Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 3. Цель лекции: Дать понятие и охарактеризовать объекты торгового права, осветить понятие и классификацию товаров

Тема: Объекты торгового права

Цель лекции: Дать понятие и охарактеризовать объекты торгового права, осветить понятие и классификацию товаров, раскрыть понятие средств индивидуализации товаров.

Ключевые слова: Товар, оборотоспособность, товарный рынок, конкуренция, товарораспорядительный документ, складское свидетельство, коносамент, товарный знак, бренд, знак обслуживания.

План:

1. Понятие и виды объектов

2. Понятие и классификация товаров

3. Средства индивидуализации товаров

 

1. Понятие и виды объектов

Основным объектом ком­мерческого права является то­вар.

Товаром является продукт деятельности, предназначенный для об­мена. Товаром могут выступать объекты, созданные не только в про­цессе производства, но и в результате иных видов деятельности (на­пример, выловленная рыба, собранные дикорастущие лекарственные растения).

Тот или иной объект признается товаром, когда становится объек­том имущественных правоотношений.

В соответствии с п. 1 ст. 455 ГК РФ товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмот­ренных ст. 129 ГК РФ, т.е. правил оборотоспособности.

Правовые определения товара содержатся в различных норматив­ных актах. Так, в Законе РФ от 22.03.1991 г. «О конкуренции и огра­ничении монополистической деятельности на товарных рынках» товар определяется как продукт деятельности, предназначенный для прода­жи или обмена или иного введения в оборот.

Налоговый кодекс РФ к товарам относит любое имущество, реали­зуемое или предназначенное для реализации (ст. 38).

Рассматриваемые нормативные акты для призна­ния того или иного объекта товаром используют признак возможности включения его в имущественный оборот. Однако состав объектов ком­мерческого права расширяется за счет включения в него не только товаров, свободно обращаемых на рынке, но и ограниченных в обороте и даже изъятых из оборота. Изъятые из розничного товарооборота то­вары используются в различных целях органами государственной вла­сти и управления, научно-исследовательскими организациями и др.

Объектами коммерческого права являются также товарораспоря­дительные документы.

Сущность товарораспорядительного документа заключается в его свойстве символизировать материальный объект – товар или груз.

В соответствии с п. 3 ст. 224 Гражданского кодекса РФ к передаче вещи приравнивается передача коносамента или иного товарораспоря­дительного документа на нее.

Товарораспорядительными документами являются складские свидетельства и ко­носамент.

Складские свидетельства выдаются товарным складом - специали­зированной организацией, осуществляющей хранение товаров и ока­зывающей связанные с хранением услуги товаровладельцу. Складское свидетельство выдается товаровладельцу в подтверждение принятия товара на хранение.

Складские свидетельства относятся к ценным бумагам, поэтому при их составлении должны быть соблюдены требования закона к форме и обязательным реквизитам.

Складские свидетельства бывают двух видов: простые и двойные.

Двойное складское свидетельство состоит из двух частей - складс­кого и залогового свидетельства (варранта), которые могут быть отде­лены друг от друга.

Простое складское свидетельство является ценной бумагой на предъявителя. Как ценная бумага, простое складское свидетельство должно содержать сведения, предусмотренные Гражданским кодексом РФ (ст. 917).

Простое складское свидетельство может передаваться третьему лицу простым вручением.

Товарный склад выдает товар лицу, предъявившему простое склад­ское свидетельство.

Коносамент является товарораспорядительным документом, при­меняемым в морской перевозке. Он удостоверяет право его держателя распорядиться сданным для перевозки грузом.

Таким образом, объектами коммерческого права являются:

1. Товар, свободно обращаемый на рынке.

2. Товар, ограниченный в обороте.

3. Товар, изъятый из оборота.

4. Товарораспорядительные документы.

 

2. Понятие и классификация товаров

Классификация товаров

В ГК РФ и иных нормативных актах проводится разграничение товаров и иных вещей по различным признакам. Все проводимые в нормативных актах классификации имеют правовое значение. Так, разграничиваются движимые и недвижимые вещи (ст. 130), сложные и простые (ст. 134), главная вещь и принадлежность (ст. 135) и др.

Объектами коммерческого права выступают в подавляющем боль­шинстве товары, определяемые родовыми признаками, закупаемые коммерсантами оптовыми партиями.

Налоговый кодекс РФ различает идентичные и однородные товары. Идентичными являются товары, имеющие одинаковые характерные для них признаки. При определении идентичности товаров учитыва­ются, в частности, их физические характеристики, качество, репута­ция на рынке, страна происхождения и производитель. Незначитель­ные различия во внешнем виде не учитываются (п. 6 ст. 40).

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентич­ными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонен­тов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть ком­мерчески взаимозаменяемыми (п. 7 ст. 40).

