Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Охрана коммерческой тайны

 

Характерной особенностью современного этапа развития экономики является переход от индустриального общества к информатизированному, в котором информация считается даже более важным ресурсом, чем материальные или энергети­ческие ресурсы. Информатизация российского бизнеса, интер­нетизация большинства сфер предпринимательской деятель­ности, внедрение автоматизированных систем управления процессами, базирующихся на современных информационных технологиях, выдвигают на одно из центральных мест пробле­му информационной безопасности организаций. Утечка ин­формации по своей сущности и содержанию всегда предпола­гает противоправное (тайное или явное) завладение информа­цией (изделиями, приборами), где содержится коммерческая тайна, для использования в корыстных целях. Наиболее при­влекательным объектом посягательств является интеллекту­альная собственность, существующая в двух видах: промыш­ленная (научно-техническая, технологическая) и коммерче­ская (деловая, финансово-кредитная).

К промышленной информации могут быть отнесены изо­бретения, открытия, методы производства, технологии, конст­рукторская документация, электронные схемы, программное обеспечение, рецепты изготовления и т.п. К коммерческой ин­формации относятся деловые связи, сведения о поставщиках, о заключаемых контрактах и их условиях, о предполагаемых прибылях, информация о кредитах и банковских операциях, бухгалтерские и финансовые отчеты, заработная плата сотруд­ников, планы сбыта продукции, маркетинговые мероприятия, деловая переписка и др.

Американский журнал «Кемикл инжиниринг» выделяет следующие приемы и методы получения информации о конку­рентах:

1) сбор сведений из средств массовой информации (СМИ),
включая официальные документы (судебные отчеты, кредит­ные истории, данные о регистрации организации и т.п.);

2) биржевые документы, финансовые отчеты, выставочные
экспонаты и проспекты, брошюры и рекламные материалы;

3) изучение продукции фирмы, ее особенностей и конку­
рентных преимуществ с целью раскрыть секреты производства
(ноу-хау);

4) использование сведений, распространяемых болтливыми сотрудниками, особенно на конференциях, симпозиумах;

5) подкуп служащих конкурирующей фирмы;

6) наем на работу уволенного сотрудника конкурентов;

7) использование своего агента, засылаемого на работу к конкуренту, промышленный шпионаж;

8) «ложные» переговоры с фирмой-конкурентом;

9) кража документов, чертежей, образцов;

10) подслушивание переговоров, телефонных звонков с помощью современных технических средств;

11) шантаж и вымогательство.

Как видим, персонал – один из главных каналов утечки ин­формации, поэтому столь большое внимание следует уделять работе с ним по созданию условий, препятствующих утечке информации и способствующих защите интеллектуальной собственности.

Существуют три общепринятых метода защиты интеллек­туальной собственности:

1. Патент. Патентом оформляется право изобретателя за­конно монополизировать использование своего изобретения в течение установленного периода времени (основами граж­данского законодательства срок действия патента определен в 20 лет).

2. Авторское право. Авторское право в отличие от патента и коммерче­ской тайны защищает не саму идею, сущность изобретения, а его форму (поэтическую, музыкальную, литературную, игро­вую).

3. Коммерче­ская тайна. Коммерческая тайна в нашей стране еще не охвачена правовым регулированием. Существующие нормы феде­рального законодательства не определяют меры защиты коммерческой и служебной информации, законные и незаконные способы ее получения и использования, не устанав­ливают ответственность лиц, которым она стала известна в силу различных обстоятельств, т.е. не создают конкретные механизмы реализации прав обладателей такой информа­ции. Режимы коммерческой тайны и служебной тайны не регламентированы и плохо различимы в силу смешения ба­зовых понятий в Гражданском кодексе Российской Федера­ции (ГК РФ).

Наиболее разработанное законодательство в этой области существует в США. Согласно Закону о коммерческой тайне к таковой относят информацию (включая формулу, состав, ком­бинацию, программу, приспособление, метод, технику или процесс), которая имеет самостоятельную экономическую стоимость благодаря тому, что не является общеизвестной или доступной людям, которые могут ее использовать в коммерче­ских целях, и представляет собой объект разумных усилий по защите.

Зарубежный и отечественный опыт по защите интеллекту­альной собственности свидетельствует о том, что эффектив­ной может быть лишь комплексная система защиты, включаю­щая в себя следующие меры:

1) законодательные (разработка и использование законов и
законодательных актов, регулирующих рассматриваемые вопросы);

2) морально-этические (развитие организационной культуры компании, кодексов поведения, формирование системы ценностей и нравственности);

3) физические (замки, решетки, электронные устройства, охранная сигнализация, изоляция помещений, сейфы, звукоизоляция);

4) административные (режим секретности, правила доступа к сведениям, пропускной и внутренний режим, система кодов,
паролей, система правильной циркуляции документов, контроль над множительной техникой, регистрация посетителей в специальном журнале, дробление коммерческой тайны на отдельные элементы, доступные разным сотрудникам);

5) технические (применение электронных, акустических, оптических, радиотехнических, магнитотермических, индук­тивных и других устройств);

6) криптографические (шифрование информации);

7) программные (применение специальных программ для защиты информации).

Согласно исследованиям, проведенным в США, при пол­ной потере информации на магнитных носителях вследствие сбоя компьютерной системы в первые три дня из общего числа потерпевших объявляют о своем банкротстве 60% фирм и в те­чение года – 90% оставшихся.

Защита коммерческой и служебной информации, в том числе в режиме ограниченного доступа, отвечает интересам и государства, и бизнеса. Неурегулированность порядка обраще­ния с этой информацией способствует развитию недобросове­стной конкуренции, увеличению масштабов коррупции, не по­зволяет эффективно защищать, особенно на международных рынках, права обладателей секретов производства, охраняе­мых в режиме ноу-хау. В первую очередь это относится к вы­сокотехнологичным отраслям российской промышленности, что в конечном итоге отражается на темпах создания и внедре­ния в интересах России наукоемких технологий.

Психологические аспекты «безопасного» увольнения:

1. Каковы бы ни были причины увольнения сотрудника, он должен покидать организацию без чувства обиды, раздра­жения и мести.

2. После объявления об увольнении следует внимательно выслушать и проанализировать контрдоводы и аргументы со­трудника в отношении характера работы, стиля руководства, вопросов взаимоотношений в коллективе. Именно в этот мо­мент работник наиболее критично и правдиво освещает истин­ное положение дел.

3. Этика увольнений подразумевает, что не следует уволь­нять человека в пятницу, за день до праздника, в день его рож­дения или годовщину работы на фирме, после недавней смер­ти члена семьи, во время беременности и т.п. Не следует поль­зоваться услугами охраны для того, чтобы работник немедлен­но освободил стол и покинул здание компании. Не следует унижать человека, наносить ему обиды, злорадствовать в свя­зи с его уходом.

4. Весьма полезно поручить кому-либо из сотрудников, ко­торые ближе всего общались с уволенным работником во вре­мя работы, поддерживать с ним контакты и после увольнения по крайней мере до тех пор, пока он не найдет новое место ра­боты.

ТЕМА 8. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономическая эффективность управления | Социально-экономической ответственности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.