Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы управления в логистических цепях

Под такими системами понимают совокупность взаимосвязанных логистических цепей, образующих организационно-экономическое единство хозяйствующих субъектов, объединенных общностью сбытового процесса.

Логистическая система распределения продукции.

При этом при определении понятия «логистическая система» между специалистами нет единства.

Одно из них (Б.А. Аникин): Логистическая система – система управления потоками ресурсов с целью придания им количественных параметров и качественных характеристик в соответствии с требованиями внешней среды.

Звеном логистической системы является экономически и/или функционально обособленный объект (подразделение центральной компании или ее любого представителя в логистике, осуществляющего одну или несколько логистических функций/операций), рассматриваемый как целое в рамках логистической иерархии «система – подсистема – канал – цепь».

Современные тенденции в формировании логистической системы свидетельствует о многоплановых ролях посреднических структур как торговых, так и логистических. Анализ тенденций и прогнозов развития посреднических структур свидетельствует о том, что ожидается увеличение объемов и расширение видов их услуг, и в первую очередь логистических.

При построении логистической системы необходимо учитывать современные особенности в дистрибьюции, как для фирм-производителей, так и для оптовых торговых компаний. Эти особенности состоят в:

· Широком ассортиментном перечне товарной продукции;

· Минимизации страховых запасов у конечных потребителей, что требует частных поставок мелкими партиями;

· Независимом спросе на товары, что усложняет управление запасами;

· Повышенных требованиях потребителей к гибкости обслуживания, связанных с выполнением незапланированных заказов;

· Разветвленной складской сети, максимально приближенной к конечному потребителю;

· Приоритете складской поставки перед транзитной для большинства видов готовой продукции;

· Сложности организации доставки конечным потребителям из-за наличия централизованной поставки;

· Значительном числе посреднических структур.

Логистические системы по взаимоподчиненности могут быть автономными, т.е. независимыми, и релятивными, т.е. относительными (зависимыми). По характеру взаимосвязи между элементами различают простые и эшелонированные (многоуровневые) системы. По способу организации можно выделить системы, построенные на принципах субординации (соподчиненности) и координации (взаимозависимости), т.е. субординированные и координированные системы. По масштабам охвата сбытовых процессов правомерно называть макро- и микрологистические системы. Макрологистические системы распределительной логистики достаточно работоспособны в рамках промышленно-финансовых групп или холдингов, а микрологистические системы вполне применимы для моделирования сбытовой деятельности предприятия.

Любая логистическая система распределительной логистики функционирует как открытая, гибкая, адаптивная система организации сбытовой деятельности. На уровне предприятия она включает несколько подсистем: материально-техническую; организационно-экономическую; социально-психологическую; нормативно-правовую.

Обычно фирма входит во многие конкретные цепи поставок, и трудно определить оптимальный вариант – объединять или разъединять цепи. Цепи разные, покупатели, их ожидания, компетентность звеньев, экспортно-импортное законодательство могут сильно различаться.

Отдельно взятая фирма сама выбирает, какой частью цепи она хотела бы владеть, а также определяет (обычно на договорной основе), в какой степени она сможет контролировать другие звенья цепи. В настоящий период главные звенья – производитель, оптовик и ритейлер – все чаще объединяются из-за стремления к экономии, которая достигается за счет устранения некоторых посредников.

Скоординированную группу участников, действующих сообща для облегчения процессов обмена, называют сверхорганизацией. Различные фирмы, участвующие в работе цепи, зависят одна от другой, имеют общие цели, поэтому должны сотрудничать в атмосфере доверия и свободно обмениваться информацией.

Сверхорганизация имеет следующие отличительные признаки:

· разделение функций между ее членами;

· взаимозависимость в отношении выполняемых задач;

· наличие системы общения;

· сложная структура;

· сотрудничество в достижении общих целей;

· четко определенная иерархия подчинения или авторитарная система.

В настоящее время сложилось три основных типа системы распределения.

1. В корпоративной системе последовательные этапы производства и распределения объединены в рамках одного владельца дистрибутивной сети.

2. В вертикальной системе один из членов дистрибутивной сети является владельцем всех остальных звеньев, либо предоставляет им торговые привилегии, либо обладает мощью для управления ими.

3. В договорной системе – группа независимых компаний (звеньев логистической системы) связана договорными отношениями, они координируют программы деятельности для достижения большей экономии или/и лучших коммерческих результатов, чем можно было бы получить по одному.

Барьерами на пути внедрения методов управления логистическими цепями традиционно являются: традиции; организационные недостатки; правовые аспекты; разобщение в системе управления.

