Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Раджа-йога

В эпический период индуистская йога приобрела свой классический вид. Под названием раджа-йога («царская йога») она была систематизирована Патанджали в «Йога-сутрах», написанных в период между II в до н.э. и IV в. н.э. Раджа-йога имеет восемь ступеней.

Первые две — подготовительные. Они включают ахимсу (отказ от еды, обуви и одежды, являющихся продуктами убийства животных), половое воздержание, отказ от лжи, воровства и жадности, а также хранение ритуальной, нравственной и физической чистоты (включая очищение организма), удовлетворение имеющимся, терпеливое перенесение холода и зноя, голода и жажды, неподвижности, молчания и т. п., чтение трактатов по йоге, поклонение и развитие в себе преданности Ишваре (Господу) Шиве, создателю йоги.

Третья ступень раджа-йоги — а саны (позы для медитации). Они нужны для того, чтобы йогин мог длительное время пребывать в неподвижности и не испытывать при этом неудобства. Самая распространенная асана — «поза лотоса» (падмасана).

Четвертая ступень раджа-йоги — прана я ма, т. е. контроль дыхания, необходимый для контроля над сознанием. Развитие асан и пранаямы привело в Средние века к возникновению хатха-йоги, занятие которой, как считают йогины, приносит здоровье, долголетие, даже бессмертие. Однако на деле продолжительность жизни йогинов ничуть не выше, чем у других, а здоровье подчас еще и хуже. Его подрывают не только асаны, фиксирующие тело в неестественных положениях, но и разнообразные способы подробнейших чисток организма. Например, очищение носоглотки и органов пищеварения с помощью жгутов разрушает слизистую оболочку.

Согласно оккультной анатомии йоги, жизненная сила дыхания (прана) циркулирует в теле по особым невидимым каналам (нади), проходя через несколько (обычно называется 7) центров (чакр). Чакры располагаются на одной оси от промежности до темени. Например, между глаз и за ними расположена чакра, которую называют «третий глаз». Основным методом контроля праны является замедление ритма и длительные задержки дыхания. Более поздние трактаты по йоге утверждают, что дыхание можно задержать на годы. Они же предупреждают, что занятия пранаямой без руководства гуру может привести к безумию.

Итак, пройдя первые четыре ступени, йогин приобретает контроль над своим физическим и «тонким» телом и создает условия для установления на следующих трех ступенях контроля над психикой.

Пятая ступень, пратьяхара, предусматривает равнодушие к оскорблениям и похвалам, а также изоляцию чувств от объектов, что дает возможность на шестой ступени (дхарана) добиться концентрации внимания. Метод дхараны — сосредоточение на внутреннем или внешнем объекте, например, на кончике носа, вершине горы, чакре или звуке мантры «Ом»). Следующая ступень, дхь я на — это глубокая медитация, длительное сосредоточенное созерцание объекта.

Овладев телом и сознанием, «связав» и умертвив свое эго, йогин достигает конечной ступени раджа-йоги — состояния транса (сам а дхи), в котором останавливаются все физиологические и психические процессы. Самадхи — это сосредоточение без содержания, самосозерцание Атмана, или Духа-Пуруши, который из объекта созерцания превращается в его субъект.

В самадхи «выжигаются семена кармы» — йогин освобождается от привязанности к существованию в теле, от которого он сможет окончательно освободится в момент смерти.

Считается, что йогин, близкий к самадхи, приобретает сиддхи («достижения») — сверхъестественные способности обходится без еды, воды и воздуха, видеть чужие мысли, понимать язык животных, превращать металлы в золото, бесконечно уменьшаться или увеличиваться, терять вес тела и летать, или наоборот, приобретать огромный вес, быть в нескольких местах одновременно и др. Предполагается, что появление таких сил указывает на раскрытие в подвижнике божественной природы. Их подателем эпос и пураны обычно называют Брахму. Сиддха-йогины — маги и чудотворцы — непременные персонажи индийской мифологии.

 

Выводы

Начиная с середины первого тысячелетия до нашей эры брахманизм, вбирая в себя неведийские верования, постепенно трансформировался в индуизм. Возникшие вторичные священные писания смрити сделали индуизм народной религией. Они определяли религиозные обязанности человека в зависимости от его касты и стадии жизни. Также в литературе смрити отразилась богатая и яркая мифология индуизма, и, в то же время, сложные религиозно-философские вопросы излагались в ней доступным образом. Даже брахманы теперь обращались к текстам смрити наряду с Ведами. Важнейшее писание смрити, «Бхагавадгита», стало наиболее авторитетным вероучительным текстом индуизма. Под влиянием буддизма и джайнизма приверженцы Вишну и, по большей части, Шивы отказались от жертвоприношений животных, создали множество храмов, украшенных их изображениями и составили огромный корпус литературы, прежде всего пураны.

В классическом индуизме сложились следующие тенденции, определившие его дальнейшее развитие в Средние века:

1) сформировались и стали обособляться культы Вишну и Шивы, каждого из которых их поклонники почитали как Единого Бога;

2) влияние местных форм почитания женских божеств привело к возрастанию роли богинь в пантеоне индуизма по сравнению с ведийской религией, в которой богини играли несущественную роль;

2) появилось учение «Бхагавадгиты» о бхакти — преданной любви к Богу;

3) продолжала развиваться йога — аскетическая техника достижения освобождения от сансары.

 

 

Брахманизм. Джайнизм

Приблизительно в X в. до н.э. ведийская религия трансформируется в брахманизм. Этот этап развития индуизма длился почти все первое тысячелетие до н.э.

В контексте изучения данной темы уместно будет также рассмотреть джайнизм — одну из индийских религий, сформировавшуюся в русле религиозно-философских поисков брахманизма и отколовшуюся от него.

Напомним, что слово «бр а хман» изначально обозначало совокупность ведийских стихов-мантр. Главный жрец, знаток мантр, также назывался бр а хманом. Брахманизм — это религия жреческих школ, в которых разрабатывались руководства по совершению ведидийского ритуала, а также мифологические и богословско-философские толкования его внешней и содержательной сторон.

 

План:

1. Переход к брахманизму.

2. Космогоническое жертвоприношение.

3. «Внутреннее жертвоприношение».

4. «Лесные труды».

5. Тайное знание Упанишад.

6. Йога.

7. Возникновение и распространение джайнизма.

8. Учение и практика джайнизма.

9. Возвышение Шивы и Вишну.

10. Выводы.

 

Переход к брахманизму нашел отражение уже в десятой, самой поздней мандале Ригведы, а также в Яджурведе и Атхарваведе.

Прежде всего, изменяется похоронный ритуал. Всю жизнь ариев сопровождали жертвоприношения и наконец сама смерть стала рассматриваться как последнее жертвоприношение. Наряду с захоронениями, возникла кремация - сожжение умерших в священном огне.

Поначалу останки после кремации хоронили в земле, и появление кремации еще не повлияло на изменение представлений о загробной участи души. Считалось, что всякий умерший предок, «кто сожженный агни, кто не сожженный агни, посреди неба радуется поминальной жертве» (Ригведа, X, 15).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Шива и его семья | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.