Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркетинг: понятие и сущность

Лекция №1 Структура, сущность и основы маркетинга.

Цели

1. Дать определение маркетинга и рассказать о его роли в экономике.

2. Сравнить пять подходов к управлению маркетингом.

3. Рассказать, чего именно ждут от системы маркетинга покупатели, продавцы и рядовые граждане.

4. Пояснить, как пользуются маркетингом организации.

С переходом к рыночной экономике в России пришло время маркетинга. Для процветания компания должна разрабатывать новую продукцию, находить новые рынки сбыта, использовать новые технологии, и что самое главное быть ориентированной на потребителя и всю работу строить на основе маркетинга. Со спадом производства роль и значение маркетинга особенно возросли. Дело в том, что для многих наших предприятий именно пассивная маркетинговая деятельность является одной из основной причин сокращения объема выпуска продукции, затоваривания и, как следствие, финансовых трудностей.

Термин "маркетинг" происходит от английского marketing - торговля, продажа, сбыт, который в свою очередь является производным от market и означает рынок, а в более широком современном значении - рыночная деятельность. Маркетинг как экономическая категория обладает очень емким содержанием. Он возник на рубеже XIX и XX в., прежде всего, США, что было продиктовано необходимостью совершенствования системы управления рыночной деятельностью.

Первоначально, основное внимание уделялось вопросам организации сбыта, торговли и рекламы. Ограниченность такой трактовки маркетинга стала очевидной после кризиса 30-х г.г. Результатом явилось создание в крупных фирмах и корпорациях отделов исследования рынка, а также самостоятельных коммерческих организаций по оказанию маркетинговых услуг. Наконец, к 50-м годам ХХ-го в. относится становление маркетинга как единой системы производственно-сбытовой деятельности.

Сегодня маркетинг, кроме того, может рассматриваться и как функция управления, и как хозяйственная концепция управления предприятия, ориентированная на спрос, и как учебная дисциплина, что характеризует его как явление достаточно сложное и разностороннее.

Эта эволюция маркетинга как науки и практики не могла не сказаться на формулировках определения понятия маркетинг. В экономической литературе можно выделить классические и современные определения маркетинга. В классическом понимании маркетинга определяется либо как предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю, либо как социальный процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги путем их разработки, продвижения и реализации. Эти определения носят несколько ограниченный характер. Их недостатки заключаются в преувеличении роли товародвижения и каналов сбыта, недооценке взаимодействия покупателей и продавцов и влияния на маркетинг различных социальных групп и процессов.

Современные определения маркетинга содержат, как правило, более широкий диапазон:

· Маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций.

· Маркетинг это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена.

· Маркетинг - процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализация идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций.

· Маркетинг - вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей посредством обмена.

Теоретическое изобилие определений приводит к существенным разногласиям в отношении маркетинга. Так многие специалисты считают, что это понятие должно включать и непредпринимательскую деятельность. Их оппоненты делают акцент на традиционные области применения, т.е., на отношения купли - продажи и считают; что маркетинг должен ограничиваться исследованием экономических потребностей и отношений обмена. Пожалуй, общее, что подчеркивается во всех определениях маркетинга - это его ориентация на требования потребителя.

Маркетинг основывается на ряде принципов, среди которых можно наделить следующие: ориентация всей деятельности фирмы на реальные требования и пожелания потребителей; активное приспособление производства к требованиям рынка; целенаправленное воздействие на рынок, на покупателя, на спрос с целью «надлежащего» его формирования.

Цель маркетинга – хорошо познать и понять покупателя. Это обеспечивает продажу товара или услуг любого товаропроизводителя (продавца), поскольку именно потребитель обеспечивает появление у него дохода. Поэтому именно спрос определяет предложение в модели рыночной экономики, а не наоборот, что присуще модели планового ведения экономического хозяйства.

Цели в маркетинге могут быть классифицированы следующим образом: рыночные - завоевание определенной доли или выявление перспективных рынков; маркетинговые – а именно создание имиджа фирмы, мероприятия по созданию благоприятного отношения к фирме, объем продаж, объем прибыли, конкурентная борьба; управленческие – а именно совершенствование структуры управления; обеспечивающие - ценовая политика, стимулирование сбыта, потребительские характеристики товара; контрольные.

Функция представляет собой особый вид деятельности, работы, обязанностей. В маркетинге выделяют следующие виды функций:

аналитические, связанные с анализом внешней и внутренней среды фирмы; изучением покупателей, конкурентов, изучение поставщиков и посредников; анализом товаров и услуг.

производственно-сбытовые - организация разработки новых товаров; их производство, сбыт, и послепродажное обслуживание; разработка и реализация ценовой политики; формирование спроса; стимулирование сбыта.

управления и контроля - управление маркетингом; стратегическое и тактическое планирование; контроль маркетинговых решений; разработка предложений по всем аспектам маркетинговой деятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Основные категории маркетинга
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.