Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зависимость ценообразования от типов рынка

В конечном итоге, выбор цены определяется в соответствии с общей стратегией предприятия, а также характером (типом) целевого рынка. Существует 4 типа рынков, каждый из которых имеет свои проблемы в области ценообразования.

Рынок чистой конкуренции.

Этот рынок состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает существенного влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не может запросить цену выше рыночной, так как покупатели могут свободно приобрести необходимое количество товара по рыночной цене.

Рынок сельскохозяйственных товаров является рынком с самой высокой степенью конкуренции. По этой причине этот рынок называют совершенным или идеальным. П. Самуэльсон определяет совершенную конкуренцию как "случай, когда ни один из фермеров, бизнесменов или рабочих сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену" [178, С.55].

На практике достижение состояния совершенной конкуренции невозможно. Совершенным считается тот рынок, на котором устанавливается одна и та же цена на один и тот же продукт в одно и то же время. Теоретически этого можно достичь при наличии необходимой информации у всех участников рынка, большого и регулярного спроса, неограниченного числа субъектов хозяйствования, мобильности факторов производства. При разобщенности же экономических интересов контрагентов рынка, практически, это не неосуществимо. Следовательно, не может быть совершенно свободного рынка.

Пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, деятельности по разработке товара, политики цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальна.

Рынок монополистической конкуренции.

Этот рынок состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью – продавца предложить покупателям разные варианты товаров. Разные товары могут отличатся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Чтобы выделиться чем-то кроме цены, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных потребительских сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов стратегии их маркетинга оказывают на каждое отдельное предприятие меньше влияния, чем в условиях олигополистического рынка.

Рынок олигополистической конкуренции.

Этот рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть однородными, а могут быть и разными. Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым предприятиям трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов. Если какое-то предприятие снижает цену на 5%, покупатели быстро переключаются на этого поставщика. Производителям аналогичной продукции придется реагировать на это снижением цен или дополнительным набором услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата за счет снижения цен.

Рынок чистой монополии.

При чистой монополии на рынке всегда один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия и частная нерегулируемая монополия. В каждом случае ценообразование складывается по-разному.

Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых разных целей. Оно может установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для сокращения потребления.

В случае регулируемой монополии, государство разрешает предприятиям устанавливать расценки, обеспечивающие получение “справедливой нормы прибыли”, которая даст им возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширить его. И наоборот, в случае нерегулируемой монополии предприятие само вольно устанавливать любую цену, которую только выдержит рынок.

В заключении следует отметить, что в реальной экономической ситуации сложно увидеть любой указанный тип рынка в чистом виде. Ведь предприятие может с одним своим товаром выступать на рынке чистой монополии, а с другим – на очень конкурентном рынке.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции и виды цен | Задачи и методы ценообразования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.