Другие проблемы: фирмы не хотят делиться информацией, информация становится слишком объемной, ею трудно оперировать Внедрение сетей поставок вступает в конфликт с антимонопольным законодательством, так как долговременные обязательства усложняют конкуренцию, затрудняют другим кампаниям выход на рынок.

 

4. Логистические центры и их виды. Логистические центры компаний, региональные логистические центры. Информационно-аналитический центр как ядро логистического центра. Состав типичного регионального логистического центра. Основные варианты и разновидности логистических центров. Организационная структура логистического центра.

Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 г. Роль логистических центров в создании логистической системы Республики Беларусь.

 

В последние годы большинство логистических операций во всем мире осуществляется в логистических центрах. Они имеются на большинстве современных фирм, в особенности занимающихся оптовой торговлей. Фактически они являются информационно-аналитическими (мозговыми) центрами фирм и сосредоточивают не только логистические, но и любые другие операции, осуществляемые фирмами, если для их выполнения требуется анализ больших объемов информации или осуществление трудоемких расчетов. Часто они создаются на базе ранее существовавших отделов маркетинга и берут на себя выполнение их функций. Но если отделы маркетинга только изучают и формируют рынок, то логистические центры дополнительно организуют заполнение рынка товарами фирмы, т. е. они обеспечивают устойчивый сбыт. Обычно логистические центры существуют на правах отделов фирм, но, конечно, ведущих.

В СТБ 2047-2010. Логистическая деятельность. Термины и определения. вводятся основные понятия:

Логистический центр - имущественный комплекс, включающий специально отведенный участок с расположенными на нем зданиями, сооружениями, оборудованием, предназначенный для оказания комплекса логистических услуг в процессе движения материальных потоков от производителя к потребителю.

По функциональному назначению можно выделить:

Оптово-логистический центр (торгово-логистический центр) - логистический центр, специализирующийся на оптовых партиях потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения отечественного и импортного производства и предназначенный для оказания расширенного перечня услуг по их подготовке к реализации через систему розничной торговли.

На их территории располагаются склады для хранения и переработки крупных и мелких партий грузов общего назначения, склады с особым температурным режимом, а также площадки для хранения грузов и контейнеров. Помимо основной функции – осуществление оптовых поставок- они выполняют сопутствующие – изучение спроса, заключение договоров на поставку товаров, организация продвижения товаров от производителей в места потребления, обеспечение хранения товаров, формирование торгового ассортимента, оказание дополнительных и логистических услуг.

Оптово-логистические центры по обслуживаемой территории подразделяются на:

республиканские – центральный офис и склад располагаются в г. Минске, филиалы – в регионах, обеспечивают поствку товаров по всекм регионам;

региональные – обеспечивают поставку товаров организациям области;

зарубежные - создаются за рубежом в целях продвижения продукции организаций на зарубежные рынки.

Многофункциональный торгово-логистический центр - логистический центр, созданный для использования в рамках товаропроводящей сети в целях планирования и управления продвижением товаров, в том числе белорусского производства, в процессе их реализации в стране назначения, обеспечивающий управление товарными, сервисными и информационными потоками и включающий в себя площади, предназначенные для соответствующих целей.

Многофункциональный торгово-логистический комплекс - торгово-логистический центр, в состав которого кроме этого центра включены торгово--деловой, административно-деловой и выставочный центры.

Транспортно-логистический центр - логистический центр, предназначенный для оказания комплекса транспортно-экспедиционных услуг приперевозке грузов, а также сопутствующих услуг участникам транспортно. логистической деятельности.

Они предназначаются для оптимизации внутренних и внешних материальных потоков, а также сопутсивующих им инфломационных, финансовых и сервисных потоков с целью минимизации общих логистических затрат. Одна из важнейших задач – обработка транзитного потока; разработка, организация и реализация рациональных схем товародвижения на территории республики и др. государств на основе единого технологического и инфлрмационного процесса.

Также делятся на

по обслуживаемой территории делятся на территориальные и региональные,

по принадлежности – общего назначения и ведомственные;

по видам грузов – универсальные специализированные по отдельным видам грузов.

Таможенно-логистический центр - логистический центр, предназначенный для оказания услуг по размещению товаров под таможенную процедуру временного хранения, их таможенного контроля и таможенного оформления в соответствии с действующим законодательством.

Информационно-логистический центр - логистический центр, предназначенный для оказания услуг по получению оперативной информации непрерывного мониторинга состояния и положения объектов логистической системы и транспортной инфраструктуры, а также поддержке информационного обмена между заинтересованными сторонами в процессе перевозок грузов.

