Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вишнуизм. В систематическом виде учение вишнуизма изложил крупнейший теолог-вишнуит Рамануджа (1017-1137)

В систематическом виде учение вишнуизма изложил крупнейший теолог-вишнуит Рамануджа (1017-1137). Он учил, что Вишну, Единый личностный Бог, с одной стороны, пребывает вне мира как имеющий форму Парабрахман («Высший Брахман»). С другой стороны, Вишну порождает Брахму, а тот, в свою очередь, — богов, мир и людей. Таким образом, во всех и во всем в той или иной степени присутствует Вишну как истинная сущность всего. Космос — это тело Вишну. При этом души, хотя имеют единую с Богом природу, индивидуальны и отличны от Него. Спасение заключается в нераздельном и неслиянном соединении с Вишну после освобождения от сансары. Достичь спасения своими усилиями невозможно, но Бог любит людей и хочет их спасти по своей милости. Чтобы приобрести спасение, человек должен ответить на любовь Бога своей любовью — бхакти.

Система Рамануджи, в которой мир представляется эманацией Бога, называется вишишта-двайта-веданта (ограниченный монизм). Рамануджа был ачарьей Шривайшнава сампрадаи. Большинство ее членов составляют миряне.

В XIV в. Шривайшнава сампрадая разделилась на северную «школу обезьяны» и южную «школу кошки». Для иллюстрации различий в учении о спасении последователи обеих школ прибегали к образу сансары как лесного пожара. Когда обезьяна спасает из огня своих детенышей, они садятся ей на спину, но должны крепко уцепится за мать, чтобы не упасть. С точки зрения «школы обезьян», людей спасает Вишну, но они также должны прилагать усилия к собственному спасению. Кошка выносит котят из огня, держа их зубами за загривок. Так и человек, учит «школа кошки», не может ничего сделать для своего спасения, он должен признать это и полностью предаться на милость Вишну.

Шривайшнавы поклоняются непосредственно Вишну как строгому судье, карающему за адхарму (беззакония), и Шри Лакшми как выражению милосердия Вишну, заступницу за людей перед Богом.

Другой знаменитый теолог-вишнуит, Мадхва (1281-1360), основатель Брахма сампрадаи, развил учение Рамануджи и создал систему, которая носит название двайта-веданта (дуализм). Он полагал, что для отношений любви между Богом и человеком нужно, чтобы мир и души были совечны Богу и отличны и от Него, и друг от друга. Спасение Мадхва понимал как вечное сопребывание индивидуальных освободившихся душ с Вишну в его раю Вайкунтха.

Путь ко спасению в вишнуизме — это бхакти-йога, которая состоит в воспевании и повторении по четкам имен Вишну и его аватар, развитии постоянной памяти о Боге и совершенной преданности Ему, поклонении мурти богов и святых, воздержании от азартных игр, спиртного, мяса и рыбы.

Присутствующие на богослужении большинства вишнуитских сампрадай становятся не только их зрителями, но и участниками. Особое место в вишнуитском культе занимают киртаны и бхаджаны - восторженные хоровые песнопения, прославляющие различные имена Вишну и его аватар, а также их мифические деяния. Киртаны нередко сопровождаются экстатическими плясками, цель которых — испытать одержимость божеством.

Экстатические формы бхакти получили особенное развитие в бенгальском кришнаизме, сложившимся в XI-XII вв. Основной объект поклонения кришнаитов — юный пастух Кришна («Темный»), чей образ возник из соединения Кришны «Махабхараты» и пастушеского бога Гопалы. Мифическое жизнеописание Кришны Гопалы дается в «Вишну-пуране» и «Бхагавата-пуране» («Шримад-Бхагаватам») — памятнике южного бхакти IX-X вв.

Кришнаиты считают Кришну Гопалу высшей небесной формой Бога. Они не согласны с тем, что Кришна — аватара Вишну. Напротив, они полагают, что Вишну — проявление Кришны. Образец и пример бхакти кришнаиты видят в страстной любви к Кришне пастушек. Однажды 900 тысяч пастушек, девиц и замужних, столь стремились отдаться Кришне, что ему пришлось размножить свой образ в 900 тыс. экземпляров. Главная любовница Кришны, Радха, почитается явлением Лакшми. Таким образом, кришнаитское бхакти имеет характер мистического эротизма.

Крупнейшая сампрадая кришнаитского бхакти — Г а удия — была основана бенгальским мистиком Чайтаньей (1486-1533), которого его последователи считают явлением неразрывно соединившихся Кришны и Радхи. Валабху (1478-1530), ачарью другой кришнаитской сампрадаи, Вишнусвами, ее члены почитают как аватару Кришны.

Валабха отрицал аскетизм. А вот в Рамананди сампрадае аскетов состоит больше, чем в любой другой. Это вообще самая многочисленная сампрадая индуизма. Она была основана ачарьей Раманандой (ок. 1389-1470). Ее приверженцы почитают Раму как высшего бога, поклоняясь также Хануману, преданное служение которого Раме они считают образцом бхакти и стремятся ему подражать. В XVI-XVII вв. в Рамананди сампрадае сформировались организации воинов-аскетов, которые имели оружие, но не носили одежды и потому назывались нагами («нагими»). Наги считались хорошими воинами. Их принимали на военную службу индийские правители. Нередко они вели войны с такими же аскетами-нагами шиваитской Дашанами сампрадаи за контроль над местами паломничеств. Сейчас наги больше не воюют и на людях показываются обнаженными только во время Кумбхамелы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Богослужение, храмы и праздники | Шактизм. Большинство шиваитов почитает Шиву как высшего Бога, одновременно личностного и безличного, создателя
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.