КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изучение поведения потребителей на рынке
Потребительский рынок – отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления. Модель покупательского поведения состоит из воздействия побудительных факторов маркетинга и прочих раздражителей на «черный ящик» потребителя и порождения у потребителя определенной реакции. Развернутая модель покупательского поведения:
Маркетологи стремятся понять, каким образом в «черном ящике» потребителя происходит превращение стимулов в реакцию. Поведение потребителей на рынке, характер покупок определяются их личностными, культурными, социальными и психологическими факторами, изучение которых является важнейшей задачей маркетинговых исследований. 1) Личностные факторы включают: возраст, стадию жизненного цикла семьи, род занятий, уровень дохода на семью и на одного члена семьи, стиль жизни, тип личности и самопредставления. Жизненный цикл семьи – совокупность отдельных стадий, которые проходит семья в своем развитии с момента своего создания. Это: - холостяки (молодые, неженатые люди, живущие самостоятельно от родителей); - молодая семья без детей;
- полное гнездо – 1 (младшему ребенку менее 6 лет) - полное гнездо – 2 (младшему ребенку 6 и более лет) - полное гнездо – 3 (семейная пара с независимыми детьми) - пустое гнездо – 1 (дети живут отдельно от родителей, глава семьи работает) - пустое гнездо – 2 (глава семьи вышел на пенсию) - живым остался один родитель, который работает - живым остался один родитель, который вышел на пенсию Стиль жизни – стереотипы жизненного поведения личности, выражающиеся в ее интересах, убеждениях, действиях. Зарубежные рекламные агентства, например, выделили 5 категорий русского потребителя: «купцы», «казаки», «студенты», «исполнительные директора», «русские души». Самопредставление – сложные мысленные представления личности о себе, о собственном «я». Тип личности – уникальная совокупность психологических характеристик, которыми определяются стойкие и повторяющиеся реакции человека на факторы окружающей среды. 2) культурные: а) культура – совокупность основных ценностей и стереотипов поведения, заложенных в члена общества его семьей и различными социальными институтами. б) субкультура – группа людей, придерживающаяся определенной системы ценностей, основанной на их общем жизненном опыте и положении в обществе. в) общественный класс – относительно стабильные и большие группы общества, члены которых имеют приблизительно одинаковые интересы, поведение и систему ценностей. Принадлежность к тому или иному общественному классу определяется не каким-либо единственным фактором, например, заработком, а сочетанием рода занятий, дохода, образования, материального благосостояния и других характеристик. 3) социальные: а) референтная группа – группа, оказывающая прямое (т.е. при личном контакте) или косвенное влияние на отношения или поведение человека. Первичные референтные группы: семья, друзья, соседи и коллеги по работе. Вторичные референтные группы: религиозные организации, профессиональные ассоциации и профсоюзы.
б) семья – это важнейшая потребительская ячейка общества, поэтому маркетологи всесторонне изучают ее: они интересуются расширением ролей в семье и воздействием, которое оказывают на выбор товаров и услуг мнения разных ее членов – мужа, жены, детей. в) роли потребителей при совершении покупки: - инициатор – человек, который первый предлагает купить определенный товар или услуги; - влиятельное лицо – человек, который своим советом и позицией влияет на процесс принятия решения; - лицо, принимающее решение – человек, который принимает решение о покупке в целом или частично, купить ли, что купить, как купить или где купить; - покупатель – человек, который совершает покупку после того, когда решение о покупке уже принято; - пользователь – человек, который приобретает и использует товар или услугу. г) статус – оценка, которую дает общество каждой роли. 4) психологические факторы: а) мотивация Мотив (или побуждение) – это нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения. б) восприятие – процесс, благодаря которому люди отбирают, организуют и интерпретируют поступающую информацию для создания значимой картины окружающего мира. Избирательное внимание – стремление людей отгородиться от большей части воздействующей на них информации. Избирательное искажение – стремление человека интерпретировать информацию так, чтобы она подтверждала уже существующие мнения. Избирательное запоминание – стремление человека запоминать лишь ту информацию, которая поддерживает его отношения и 4убеждения. в) усвоение – это изменения в поведении человека в результате накопления жизненного опыта. г) убеждения и отношения. Убеждение – мысленная характеристика индивидом чего-либо. Отношение – сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая благоприятная или неблагоприятная оценка индивидом какого-либо объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность. Отношения изменить не просто. Компании обычно стараются подогнать свой товар к уже существующим взглядам, а не пытаются изменить их.
Процесс принятия решения о покупке состоит из пяти этапов: 1) осознание проблемы – потребитель осознает разницу между реальным и желаемым состояниями. Нужда может быть возбуждена внутренними или внешними раздражителями. 2) поиск информации – потребитель пытается получить дополнительную информацию, при этом он может просто проявлять повышенное внимание, а может приступить к активным действиям по сбору необходимых сведений. Источники информации: личные контакты (семья, друзья, соседи, знакомые); коммерческие источники (реклама, продавцы, посредники, упаковка, выставки); общедоступные источники (СМИ); эмпирические источники (осмотр, изучение или использование товара). 3) оценка вариантов – потребитель оценивает разные варианты выбора, основываясь на полученной информации. Каждый покупатель рассматривает товар как совокупность его свойств (характеристик). Потребители придают разную степень важности разным свойствам товара в зависимости от собственных нужд и запросов. У покупателя создается убеждение в том, что каждой марке присущи определенные свойства. Имидж марки – совокупность мнений о конкретной марке. Полное удовлетворение товаром, на которое рассчитывает потребитель, м6еняется в зависимости от параметров различных свойств товаров. Потребитель формирует свое отношение к разным маркам товара с помощью метода оценки. Индивидуальность потребителя и специфика покупки влияют на м6етод оценки вариантов. Если покупатель еще не выбрал товар и находится на стадии оценки, то маркетолог может предпринять определенные шаги, чтобы повлиять на выбор покупателя. 4) решение о покупке – на этом этапе потребитель фактически приобретает товар. Однако этому решению могут помешать следующие факторы: отношения других людей, н6епредвиденные обстоятельства. 5) реакция на покупку – потребитель предпринимает дальнейшие действия после приобретения товара, основываясь на чувстве удовлетворенности или неудовлетворенности. Если товар не оправдывает ожиданий, то покупатель не удовлетворен; если товар соответствует ожиданиям, то покупатель удовлетворен; если товар превосходит ожидания, то покупатель будет в восторге.
Почти каждая крупная покупка вызывает познавательный (когнитивный) диссонанс, т.е. чувство дискомфорта, которое вызвано сомнениями в правильности сделанного выбора; такие сомнения практически неизбежно посещают покупателя после совершения покупки. Удовлетворенный покупатель приобретает товар повторно, покупает другие продукты компании, является источником благоприятной информации о товаре и компании, меньше внимания обращает на рекламу товаров конкурирующих фирм. Неудовлетворенный покупатель может отказаться от пользования товаром, возвратить его продавцу, высказать свое неблагоприятное впечатление друзьям, и даже способен разрушить хорошую репутацию компании и ее товаров.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |