Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 7. Тема: Договоры, регулирующие торговый оборот

Тема: Договоры, регулирующие торговый оборот

Цель лекции: показать особенности и систему предпринимательских договоров, охарактеризовать договор купли-продажи и договор оптовой купли-продажи и его подвиды.

Ключевые слова: коммерческая сделка, договоры продаж, организационные договоры, купля-продажа товара, условие договора, тара, упаковка, транспортировка, ответственность, договор поставки.

План:

1. Особенности и система предпринимательских договоров.

2. Договор купли-продажи.

3. Договор оптовой купли-продажи и его подвиды.

 

1. Особенности и система предпринимательских договоров

Пред­принимательский договор заключается для использования соответствую­щего объекта с предпринимательской целью, а не для личного, домаш­него, семейного и иного подобного использования.

Круг договоров коммерческого права значительно уже всех пред­принимательских договоров.

Выделение из состава других договоров коммерческих важно с точ­ки зрения совершенствования правил их регулирования, в том числе упрощения процедуры заключения с целью обеспечения динамичного товарооборота.

Коммерческая сделка - это специальное понятие по отношению к обязательству, возникающему при осуществлении предпринимательс­кой деятельности.

В качестве оснований выделения коммерческих сде­лок можно применить субъективный критерий - совершение сделок коммерсантом в процессе осуществления им профессиональной ком­мерческой деятельности (коммерческие сделки по принадлежности).

Однако трактовка ст. 184 ГК РФ и иных положений законодательства дает основание для использования и второго критерия выделения ком­мерческих сделок - связь заключаемых договоров с коммерческой де­ятельностью. Положения ст. 184 ГК РФ доказывают связь между пред­принимательской и коммерческой деятельностью, и в ряде случаев различие между предпринимательскими и коммерческими договорами провести достаточно сложно.

Основными видами коммерческих сделок являются договоры про­даж. К ним относятся договоры, направленные на передачу товаров в собственность от продавца к покупателю: договор поставки, поставки для государственных нужд, оптовой купли-продажи, контрактации, биржевые сделки, заключаемые на товарной бирже, и другие. К этой же группе договоров можно отнести договор мены и товарного кредита.

Вторую группу договоров составляют договоры, направленные на организацию сбыта товаров. К ним относятся посреднические догово­ры (поручения, комиссии, консигнации, агентский). Они находят ши­рокое применение в коммерческой деятельности, поскольку с помо­щью посредников организации-изготовители осуществляют отчужде­ние производимых ими товаров.

К данной группе договоров относится и договор коммерческой кон­цессии.

К третьей группе договоров можно отнести договоры, способствую­щие реализации и продвижению товаров на рынке. Это договоры по оказанию информационных и консультационных услуг, договоры на проведение маркетинговых исследований рынка определенного това­ра, по созданию рекламной продукции и распространению рекламы, транспортной экспедиции, складского хранения и иные.

Договоры на выполнение подрядных работ имеют весьма ограни­ченное применение в коммерческой деятельности, к примеру, на со­здание рекламной продукции.

В системе договоров коммерческого права можно выделить и организационные договоры, то есть договоры, направленные на организацию торговой деятельности. В эту группу можно включить договоры органов исполнительной власти и местного самоуправления с коммерсантами по различным вопросам осуществления коммерческой деятельности.

Говоря о договорах коммерчес­кого права, главный упор делает­ся на продажу товаров, поскольку для коммерсанта это основной по­казатель эффективности его торго­вой деятельности.

 

  1. Договор купли-продажи

По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязу­ется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (по­купателю), а покупатель обязуется принять этот товар и упла­тить за него определенную денежную сумму (цену).

Договор может быть заключен на куплю-продажу товара как существующего, так и будущего.

Квалифицирующим признаком договоров купли-продажи является передача товара продавцом в собственность покупателю. На продавца возлагаются две основные обязанности - передать товар покупателю и передать право собственности на него. Однако передача права собствен­ности на товар предусмотрена только в ст. 454 ГК РФ параграфа 1, содержащего общие положения о купле-продаже.

Основной обязанностью продавца по договору купли-прода­жи является передача его продавцу. Продавец должен передать товар, наименование, количество, качество, ассортимент, ком­плектность которого соответствуют договору и который затарен и упакован, как того требует договор. Вместе с това­ром продавец обязан передать покупателю его принадлежности и относящиеся к нему документы, предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором, например, сертифи­кат, акт проверки и т. д.

