Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия китайской философии

В эпоху Чжоу создаются и комментируются классические тексты китайской культуры, из которых особое место занимает древнейшая «Книга Перемен» (Ицзин), восходящая еще к династии Шан. По своему основному предназначению это пособие по гаданию. Однако уже в период Восточной Чжоу в приложениях к Ицзин нашли отражение важные особенности китайского религиозного сознания и основные понятия классической натурфилософии (философии природы).

Мир в традиционном китайском представлении един, гармоничен и пребывает в непрестанном движении. Основную идею китайского мировосприятия можно выразить словами древнегреческого философа Гераклита: «Все течет, все изменяется». Человек ― микрокосмос, но также и один из элементов космоса, вовлеченный в процесс всеобщих перемен (и).

Хотя вещи претерпевают метаморфозы, все они имеют общую основу, все состоят из единой субстанции ― ци, которая проявляется с различной степенью плотности. Для иллюстрации этого положения китайские мыслители обращались к образу воды: как вода остается водой и в форме льда, и в форме жидкости, и в форме пара, так и ци выступает и как вещество, и как жизненная сила, и как дух. Ци существует в двух полярных, постоянно перетекающих друг в друга состояниях ― инь и ян. Инь ― это начало темное, ночное, мутное, пассивное, женское, холодное, тяжелое. Ян ― наоборот, светлое, дневное, ясное, активное, мужское, горячее, легкое. Борьба и взаимодействие инь и ян обеспечивает движение ци, символическое изображение которого называется «Великим пределом» (Тайцзи) и по праву считается основным символом китайской религиозной философии.

Как сказано в комментариях на Ицзин, «одно [изначальная и вечная ци] порождает два [инь-ян], два порождают три [Небо-ян, Землю-инь и человека, в котором души хунь соответствуют небесному ян, а души по ― земной инь], три порождают десять тысяч вещей [весь мир]». К этому нужно добавить, что все вещи образуются сочетанием пяти стихий, или элементов, в которых соотношение инь и ян различно (огонь ― это «зрелый» ян, в дереве ян преобладает, в земле инь и ян уравновешены, в металле преобладает инь, а вода ― это «зрелая» инь).

Движение ци подчиняется закону, который условно называется Дао («Путь»). Дао ― высшая реальность, предшествующая ци и Шанди. Дао лежит по ту сторону Великого предела и по сути своей невыразимо, однако в истории китайской философии мы находим много попыток так или иначе передать опыт следования Пути.

Разные мыслители по-своему говорили о Дао, Пути всего мира «десяти тысяч вещей». Даосы смотрели на мир как на отпечаток Дао и, созерцая природу, обращались к истоку всех вещей. Они называли Дао «наполненной пустотой», подобной вселенскому всепорождающему лону. Конфуцианцы видели отражение Дао в идеальных человеческих отношениях. Были философы, которые считали Дао мерой перемен и говорили: «То инь, то ян, это и есть Дао». Другие учили о Дао как о безличном запредельном Божестве.

Философия родилась в Китае в эпоху кровавых княжеских междоусобиц (VI ― III вв. до н. э.). Действительность противоречила китайскому представлению о священном миропорядке. Первые философы видели причину несчастий в отступлении от Дао. В поисках всеобщей гармонии они обращались в прошлое, предлагая разные способы возвращения утраченного «золотого века».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Культ Неба, царя и предков | Конфуцианское учение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.