КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Производства
Методы ценообразования, основанные на издержках
Затратные методы ценообразования исторически являются самыми старыми и довольно часто считаются самыми надежными. В основе этих методов находится ориентация на затраты (фактические, нормативные и т.д.) по производству и реализации продукции, т.е. этот способ установления цен предусматривает учет совокупных затрат на выпуск товара. Среди затратных методов ценообразования можно выделить такие, как «средние издержки плюс», минимальных затрат, целевого ценообразования, уровня текущих цен, агрегатный, структурной аналогии и т.д. Определение цены по методу «средние издержки плюс» является одним из наиболее простых и распространенных методов ценообразования. Метод «издержки плюс» предполагает расчет цены продажи путем прибавления к рассчитанной себестоимости единицы продукции фиксированной величины прибыли и косвенных налогов. Процесс формирования цены можно выразить следующей формулой: Ц = С + П + Н, (1)
где Ц — цена единицы товара; С — себестоимость (издержки) единицы товара; П — прибыль товаропроизводителя — косвенные налоги и отчисления в цене товара.
Метод «издержки плюс» широко используется при формировании цен на продукцию различных отраслей, но основная трудность в формировании цены по данному методу состоит в сложности определения величины прибыли, поскольку до настоящего времени нет общепринятого подхода к ее расчету. Это обусловлено видом и спецификой отрасли, сезонностью производства, степенью конкурентной борьбы и Метод «издержки плюс» имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам этого метода можно отнести: во-первых, товаропроизводитель заранее пытается сформировать необходимую ему величину прибыли, определяемую как разницу между ценой и издержками производства; во-вторых, прошлые, настоящие и будущие издержки гораздо проще поддаются анализу и прогнозированию, чем спрос на продукцию, и поэтому, взяв за основу цены затраты на ее производство, товаропроизводитель тем самым значительно упрощает процесс ценообразования;
Определение цены по методу минимальных затрат предполагает формирование цены на таком минимальном уровне, который позволит покрыть издержки производства конкретного товара. При этом в определенной мере игнорируются совокупные (постоянные и переменные) затраты на производство и сбыт продукции, а предельные издержки обычно определяются на уровне, позволяющем окупить только сумму минимальных затрат. Данный метод установления цены продажи эффективен при насыщении рынка производимым товаром. Использование метода минимальных затрат целесообразно также на стадии внедрения нового товара на рынок. Продажа товара по низкой цене может способствовать не только активному расширению рынка сбыта, но и позволит получить необходимую прибыль за счет роста масштабов реализации. Определение цены по методу целевого ценообразования (формирование цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли) основано на расчете себестоимости (издержек) на единицу продукции с учетом объема продаж, обеспечивающего получение намеченной (целевой) прибыли. Главная задача при формировании цены состоит в получении прибыли, т.е. компания-товаропроизводитель стремится установить цену, которая обеспечит ей требуемый объем прибыли. Если издержки изменяются вследствие уменьшения или увеличения загрузки производственных мощностей и объема продаж, то проводится анализ показателей степени загрузки производственных мощностей с учетом влияния конъюнктуры и других факторов. После этого определяется цена продажи единицы продукции, которая в новых условиях ее реализации обеспечит получение целевой прибыли. В основе метода целевого ценообразования лежит построение графика безубыточности, на котором отражаются общие издержки и ожидаемые общие поступления при разных объемах продаж (рис. 1).
0 200 400 600 800 1000
Объем продаж, тыс. шт.
