Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кражи произведений искусства и антиквариата

Ежегодно музеи, выставки, галереи посещает более 500 млн. человек, желающих приобщиться к миру прекрасного. Но наряду с желанием увидеть созданные человеческим гением шедевры искусства, восхититься работами безымянных и прославленных мастеров у отдельных людей появляется стремление завладеть ими, сделать их личным, а не общественным достоянием. Растет спрос на произведения искусства и предметы старины, растут и цены на них на мировом рынке.

Все больше появляется фактов, свидетельствующих об изменении взгляда на произведения искусства. Из предмета эстетического наслаждения они превращаются в средство помещения капитала, что способствует росту цен на рынке произведений искусства и совершенно противоречит его высокой просветительской и гуманной миссии.

Погоня за произведениями искусства породила «индустрию» их краж и перепродажи, приносящую преступникам большие доходы. Кражи культурных ценностей сейчас представляют одну из важнейших проблем для полиции во всем мире.

До недавнего времени музеи и церкви охранялись самим их назначением — собирать и показывать любителям и специалистам национальные культурные ценности, которые свидетельствуют о достижениях светской и религиозной культуры прошлых веков. Теперь многое изменилось. Падение морали, исчезновение из повседневной жизни многих традиционных запретов, в том числе религиозных, привели в некоторой части общества к деградации самого отношения к произведениям искусства, предметам антиквариата, историческим реликвиям, превратив ж исключительно в объект купли и продажи. Священный страх, 1ет, которые прежде внушали, например, религиозные храмы, предметы культа, рассеялся. Это ясно видно на примере краж католических соборов, православных церквей, буддийских, богатых произведениями религиозного искусства различного рода, но бедных сторожами и охранными устройствами.

Никакого учета краж произведений искусства ни в одной стране в прошлом не было. Такая статистика начата только в 70-е гг. при этом удалось примерно систематизировать информацию и за предшествующий отрезок времени. Судя по первым весьма приблизительным подсчетам, только в Италии за период с 1954 г. из разных государственных и частных коллекций было украдено около 40 тыс. произведений искусства, за это же время во Франции — 12 тыс.

Есть разрозненные данные, по которым можно проследить эволюцию этого преступления в последнее десятилетие в некоторых странах. Во Франции в 1970 г. из различных музеев, частных коллекций, художественных галерей и соборов было украдено 1260 произведений искусства, а в 1978г. — в 2,5 раза больше — 3207. Среди украденных картин — полотна, принадлежащие кисти Бонара, Вламинка, Дерена, Дюфи, Курбе, Мане, Марке, Матисса, Пикассо, Ренуара, Сезанна и др. Ежегодное увеличение количества краж произведений искусства и во Франции переместило это преступление на второе после контрабанды наркотиков место, и после 1978 г. в этом списке появились новые имена: Тулуз-Лотрека, Ле Корбюзье, Фернана Леже, Хоана Миро, Э.А. Бурделя.

29 октября 1985 г. днем пять вооруженных бандитов, действуя как по сценарию детективного фильма, совершили кражу девяти самых ценных картин из парижского музея Мармоттан, где собраны полотна французских импрессионистов. Среди украденных — знаменитая картина К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце», та самая, которая на Парижской художественной выставке 1874 г. дала название новому течению в мировом изобразительном искусстве — импрессионизму. Похищены были также четыре другие картины К. Моне, две работы О. Ренуара, среди которых известный шедевр «Купальщицы», два полотна Б. Моризо. Пока служащие музея подали сигнал тревоги, оповестили полицию, грабители успели сесть в машину и затеряться в лабиринте парижских улиц. Где теперь всплывут эти картины? Скорее всего, они были похищены с целью вымогательства выкупа. Вряд ли преступники рискнут их продавать. Ведь все картины слишком известны, чтобы их можно было открыто (и даже неоткрыто) продать. А вот выкуп за них можно потребовать огромный. Ведь похищенные полотна представляют большую художественную ценность. Что касается их денежной стоимости то она была определена ориентировочно уже после пропажи в 100 млн. франков. Сейчас трудно поверить, что когда-то сам К. Моне с большим трудом продал свое «Впечатление» всего за тысячу франков.

Аналогичная ситуация и в других странах. Так, в Италии в 1973 г. сообщалось об исчезновении 8250 произведений искусства, в 1975 г. — уже 10952.

