Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции и методы управления. Функционально-ролевое содержание труда менеджеров

Тема 5

Функционально-ролевое содержание труда менеджеров.

Поскольку управление – это планирование, организовывание, координирование, мотивирование, контроль, то и содержание деятельности руководителя можно рассматривать как процесс реализации вышеназванных функций.

При планировании руководители различных уровней выявляют цели и задачи возглавляемого ими объекта (организации в целом, ее подразделений), определяют, что должны делать подчиненные, чтобы достичь этих целей. С помощью планирования руководство, иначе говоря, обеспечивает единую направленность усилий всех членов организаций на достижение ее общих целей. Для этого необходимо взаимоувязать цели различных уровней организации: управляющих, подразделений, работников. По мнению Питера Друкера, цели деятельности компании надлежит определять по следующим ключевым позициям: положение на рынке; инновации; производительность труда и оборудование; материальные ресурсы; доходы (прибыль); организация деятельности людей; социальная сфера. Областями же реализации личных целей могут быть, по мнению зарубежных специалистов, карьера, финансы, душевное и физическое состояние, религия, друзья и семья. Цели должны быть известны всем, кого они затрагивают, при чем представлены в такой форме, которая позволила бы проверить их достижение.

О взаимоувязке целей, присущих разным сферам деятельности в рамках организации, удачно написал Р.М.Фалмер. Он считает, что следует увязывать цели: 1) высшего уровня управления с его акцентом на больших прибылях и удовлетворении запросов держателей акций; 2) производственников с их прицелом сделать больше, быстрее и дешевле; 3) персонала, занимающегося маркетингом, чей взгляд всегда обращен на квоты, премии и проценты; 4) финансистов с их любовью к дивидендам, процентам и прежде всего, к балансу; 5) мастеров, которые смотрят вверх, чтобы удовлетворить руководство, и вниз, чтобы рабочие продолжали работать; 6) рабочих, управляющих лишь своими собственными усилиями, чтобы удовлетворить мастеров, заработать на жизнь и дожить до пятницы, когда выдается жалованье.

Организовывание – следующая основная функция менеджера. Ее реализация предполагает проектирование структуры организации и ее подразделений, определение конкретных заданий и их распределение между людьми (подразделениями) внутри фирмы, делегирование полномочий для выполнения следующих заданий. В идеале работа каждого человека, каждого подразделения – фактор успеха организации в целом.

Реализуя функцию координирования, руководитель согласовывает взаимоувязывает действия различных людей и подразделений.

Основная задача мотивирования состоит в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и с планом. Управляющие должны создать такую систему стимулов, при которой действия структурных подразделений их коллективов, равно как и отдельных работников, были направлены на достижение поставленных целей. Для этого они должны выявит потребности подчиненных и обеспечить им такие условия деятельности, которые гарантируют увязку роста эффективности последней с ростом благосостояния.

Контроль – это непрерывное сопоставление фактических результатов работы подчиненных с запланированными, оценка и корректировка их деятельности в соответствии с поставленными целями.

4.4 Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров.

По сравнению с другими видами труда в организации, управленческий труд имеет ряд специфических особенностей:

ü он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;

ü участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредствовано, чрез труд других работников;

ü предметом труда является информация;

ü средством труда – организационная и вычислительная техника;

ü результатом труда – управленческое решение.

Чтобы выполнить свои функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью, использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно разделить на две группы. Первую составляют знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении. Они включают:

ü умение обосновать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;

ü информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологий, конкуренции, динамики спроса на продукцию;

ü знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях;

ü способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления;

ü умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.

Вторая группа требований связана со способностью менеджеров, работать с людьми и управлять самими собой. Менеджеры должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны других. В данную группу входят:

ü высокое чувство долга и преданность делу;

ü честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

ü умение четко выражать свои мысли и убеждать;

ü уважительное отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;

ü способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.


5.1. Общие понятия и классификация функций управления.