 

В научной литературе предлагается следующая классификация логистических центров:

По принадлежности:

- фирменные, создаваемые отдельными предприятиями для обеспечения собственной коммерческой деятельности;

- отраслевые, которые организуются группой предприятий одной отрасли для реализации общих коммерческих интересов;

- региональные, предназначенные для обеспечения коммерческой деятельности предприятий, расположенных в одном регионе.

По назначению:

- закупочные;

- распределительные;

- закупочно-распределительные.

Самыми многочисленными являются фирменные логистические центры. Их открытие обусловлено коммерческими интересами предприятий, имеющих устойчивое положение на рынке и стремящихся развить свой успех.

При значительных объемах реализации собственной продукции на внутреннем рынке такие центры целесообразно создавать даже в каждом областном центре, обслуживая потребителей, расположенных на территории данной области.

Особую роль фирменные логистические центры играют при осуществлении международных торговых операций. В этом случае они располагаются на территории иностранных государств, выполняя также представительские функции.

Они становятся информационно-аналитическим центром предприятия за рубежом, располагаются вблизи иностранных потребителей и осуществляют все логистические операции, связанные с исследованиями рынка, заключением контрактов, подготовкой продукции к реализации и непосредственно реализацией продукции, а также обеспечением своевременной оплаты.

Структура таких логистических центров разнообразна и зависит от размера предприятия. На небольших предприятиях с численностью работающих до 600 человек это может быть небольшая группа специалистов-логистиков из 2-3 человек. Но они должны иметь соответствующую квалификацию. На крупных производственных предприятиях, где работает более 600 человек, это подразделение может иметь штат в 5-6 человек, с персональными компьютерами на каждом рабочем месте, объединенными в локальную сеть через Интернет.

Главное преимущество фирменных логистических центров - они сравнительно дешевы. Кроме того, защищают интересы своего предприятия и не несут опасности нарушения коммерческой тайны, так как в них работают сотрудники, состоящие в штате предприятия.

При открытии фирменного логистического центра на самом предприятии могут быть ликвидированы коммерческие службы. Они полностью переносятся в логистический центр, обладающий статусом юридического лица. Такой логистический центр целесообразно располагать в свободных экономических зонах, имеющих существенные налоговые льготы, и он будет закупочно-распределительным.

В этом случае предприятие занимается только производством. Логистический центр закупает сырье, передает его предприятию на переработку в давальческом режиме, забирает готовую продукцию и занимается ее реализацией.

Со временем фирменный центр укомплектовывается высококвалифицированными кадрами, налаживает торговые связи, полностью осваивает свою зону действия, и его работники начинают осознавать необходимость и возможность расширения бизнеса. Но емкость рынка такова, что его можно наполнять товарами своего производства только до определенного предела.

Для устранения этого недостатка возможно постепенное преобразование фирменного логистического центра в отраслевой, который будет представлять коммерческие интересы не одного предприятия, а группы предприятий, выпускающих сходную продукцию. Для этого у них должны сложиться общие коммерческие интересы, потому что такая продукция будет с большей эффективностью реализовываться через один отраслевой логистический центр за счет увеличения ассортимента. Например, продукция таких предприятий как «Коммунарка», «Спартак», «Слодыч» и др. хорошо согласуется в ассортиментном перечне и имеет одних потребителей.

Отраслевой логистический центр - более крупное предприятие и, как правило, является закупочно-распределительным. При значительных объемах закупок и реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках такие центры целесообразно открывать как в республике так и за рубежом.

Важную роль отраслевые логистические центры играют при осуществлении международных торговых операций. В этом случае они являются информационно-аналитическим центром группы предприятий за рубежом, располагаются недалеко от крупных центров потребителей и осуществляют все логистические операции, связанные с исследованиями рынка, заключением контрактов, подготовкой продукции к реализации и непосредственно ее реализацией, а также обеспечением своевременной оплаты.

Структура таких логистических центров, как правило, рациональна и зависит не от размера предприятий, а только от уровня развития отрасли.

Главное преимущество отраслевых логистических центров - низкая стоимость содержания и высокая отдача. Они защищают интересы не одного предприятия, а сразу нескольких.

Когда специалистами различных отраслей экономики накоплен достаточный опыт организации и работы фирменных и отраслевых логистических центров и возникает потребность действовать на рынке сообща, возможно создание более крупных предприятий - региональных логистических центров. Они представляют коммерческие интересы обширной группы предприятий, имеющих общую территориальную принадлежность.

Это крупные, хорошо оснащенные логистические центры, предназначены для оказания логистических услуг предприятиям региона на коммерческой основе. Спектр их услуг обычно широк, поэтому региональные логистические центры имеют большое число различных подразделений. Они специализируются на массовой переработке грузов по заказам различных предприятий и оказания сопутствующих услуг. За счет этого себестоимость у них невысокая, а следовательно, и тарифы могут быть вполне приемлемыми.

Региональные логистические центры выгодно размещать в странах с перспективным рынком, в местах пересечения транспортных путей и недалеко от крупных потребителей продукции, так как это позволяет существенно уменьшить транспортные расходы.

В развитых странах почти весь оборот внешней торговли и большая часть внутреннего товарооборота осуществляются через региональные закупочно-распределительные логистические центры. Через них в страну поступает в значительном объеме иностранная валюта, а собираемые налоги являются весомым вкладом в бюджет. Правительства заинтересованы в их успешной деятельности и оказывают им поддержку. Это проявляется в виде участия в финансировании строительства и эксплуатации региональных логистических центров.

Региональные логистические центры более перспективны, чем фирменные и отраслевые. Через них проходит больший объем информации, управляя и оптимизируя которую, получают значительный экономический эффект.

Современные методы защиты почти гарантируют от утечки конфиденциальной информации, даже размещенной в едином информационно-аналитическом центре. Предприятия, пользующиеся региональными логистическими центрами, сохраняют в своем штате небольшие аналитические группы для оперативной связи с ними, для анализа информации получаемой от них и подготовки принятия решения.

Основной источник финансирования деятельности регионального логистического центра - плата за оказываемые услуги. Для привлечения клиентов устанавливаются низкие тарифы. Но за счет оборота их эксплуатация является высокодоходным бизнесом. Вторая статья доходов - средства от сдачи в аренду помещений, земельных участков, интернет-сайта, от рекламы.

Управление всеми информационными, финансовыми и материальными потоками, циркулирующими в логистическом центре, осуществляет Информационно-аналитический центр с правами представительства, где работают высококвалифицированные менеджеры-логистики. В центре - самые современные ПК, объединенные в локальную сеть. Основу программного обеспечения составляет система автоматизированного управления. В ней - банк данных, относящийся к логистической системе. Одним из видов работ такого центра является обслуживание специально созданных сайтов в Интернете, где находится вся информация о товарах, производимых в регионе. На них же оформляется большинство заказов и через них идет оплата.

Для развития логистической системы Республики Беларусь разработана соответствующая программа до 2015 года от 29.08.2008 г. Данной программой предусмотрено 50 участков для строительства логистических центров на территории республики. В настоящее время реализуется 25 инвестиционных проектов в соответствии с программой и 16 – на основе заключенных инвестиционных договоров.

В Беларуси активно разрабатывается нормативно-правовая база, направленная на содействие скорейшему развитию логистической системы.

(СМ. ГЛ 1) В Программе определены цели, задачи и пути развития логистической системы республики на период до 2015 года, представлена классификация логистических центров, разработаны основные подходы к созданию логистических центров (транспортно-логистических, оптовой торговли потребительскими товарами, оптовой торговли продукцией производственно-технического назначения, многофункциональных торгово-логистических комплексов (центров) за рубежом), даны схемы размещения объектов логистической системы, предложен механизм создания льготного режима для потенциальных инвесторов и система критериев их выбора, разработаны методические подходы к управлению логистической системой Республики Беларусь, обозначены подходы к информационному обеспечению управления и функционирования логистической системы страны и др.

Гл 3 – цели и задачи Программы

Гл. 5 – Классификация ЛЦ

Гл 7 – основные направления развития. Услуги, состав, структура

Гл. 9 – отличия оптово-логистических центров от оптовых предприятий, основные функции.

 

 

Ситуация

На территории района имеется 8 магазинов, торгующих продовольственными товарами.

Методом определения центра тяжести грузопотоков найти ориентировочное место для расположения склада, снабжающего магазины.

Координаты обслуживаемых магазинов (в прямоугольной системе координат, а также их месячный грузооборот приведены в таблице).

 

Таблица – Координаты и грузооборот обслуживаемых магазинов

№ магазина Координата Х, км Координата Y, км Грузооборот, т/мес.
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Рассчитайте координаты точки, в окрестностях которой рекомендуется организовать работу распределительного склада, а также укажите эту точку на чертеже.

Охарактеризуйте другие методы определения места расположения распределительного центра, указав достоинства и ограничения применения отдельных методов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные характеристики логистической цепи | Определение места расположения, количества и типа склада
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.