Судьба культурного наследия многих стран подвергается большой опасности. Кражи произведений искусства и других ценностей, даже совершенные из частных собраний, наносят ущерб их художественному богатству. Похищенные предметы часто так и не удается обнаружить. К настоящему времени в розыске находятся 53 тыс. ценных произведений искусства и предметов культового назначения, а также предметов, представляющих большую историческую ценность, и у полиции нет уверенности в том, что их удастся найти. Известно также много случаев, когда произведение искусства портится в результате грубого обращения похитителей и его потом невозможно восстановить.

Рост количества краж произведений искусства и антиквариата вынудил страны сообща противостоять этому преступлению. Возглавила такое сотрудничество ЮНЕСКО, которая приняла на себя выработку мер предупреждения хищений культурных ценностей и вывоза их из страны, где они имели постоянную «прописку».

Усилиями ЮНЕСКО была подготовлена и подписана странами международная Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970 г.), а также Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.). Государства, подписавшие Конвенцию 1970 г., приняли на себя обязательства содействовать розыску и возвращению незаконно вывезенных произведений искусства и принимать меры против их нелегальной скупки на своей территории. Конвенция обязала страны требовать у лиц, вывозящих или ввозящих культурные ценности, предъявления специальных разрешений на их провоз через границу.

Контакты полиции разных стран по розыску украденных и везенных за границу культурных ценностей возглавил Интерпол. Он действует в сотрудничестве с ЮНЕСКО, Международным советом музеев, таможенными службами разных стран.

Совместно с ЮНЕСКО Интерпол добивается от своих членов установления в музеях и хранилищах заградительных сигнальных систем, усиления охраны музеев, церквей, государственных и частных коллекций.

В качестве эффективной меры борьбы с кражами и контрабандой произведений искусства Интерпол предложил странам-членам провести полный учет и составить каталог (или картотеку) имеющихся художественных и исторических ценностей независимо от места их хранения — государственная коллекция, церковь или частное собрание. Такая работа начата в Италии, Индии, Франции. Предполагается, что если все произведения искусства, составляющие художественные богатства страны, будут учтены, занесены в единый каталог и сфотографированы (а фотографии внесены в картотеку), это приведет к сокращению количества краж произведений искусства из-за невозможности продать их внутри страны и тем более вывезти за границу. Одновременно Интерпол призывает все страны ужесточить условия купли-продажи произведений искусства, ввести предусмотренные конвенцией 1970 г. сертификаты на приобретаемые или продаваемые предметы искусства. Это сделает более рискованным нелегальный сбыт или приобретение таких предметов.

Пропаганду защиты культурных ценностей от краж и варварского уничтожения (вандализма) Интерпол ведет совместно с Международным советом музеев ЮНЕСКО. Еще в 1957 г. совет обратился к Интерполу с просьбой сосредоточить усилия на разработке рекомендаций полиции о средствах и методах предупреждения краж и на способах обнаружения похищенных произведений искусства. С тех пор эта работа ведется ими в тесном контакте. Интерпол объявляет международный розыск и похитителей, на которых есть ордер на арест, и самих произведений искусства, для чего издает специальные бюллетени, в которых дается описание похищенных произведений, их фотоизображения.

Интерпол рекомендует полиции негласно наблюдать за лицами, занимающимися куплей-продажей произведений искусства и старины (антиквары, коллекционеры, торговцы, скупщики и др.), включать их в картотеку и постоянно пополнять ее новыми сведениями о совершаемых ими операциях купли-продажи. Негласное наблюдение предлагается поручать опытным и осторожным детективам, знающим изобразительное искусство и 'соответствующую общественную среду.

Интерпол рекомендовал всем странам-членам создать в составе своих полицейских или таможенных сил специальную службу для борьбы с данной категорией преступлений. Такая рекомендация последний раз была сделана Генеральной ассамблеей в 1981 г. Этому предшествовало предпринятое Интерполом изучение проблемы, в ходе которого были разосланы анкеты странам-членам. Ответы прислали 39 стран, из них 27 заявили, что эта проблема их очень тревожит.

На сессии 1981 г. было отмечено, что в ряде стран (Австрии, Великобритании, Италии, Нидерландах, Франции, ФРГ) такие службы есть и хорошо проявили себя в борьбе с кражами предметов искусства. В Великобритании служба была создана в 1961 г. после нашумевшей кражи картины Франсиско Гойи «Портрет герцога Веллингтонского» из Лондонской национальной галереи. Для расследования этой кражи в составе Скотланд-Ярда и был учрежден отдел по делам изящных искусств, которому быстро удалось раскрыть преступление.

