Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные формы представления информации

Как известно, информация может быть представлена в двух основных формах – данных и знаний. Неразрывно связаны с информацией также способы и средства ее анализа (интеллект).

Данные – это конкретные значения каких-либо параметров. Они могут быть представлены как в числовой форме (например, объем выпуска товаров), так и текстовой (наименование фирмы, товара, данные о сотрудниках и т.д.), а также и в ряде других форматов (денежном, времени, даты и т.п.). В современных условиях данные о деятельности предприятия собираются, упорядочиваются, хранятся и используются в базах данных.

Знания – это сведения об отношениях между данными или другими знаниями, тенденциях, закономерностях, правилах и т.п. Знания помогают человеку проанализировать ситуацию, увидеть будущее и принять правильное решение. Знания хранятся в базах знаний, документах и других формах понятийно-образного представления информации.

Информационная система фирмы, естественно, включает в себя и данные, и знания, но в зависимости от специфики их включения и использования в деятельности можно выделить следующие информационные составляющие:

а) компьютерная база данных;

б) документы в письменном и электронном виде;

в) информация о текущей деятельности (учетные данные бухгалтерской и управленческой отчетности);

г) методы анализа и обработки информации, включая компьютерные методы, называемые обычно методами искусственного интеллекта;

д) базы знаний и экспертные системы;

е) знания и навыки персонала;

з) стереотипы взаимоотношений и поведения.

В последующих разделах эти составляющие информационной системы будут рассмотрены более подробно. Сейчас же хотелось бы обратить внимание на следующее. На первых этапах развития компьютерных технологий специалисты-компьютерщики под ИСФ понимали в основном базу данных фирмы и методы работы с нею. Сейчас такое понимание является анахронизмом, хотя, к сожалению, встречается в недавних учебниках, одобренных в Министерстве образования и науки. В современных подходах к ИСФ, реализуемых в основном консалтинговыми фирмами и разработчиками программного обеспечения существенный акцент делается на организации знаний, навыков и опыта людей, а также оптимизации деятельности предприятия в целом. К таким направлениям относятся проектный и процессный подходы, реинжиниринг, система сбалансированных показателей и ряд других.

3. Основные подходы к пониманию термина «Информационная

система фирмы»

Термин «Информационная система фирмы» (ИСФ) не является однозначно определенным, и различные группы специалистов понимают его неодинаково. Вообще говоря, такая ситуация является вполне естественной, поскольку, согласно современным воззрениям, любая сложная система не может быть описана единой моделью, и для описания такой системы используется целый набор представлений (моделей), называемых также срезами, проекциями, позициями, видением и т.д. Представления системы и их относительная важность определяются как особенностями самой системы, так и задачами, решаемыми с ее помощью, а также используемыми методами. Таким образом, описание любой сложной системы, в том числе и ИСФ, должно состоять из ряда взаимосвязанных представлений. На практике выделяются следующие основные подходы к пониманию ИСФ:

1) ИСФ как совокупность программных и аппаратных средств;

2) ИСФ как совокупность программных и аппаратных средств, предназначенных для обслуживания определенной идеологии управления;

3) ИСФ как динамическая система, включая средства ее разработки, настройки и сопровождения в процессе жизненного цикла;

4) ИСФ как целостная система сбора и анализа информации на фирме с целью обеспечения его жизнедеятельности а также как инструмент информационной поддержки различных типов специалистов фирмы;

5) ИСФ как технологии анализа данных и знаний;

6) ИСФ как инструмент управления;

7) ИСФ как инструмент внедрения и поддержки новых типов представления, управления и деятельности фирмы, включая реинжиниринг, процессный подход, управление качеством в соответствии с международными стандартами серии ИСО 9000 и др.

Рассмотрим детальнее указанные подходы.

 

4. ИСФ как совокупность программных и аппаратных средств

и определенной идеологии управления

Исторически первым (60-70-ые годы двадцатого столетия) возник подход, когда ИСФ понималась как набор программных и аппаратных средств, необходимых для учета и обработки информации на фирме. Основное внимание при этом уделялось средствам обработки информации, а не самой информации в ее жесткой привязке к задачам фирмы. Этот подход характерен для персонала, обслуживающего компьютерную технику, но не для экономистов и менеджеров предприятия. В настоящее время такое видение ИСФ сильно устарело, и является явным анахронизмом, хотя и встречается иногда на наших фирмах.

В последующем указанная выше концепция была трансформирована в концепцию корпоративной информационной системы (КИС). В концепции КИС средства получения и обработки информации интегрированы в едином программном продукте, и большое внимание уделено систематизации обработки информации на основании некой стандартной модели представления предприятия. К таким стандартным моделям относятся (в порядке появления) - MRP (Material Resource Planning – планирование материальных ресурсов), ERP (Enterprise Resource Planning – планирование ресурсов предприятия), CSRP (Customer Synchronized Resource Planning – синхронизация поставок потребителям) и др. К наиболее известным КИС относятся SAP/R3 фирмы SAP (Германия), Baan прозводства одноименной фирмы, Oracle Applications фирмы Oracle (США), Renaissance CS фирмы Ross Systems, Concord и ряд других. Как правило, любая КИС состоит из ряда стандартизованных модулей: планирования, управления производством, управления продажами, финансового, бухгалтерского и ряда других. Такой подход к ИСФ в настоящее время является широко распространенным, и позволяет решать широкий круг практически важных для предприятия задач. Однако и ему присущ ряд ограничений, особенно в сфере интеллектуальной обработки информации и управлении. Помимо этого, хотя КИС и является инструментом поддержки более сложной деятельности, в частности, моделирования, управления процессами и т.п., сама эта деятельность в рамках идеологии КИС детально не расписывается и не организуется, в связи с чем необходимы дополнительные детальные описания таких специфических и сложных видов деятельности, а также их взаимосвязи с методами представления и обработки информации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Роль информации в деятельности фирмы | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.