.

Частная молитва – обязательно три раза в день. Важнейшие компонента – Шма и Шмонэ эсре. Главное значение в том, что постоянно подтверждает заменимость храмовых жертвоприношений молитвами. Счи-тается, что сила шмонэ такова, что может воскресить мертвых.

Надо отметить, что Талмуд также содержит огромный массив материала, касающего чисто правовых от-ношений, в т.ч. аренды земли и использования рабов, т.е. отражает проблемы жизни древнего еврейского общества.

Взгляд на государство: отсутствие наследственного династического правления в государстве считается проклятием (Санхедрин). В книге Кицур Шулхан Арух можно прочесть, что следует воздавать почести вся-кому неврейскому царю. но не президенту или премьер-министру. которые гораздо ниже монарха по объек-тивному статусу.

Тора еще называется письменным законом. Потом появляется устный закон – комментарий к 613 запо-ведям Торы. «Традиция учит, что Тора содержит 613 заповедей, хотя сама Тора нигде не определяет их количество»!!! Из делят на 248 предписывающих (столько же частей в теле человека) и 365 запрещающих (по одной на день года) (столько в теле нервных волокон).

НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ:

1. утреннее омовение – нетилат ядаим: необходимо специальным горшком вымыть левую а потом пра-вую руку до запястья. Дело в том, что во время сна душа покидает тело, и на него налетают духи скверны, они остаются на руках; вода от такого омовения является ритуально нечистой. Не омытыми руками нельзя касаться никаких частей лица или интимных мест, трогать еду, одежду. Каббала – если неомытым пройти 2 метра – душа в смертельной опасности. Руки надо омывать после бани, туалета, стрижки ногтей, волос, бритья, одевания обуви, прикосновения к частям тела, скрытым под одеждой и проч.

2. Как одеваться: подчеркивать превосходство правой стороны над левой, т.е. одеваться с правой сто-роны, а раздеваться с левой. Нельзя одновременно одевать и снимать два предмета одежды – кабб. –ду-ховный вред, также нельзя ходить босиком (не распространяется на ритуалы – коганы благословляют без обуви. В одежде нужно быть во всем отличным от нееврея. «Еврей обязан пожертвовать своей жизнью за цвет ремешка точено также как пожертвовал бы ей за отказ поклониться идолу». «Отпускать длинные воло-сы не рекомендуется. потому что это обычай неевреев».

3. О нечистых животных: если свинья только что вылезла из воды и совершенно чиста, при видее ее пя-тачка нельзя произносить какие-либо слова Торы или молитвы.

Например, в тексте относительно субботы говорится: не разжигать огонь, не рубить дерево, не пахать и не собирать урожай, а сегодня это обросло множественными уродствами, добавленными раввинами. И еще – Втор 6:18, 11:18, Исход 13:16 – говорится о том, чтобы повязать слова Божии на руке и пусть они будут знаком над глазами: устный закон объясняет, что это тфилин-филактерии. Око за око – объясняется как денежный штраф. Устное предание зафиксировано в книгах Мишна и Талмуд. Евреи полагают, что запи-санное там восходит к временам откровения на Синае. Трактат Авот учит, что это предание передано Мои-сеем Иисусу Навину и так далее. Возникает вопрос: отчего в этих текстах описываются бесконечные споры. Ортодоксы считают, что часть предания была забыта. Консерваторы и реформисты полагают, что устный закон важен, но не восходит к древности.

(Заметим, что комментарии к Талмуду относительно субботы не прекращались ни на один день. Литера-тура этого типа называется шеэлот утшувот – вопросы и ответы, уже тысячи томов. Примеры: нельзя за-водить машину, поскольку это делается зажиганием искры, а значит и зажиганием огня, что запрещено. Университет Бар Илан в Израиле создал базу данных, чтобы любой раввин мог своевременно дать ответ на запрос о возможности тго или иного действия. Пример: игра в Скрэбл или русский Эрудит – составлен-ные слова – не записанные, играть можно, но нельзя записывать счет в субботу. Другие вопросы: можно ли владеть акциями компании, производящей некошерную пищу? должен ли еврей носить ермолку на работе и проч. Консерваторы в США не стали запрещать ездить на машине в синагогу в субботу. Реформисты вооб-ще только рекомендуют, приняли гомосексуалистов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.