Во Франции специализированная служба по розыску похищенных произведений искусства была создана в составе Центральной дирекции уголовной полиции в 1972 г. Служба регистрирует все кражи, а также поступающие сигналы о тайных хранилищах предметов искусства во Франции. Наиболее серьезные преступления служба расследует своими силами. В целях обнаружения украденных произведений сведения о них направляются всем местным комиссариатам полиции и жандармерии, а через Интерпол — в другие страны. Фотоснимки украденных произведений искусства публикуются в ведомственных изданиях полиции и в обычной прессе.

В Австрии подобная служба создана в составе НЦБ Интерпола страны. В ее обязанности входят координация действий и оказание помощи австрийским органам, проводящим расследование по делам о хищениях культурных ценностей. Отдел поддерживает связи по делам этой категории с полицией других государств и со штаб-квартирой Интерпола. Служащие отдела создали фотокартотеку по видам произведений искусства, имеющихся в государственных музеях и картинных галереях страны. К фотоснимку каждого произведения приложено подробное описание оригинала. Есть здесь и картотека разыскиваемых Интерполом произведений искусства, украденных в Австрии и других странах.

Интерпол и сам ведет фотокартотеку разыскиваемых произведений живописи, скульптуры, уникальных ювелирных изделий, предметов, представляющих большую художественную или историческую ценность. Как и в национальных фотокартотеках, здесь есть подробное описание предмета, обстоятельства и дата кражи, модус операнди похищения. Все данные о кражах произведений искусства введены в память ЭВМ в штаб-квартире в Лионе.

Специалистам Интерпола известны почти все частные коллекции мира, владельцы которых прибегают к покупке краденых произведений искусства у преступников, перекупщиков или других нечистых на руку торговцев. При анализе обстоятельств отдельных преступлений служащие Интерпола иногда предугадывают «маршрут» следования некоторых картин и других предметов культуры, прежде чем они попадут в частные, а иногда и в государственные коллекции. Они принимают участие в розыске украденных и вывезенных за границу ценностей и лиц, совершивших это преступление. Такое участие реализуется в форме координации розыскных операций полиции, их действий по расследованию преступлений, а также предоставления информации из своих архивов, дачи методических рекомендаций.

Похитители иногда нанимают художников, практикующихся на подделках живописных полотен. В этом случае подлинник украденной картины может очень долго скрываться преступниками, а нанятый ими художник будет тиражировать ее копии. Таких случаев много. Например, в музеях и частных коллекциях США экспонируется около 10 тыс. картин французского художника К. Коро, тогда как Коро за всю жизнь написал не более 3 тыс. полотен и большая их часть находится в европейских музеях. В мире зарегистрировано 34 «Джоконды» Леонардо да Винчи. Эта картина в 1911 г. была украдена из Лувра и более двух лет находилась в розыске. Полиция проявила тогда полную несостоятельность. Помогло только счастливое стечение обстоятельств. Преступник Перруджиа выдал себя сам, когда попытался продать картину на аукционе во Флоренции.

К сожалению, так бывает не всегда, даже если удается обнаружить украденные ценности. Если они уже проданы, вернуть их законному владельцу часто не удается. Во-первых, 6. Борьба с отдельными видами преступлений доказать, что покупатель заведомо знал, что приобретаемая им вещь украдена. Во-вторых, конвенция 1970 г. предусматривает выплату потерпевшим покупателям «справедливого замещения». Если покупатель не знал, что вещь краденая, музей понесший ущерб, должен выплатить ему «справедливое возмещение». Когда украденная вещь сама по себе дорогая, такое возмещение может быть не по карману музею, откуда она была похищена.

Для изучения всех вопросов борьбы с кражами произведений искусства Интерпол создал специальную комиссию, которая готовит сообщения и проекты рекомендаций Генеральной ассамблеи, а также выносит эти вопросы на рассмотрение региональных конференций стран-членов. По решению комиссии в штаб-квартире организации собираются коллоквиумы по рассматриваемой проблеме. В их работе участвуют специалисты Генерального секретариата, ЮНЕСКО, Международного совета музеев, представители стран. Коллоквиумы уделяют особое внимание последствиям краж произведений искусства, рекомендуют отличать действующих в этой сфере профессиональных преступников от случайных похитителей. Постоянным предметом обсуждения является проблема возвращения украденных ценностей их законным владельцам.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Незаконная торговля наркотиками | Преступления против безопасности полетов на воздушном транспорте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.