Определение в договоре количества допускается в натураль­ном, либо в денежном выражении, а также указания не количе­ства товара, а порядка его определения. Условие договора о ко­личестве товара является существенным.

Под ассортиментом товаров понимается перечень товаров определенного наименования, различаемых по отдельным при­знакам с указанием количества подлежащих поставке товаров каждого признака.

Продавец обязан передать товар надлежащего качества.

Если требования к качеству определены договором, надлежащим счи­тается качество, соответствующее последнему. В договоре каче­ство товара определяется путем указания нормативных доку­ментов по стандартизации либо показателей качества товара.

Под комплектностью товара следует понимать совокупность деталей, узлов, отдельных составляю­щих товар частей (комплектующих изделий), образующих еди­ное целое, используемое по общему назначению.

Комплект товара это согласованный сторонами набор от­дельных товаров, не обусловленный единством их применения. Передача товаров в комплекте является только договорным ус­ловием.

Основной обязанностью покупателя является принятие им товара. Покупатель имеет право не принимать переданный ему товар, если продавцом существенно нарушены требования к его качеству, а также в других случаях, когда он имеет право отка­заться от исполнения договора.

Покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотрен­ной договором купли-продажи, либо, если она договором не пре­дусмотрена и не может быть определена исходя из его условий, по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взи­мается за аналогичные товары.

Для договора купли-продажи товара в кредит с рассрочкой платежа существенными являются условия о цене товара, по­рядке, размере и сроках платежа.

  1. Договор оптовой купли-продажи и его подвиды

 

В Гражданском кодексе РФ не предусмотрен договор оптовой куп­ли-продажи. Отсутствие законодательного закрепления договора опто­вой купли-продажи приводит к противоречивой квалификации арбит­ражными судами разовых сделок по реализации товаров.

Договор оптовой купли-продажи предусмотрен как один из основ­ных торговых договоров в законодательстве развитых западных стран. Широко применяется он и во внешнеторговой деятельности, что по­влекло принятие в 1980 году Конвенции ООН о международных дого­ворах купли-продажи.

Участниками оптовой торговли являются производители товаров и оптовые торговые и по­среднические организации, осуществляющие различные виды опера­ций по продвижению товаров.

Отличительными признаками договора оптовой купли-продажи в качестве самостоятельного вида является сфера применения — оптовая торговля и специальный субъектный состав: предпринимательские организации и индивидуальные предприниматели.

К особенностям оптовой куп­ли-продажи следует отнести следующие:

— товар продается или приобретается оптом, т. е. преимущественно партиями, а не в единичных ко­личествах;

— товар не всегда находится в наличии у продав­ца на момент заключения договора купли-продажи;

— исполнение договора может носить длящийся характер (вследствие поставки товара партиями, удаленности получателя от продавца и т. п.);

— продавцом товара может быть как его произво­дитель, так и лицо, закупившее его в коммерческих целях для перепродажи;

— покупателем товара может быть лицо, заку­пившее его для коммерческих целей или для нужд хозяйственного использования, за исключением фи­зических лиц, которые используют товары для лич­ного потребления.

Оптовую торговлю можно опре­делить как деятельность по продаже товаров парти­ями розничным продавцам, производственным и не­производственным потребителям, которые не ис­пользуют эти товары для личного потребления.

Заключаемые в оптовом обороте сделки нуждаются в четком опре­делении срока исполнения обязательств. При заключении договора оптовой купли-продажи для обеих сторон важно определить точный срок передачи товаров. Квалифицирующим признаком договора оптовой купли-продажи в отличие от розничной купли-продажи дол­жен быть срок передачи товара от продавца к покупателю.

По договору оптовой купли-продажи продавец, осу­ществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в предусмотренный договором срок производимые или закупаемые им товары в собственность покупателю для использования в производствен­ной деятельности и иных предпринимательских целях или для после­дующей продажи в розничной торговле.

Подвиды договора оптовой купли-продажи

Специальным коммерческим договором является договор на комп­лексное обеспечение материальными ресурсами, заключаемый ком­мерсантом (предприятием оптовой торговли) и организацией или ин­дивидуальным предпринимателем - товаропроизводителем.

Договором об исключительной продаже товаров определяются вза­имоотношения сторон по приобретению покупателем, который являет­ся чаще всего оптовой фирмой, в собственность товаров у продавца с возложением ряда дополнительных прав и обязанностей на стороны.