Такое разграничение товаров проводится, в частности, для опреде­ления их рыночной цены.

Взаимозаменяемыми являются товары, которые могут быть срав­нимы по их функциональному назначению, применению, качествен­ной и технической характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель заменяет или готов заменить их в процессе потребления.

Общегосударственная классификация товаров проводится в виде Общероссийского классификатора продукции (ОКП). Он составлен с использованием системы цифрового кодирования информации о товарах, что позволяет автоматизировать информацию о товарах всех отраслей народного хозяйства и обеспечить статистический учет товаров.

Коммерческий оборот представляет собой совокупность обязательств по перемещению товаров от одних лиц к другим, возникающих в соот­ветствии с требованиями законов и иных правовых актов на основании договоров либо сложных юридических составов, включающих договор и акт государственного органа.

В ст. 129 Гражданского кодекса РФ определяется понятие оборотоспособности объектов гражданских прав, виды которых перечисле­ны в ст. 128 Гражданского кодекса. Оборотоспособсность товаров характеризует их как объекты, кото­рые могут быть предметом различных сделок.

В Гражданском кодексе РФ установлены два крите­рия ограничения оборотоспособности объектов:

1. Относящийся к субъек­там оборота - объекты, которыми вправе обладать не все, а лишь опре­деленные субъекты;

2. Объекты, для нахождения в обороте которых требуется специальное разрешение.

 

3. Средства индивидуализации товаров

Средствами индивидуализации товаров являются товарный знак и знак обслужива­ния.

Основным нормативным источником в области охраны товарных знаков и знаков об­служивания является Закон РФ от 23.09.1992 г. № 3520-1 «О товар­ных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхожде­ния товаров».

На практике и в печати часто употребляется термины «бренд» и «торговая марка».

Появившийся в последнее время термин «бренд» обозначает известный на рынке товарный знак, который у потребите­лей достаточно прочно ассоциируется с определенном товаром или услугами. Бренд - понятие маркетинговое, он впитывает в себя по сути всю интеллектуальную собственность предприятия, которую он обозначает.

Торговая марка является обиходным обозначением товарного знака.

Основная функция товарного знака - отличительная. Товарный знак позволяет выделить товар среди других однородных товаров и указы­вает на источник происхождения товара. Поэтому не подлежат регист­рации в качестве товарных знаков обозначения, не обладающие разли­чительной способностью.

Товарные знаки бывают двух видов: индивидуальные и коллектив­ные.

Правообладателем индивидуального товарного знака является юри­дическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Коллективным является товарный знак объединения лиц, создан­ного в соответствии с международным договором Российской Федера­ции и не противоречащего законодательству государства, в котором создано, предназначенный для обозначения товаров, производимых и (или) реализуемых входящими в данное объединение лицами и обла­дающих едиными качественными или иными общими характеристи­ками.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие объекты торгового права вы знаете?

2. Что относится к средствам индивидуализации товаров?

3. Что включает в себя правовой режим товаров?

4. Каким образом производится защита прав и законных интересов участников торгового оборота на средства индивидуализации товаров?

5. Является ли торговая марка средством индивидуализации товара?

Список рекомендуемой литературы:

Основная литература

1. Андреева, Л.В. Коммерческое право России [Текст] / Л.В. Андреева. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 320 с.

2. Круглова Н.Ю. Коммерческое право [Текст]: учебник/ Н.Ю. Круглова.- 4-e изд., перераб. и доп: Юрайт, ИД Юрайт, 2011.- (Основы наук).

3. Назаров, И.В. Коммерческое право Российской Федерации [Текст]: Учебн. пособие. / И.В.Назаров. – Р-на-Дону, 2008. – 254 с.

Дополнительная литература

1. Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права: Сборник научных статей [Текст] / Под ред. В.Ф. Попондопуло, Д.В. Нефедова. - М.: Волтерс Клувер, 2008. – 456 с.

2. Венская Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров. Практика применения в России и зарубежом [Текст] / Под ред. А.С. Комарова. - М.: Волтерс Клувер, 2007. - 288 с.

3. Напреенко, А.А. К вопросу о правосубъектности объединений юридических лиц холдингового типа [Текст] / А.А. Напреенко // Гражданское право. – 2007. - № 1. – С.15-16.

4. Пивоваров, А.А. К вопросу о методах регулирования внешнеторговой деятельности [Текст] / А.А. Пивоваров // Юрист. – 2007. - № 8. – С.2-4.

5. Садиков, О.Н. Концепция развития гражданского законодательства [Текст] / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А.Тихомирова.-М.: Эксмо, 2010. –С.225-241.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 2 | Лекция № 4. Тема: Структура, инфраструктура товарного рынка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.