Рисунок 1 – График безубыточности для определения целевой цены товара
Из рис. 1. видно (цифры взяты условные), что даже независимо от объема продаж постоянные издержки составляют 6 млн. р., а валовые издержки (сумма постоянных и переменных издержек) растут одновременно с ростом объемов сбыта. Кривая валовых поступлений начинается с нулевой отметки и растет по мере увеличения объема проданного товара. При этом крутизна наклона валовых поступлений зависит от цены товара, которая равна 15 р. (из расчета получения 12 млн. р. валовых поступлений за 800 тыс. ед. товара). При такой цене компания для обеспечения безубыточности (покрытия валовых издержек валовыми поступлениями) должна продать минимум 600 тыс. ед. товара. Если же она стремится к получению целевой прибыли в размере 2 млн. р., то ей надо продать не менее 800 тыс. ед. товара по цене 15 р. за единицу. Фирма может установить цену в размере 20 р. за единицу товара, но в данном случае может возникнуть проблема реализации в связи с непризнанием данной цены рынком. Этот метод ценообразования основан на учете прежде всего интересов производителя (продавца) и не принимает во внимание отношение покупателя к уровню предлагаемой цены. Достоинством, метода целевого ценообразования является то, что он, во-первых, основан на взвешенном, продуманном подходе к оценке издержек при различных программах выпуска продукции, во-вторых, обосновывается целевой размер прибыли, необходимый для обеспечения условий расширенного воспроизводства компании. К недостаткам данного метода можно отнести, во-первых, использование для обоснования размера целевой прибыли объемов продаж, которые, в свою очередь, зависят от цены единицы товара, во-вторых, отсутствие фактических данных о реальной взаимосвязи между ценой и спросом, в результате чего прогнозируемая цена может оказаться как слишком высокой, так и слишком низкой.
Определение цены на основе уровня текущих цен основано на том, что компания, в первую очередь, ориентируется на цены конкурентов и в меньшей мере учитывает собственные издержки и спрос на свою продукцию. Фирма может устанавливать цену выше или ниже уровня цен своих основных конкурентов. В частности, на олигополистическом рынке за аналогичную продукцию компании запрашивают одну и ту же цену. При этом мелкие фирмы «следуют за лидером» и изменяют свои цены в соответствии с изменением цен компанией-лидером на рынке, т.е. они не ставят уровень цен своих товаров в зависимость от соотношения спроса и предложения или собственных издержек. Фирмы, следующие за лидером, исходят из того, что уровень текущих цен является "обоснованным и они получают справедливую норму прибыли и не нарушают равновесия рынка конкретного товара. Определение цены на основе агрегатного метода представляет собой суммирование цен отдельных конструктивных элементов или изделий, которые входят в состав конечного изделия (набора). При этом к сумме цен отдельных изделий (агрегатов)добавляется цена затрат на их сборку или компоновку для получения продукции, имеющей окончательный товарный вид. Поэтому агрегатный метод ценообразования применяется к продукции, состоящей из сочетаний отдельных элементов или собранной из унифицированных элементов, узлов или деталей. Определение цены методом структурной аналогии основано на установлении цены нового изделия в соответствии со структурой цены аналогичного товара. Для этого используют фактические или статистические данные о доле основных видов затрат в цене (себестоимости) аналогичного изделия. При наличии возможности более или менее точного определения по новому изделию одного из основных элементов затрат (например, материальные затраты или оплата труда) и основываясь на известной структуре аналогичного изделия можно определить ориентировочную цену
Цн (Сн) = Зн: Дс ∙ 100%
где Цн (Сн) — цена (себестоимость) нового изделия, р., Зн — абсолютное значение основного вида затрат при производстве нового изделия, р.; Дс —доля основного вида затрат в цене (себестоимости) старого изделия, в процентах.
В некоторых случаях к затратным методам ценообразования относят, во-первых, ценовой метод полных издержек, при котором формирование цен происходит на основе всех затрат (списываются на единицу того или иного изделия вне зависимости от их происхождения), во-вторых, ценовой метод стандартных (нормативных) издержек, когда цены формируются на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных, в-третьих, ценовой метод прямых издержек, основанный на том, что формирование цен происходит путем определения прямых издержек исходя из конъюнктуры рынка и ожидаемых цен продажи, в-четвертых, метод стандартных (нормативных) прямых издержек, сочетающий достоинства метода стандартных (нормативных) издержек и метода прямых продаж.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |