Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Брахма и Сарасвати

Тримурти

Шакти

Пураны

18 «больших» (канонических) пуран были созданы в основном в 1 тыс. н. э. «Малые» пураны составлялись примерно с 500 г. в течение еще нескольких веков, причем не только на священном санскрите, но и на региональных языках Индии. В пуранах говорится, что даже просто слушая их, человек избавляется от воздаяния за грехи и достигает спасения. Пураны содержат мифы, связанные с множеством богов и богинь, составивших пантеон индуизма, в который неведийские божества были включены как аватары и вьюхи («явления») Вишну, а также как дети Шивы или как его различные проявления. Каждому богу были присвоены свои ездовые животные (вахана) и символические предметы, присутствующие в их изображениях. Обособление культов Вишну и Шивы отразилось в мифологии как их соперничество за место высшего бога.

 

По мере распространения индуизма на Индостане происходила ассимиляция культов плодородия, сохранявшихся с доарийских времен. Главным объектом поклонения в этих культах были и остаются туземные богини - покровительницы поселений. В мифологию индуизма они вошли как жена Вишну Шри Лакшми и жена Шивы, почитаемая в различных формах и проявлениях под разными именами (Сати, Парвати, Дурги, Кали и множества местных богинь). Теологически каждая богиня осмысляется как форма шакти - силы Бога, с помощью которой тот, будучи сам по себе пассивным и запредельным, создает мир и действует в нем. Таким образом, шакти считается неотъемлемо присущей Богу как Создателю и Вседержителю. К началу Средних веков сложился собирательный образ Великой богини (Дэви или Махадэви), олицетворенной Шакти. Отдельные богини стали считаться ее проявлениями.

 

Возможно, что во второй половине I тыс. до н. э. был краткий период, когда прародителем богов, демонов и людей, создателем, хранителем и разрушителем мира выступал Брахма — покровитель брахманов. Так или иначе, эта роль постепенно перешла к Вишну и Шиве. Пытаясь систематизировать мифологию, к V в. н. э. брахманы создали концепцию тримурти — триады верховных богов, в которой Брахма исполняет функции создателя, Вишну — хранителя, а Шива — разрушителя мира. При этом все три бога суть Одно, поскольку являются высшими проявлениями Единого Божества — Брахмана. У каждого бога тримурти есть своя райская обитель.

 

Брахма изображается сидящим на лотосе (это одно из священных растений индуизма). У него 4 красных бородатых лица, обращенные на 4 стороны света, 4 или 8 рук, в которых он держит 4 Веды, четки, жезл, ложку для агнихотры (жертвоприношения огню), иногда лотос. Вахана Брахмы — белый гусь (иногда лебедь).

Райское царство Брахмы, Брахмалока, располагается на вершине священной горы Меру.

Учение о тримурти осталось чисто теоретическим построением, своего культа у тримурти не существует. Культ Брахмы также весьма незначителен. Сейчас ему посвящены только два храма. У ведийской богини Сарасвати, дочери-супруги и шакти Брахмы, нет ни одного храма. Тем не менее, она широко почитается как покровительница музыки, поэзии и наук, а также тех, кто ими занимается. Сарасвати изображается полной спокойствия, в белых одеждах, украшенная белыми цветами (белый цвет — символ чистоты). Она восседает на лотосе или белом лебеде — символе духовной возвышенности и совершенства. Заметим, что почетный титул выдающихся деятелей индуизма — парамаханса («высший лебедь»). В четырех руках Сарасвати держит лютню (искусства), книгу (знания), лотос и четки (духовные практики).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Варнашрама и санскары | Культ Вишну
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.