Квалифицирующими признаками договора мены является цель зак­лючения договора - получение определенной вещи в собственность в обмен на другую вещь, а не денежного эквивалента и необходимость встречного предоставления вещи. Кроме того, исходя из определения договора мены (п. 1 ст. 567 Гражданского кодекса РФ) можно сделать вывод о том, что по данному договору происходит в большинстве слу­чаев однократный обмен товарами.

Биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор, заключаемый участниками биржевой торговли в отношении бирже­вого товара в ходе биржевых торгов.

Объектом биржевой сделки является биржевой товар, под которым понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный биржей в установленном порядке к биржевой торговле.

Биржевыми являются стандартизированные товары, то есть одно­родные по качеству, размеру, весу, числу и другим характеристикам.

Биржевым товаром не может быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности.

Договор контрактации является правовой формой опосредования отношений по реализации сельскохозяйственной продукции. Отличительными признаками договора контрактации является субъектный состав договора. Стороной данного договора выступает то­варопроизводитель - сельскохозяйственные коммерческие организации, фермерские хозяйства. Товарная продукция стала производиться и на личных крестьянских подворьях. Второй стороной данного договора является заготовитель - коммер­сант, профессионально осуществляющий закупочную деятельность. Объектом договора является сельскохозяйственная продукция, как правило, в сыром, непеработанном виде.

Специальной является и цель приобретения сельскохозяйственной продукции: продукция приобретается для переработки или продажи, но не для потребления.

К группе договоров продаж примыкает договор товарного кредита.

В соответствии со ст. 822 Гражданского кодекса РФ сторонами мо­жет быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита). Объектом данного договора могут быть только вещи, определенные родовыми признаками.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие предпринимательские договоры вы знаете?

2. Что представляют собой торговые сделки и контракты?

3. Какие подвиды договора купли-продажи вы знаете?

4. Какие существенные условия договора купли-продажи вы знаете?

5. Что представляет собой приемка товара?

6. Какое значение имеет экспертиза качества товара?

7. Каким образом заключаются договоры на аукционах?

Список рекомендуемой литературы:

Основная литература

  1. Андреева, Л.В. Коммерческое право России [Текст] / Л.В. Андреева. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 320 с.
  2. Круглова Н.Ю. Коммерческое право [Текст]: учебник/ Н.Ю. Круглова.- 4-e изд., перераб. и доп: Юрайт, ИД Юрайт, 2011.- (Основы наук).
  3. Назаров, И.В. Коммерческое право Российской Федерации [Текст]: Учебн. пособие. / И.В.Назаров. – Р-на-Дону, 2008. – 254 с.

Дополнительная литература

  1. Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права: Сборник научных статей [Текст] / Под ред. В.Ф. Попондопуло, Д.В. Нефедова. - М.: Волтерс Клувер, 2008. – 456 с.

2.Асташкина, Е.Ю. Проблемы определения пределов защиты прав участников коммерческих организаций [Текст] / Е.Ю. Асташкина // Современное право. – 2008. - № 2. – С.2-6.

3.Венская Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров. Практика применения в России и зарубежом [Текст] / Под ред. А.С. Комарова. - М.: Волтерс Клувер, 2007. - 288 с.

4.Елисеев, В.С. О закреплении имущественного интереса в существенных условиях договора [Текст] / В.С. Елисеев // Гражданское право. – 2008. - № 1. – С.41-43.

5. Илюшина, М.Н. Проблемы изменения и расторжения коммерческих сделок (вопросы теории и практики) [Текст] / М.Н. Илюшина // Гражданское право. – 2008. - № 1. – С.44-46.

6.Напреенко, А.А. К вопросу о правосубъектности объединений юридических лиц холдингового типа [Текст] / А.А. Напреенко // Гражданское право. – 2007. - № 1. – С.15-16.

7.Пивоваров, А.А. К вопросу о методах регулирования внешнеторговой деятельности [Текст] / А.А. Пивоваров // Юрист. – 2007. - № 8. – С.2-4.

8.Примак, Т.К. Особенности договорного регулирования экономических отношений в Российской Федерации [Текст] / Т.К. Примак // Современное право. – 2008. - № 4. – С.10-12.

9.Садиков, О.Н. Концепция развития гражданского законодательства [Текст] / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А.Тихомирова.-М.: Эксмо, 2010. –С.225-241.

10. Станкевич, А.В. Несостоятельность комиссионера [Текст] / А.В. Станкевич // Актуальные проблемы российского права. – 2008. - № 1. – С.89-96.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 6. Тема: Расчетные и кредитные отношения в коммерческой деятельности | Лекция № 8. Тема: Прочие договоры торгового оборота
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.