Функция управления - это направление или вид yпpaвленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами.

Функция управления представляет собой обособленную по ресурсным параметрам специфическую часть управленческой деятельности, направленную на реализацию конкретной цели предприятия. Из определения следует, что функции управления должны формироваться в разрезе целей предприятия, что предполагает:

а) цель предприятия первична, а функция управления вторична;

б) не должно быть функций управления, не связанных с системой целей предприятия, т.к. процесс любой цели представляет собой процесс реализации определенной функции или функций.

Функции управления принято классифицировать на две группы:

а) Специальные функции управления. Данный вид функции управления представляет собой продукт горизонтального разделения управленческой деятельности.

Специальные функции управления связаны с реализацией конкретной цели предприятия и потому включают в себя функционально обособленный специфический вид управленческих работ. Специальные функции управления зачастую называют функциональными подсистемами управления. Каждое предприятие, реализуя свои цели, выполняет в целом определенный набор функций, но с разной трудоемкостью работ по этим функциям. Для машиностроительного предприятия характерным является следующий набор функций управления:

1) управление маркетингом;

2) управление конструкторской подготовкой производства;

3) управление технологической подготовкой производства;

4) управление инструментальным обеспечением производства;

5) управление ремонтом, эксплуатацией технологического оборудования;

6) управление энергообеспечением предприятия;

7) управление капитальным строительством и реконструкцией;

8) управление обработкой информации;

9) оперативное управление основным производством;

10) управление качеством продукции;

11) управление материально-техническим обеспечением производства;

12) управление сбытом продукции;

13) управление транспортно-складскими работами;

14) технико-экономическое планирование и анализ хозяйственной деятельности;

15) организация труда и заработной платы;

16) управление финансами предприятия;

17) организация бухгалтерского учета, отчетности и контроля;

18) управление кадрами;

19) управление социальным развитием;

20) управление делопроизводством;

21) управление правовым обслуживанием хозяйственной деятельности предприятия.

Следует иметь в виду, что данный набор функций не является обязательным, в зависимости от конкретных условий и целей предприятия он должен быть скорректирован (например, предприятие может не осуществлять комплекс работ по конструкторской подготовке производства, а заказать проведение этих работ специализированной сторонней организацией на договорной основе).

Каждая специальная функция управления дифференцируется в соответствии с уровнем ее осуществления, т.е. подразделяется на подфункции (работы) и задачи. Дифференциация функций приводит к сужению участка управленческой деятельности и конкретизации объекта управления.

Подфункция представляет собой функционально и ресурсно-обособленную часть функции, способную к локальному осуществлению в рамках данной функции.

Задача управления представляет собой часть подфункции, связанную с обработкой конкретного вида информации.

б) Общие функции управления. Общие функции управления присущи процессу реализации любой специальной функции, независимо от ее специфичности, т.е. являются составляющими любого процесса управления (процесса реализации специальной функции).

К ним относятся:

1) Планирование, заключающееся в установлении на базе анализа и прогнозирования критериев, относительно которых оценивается реализация специальных функций, как в краткосрочном, так и долгосрочном периодах;

2) Организация, заключающаяся в построении и изменении структуры управления и порядка реализации специальных функций управления, координации и регулировании выполнения работ в рамках специальных функций управления.

3) Мотивация, заключающаяся в обеспечении эффективного выполнения каждым исполнителем работ в соответствии с планом и целями предприятия;

4) Контроль, заключающийся в выявлении на базе учета всех отклонений от нормального режима функционирования процессов реализации специальных функций для безусловного достижения целей в рамках каждой специальной функции.

5.2. Функциональная структура предприятия и функциональные подсистемы.

Функциональная структура предприятия представляет собой множество функций, подфункций и задач управления, определенным образом квалифицированных и сгруппированных в классификатор функций предприятия:

Классификатор функций предприятия

Функция Подфункция Общие задачи (в разрезе общих функций управления) Специфические задачи
       

Классификатор составляет в следующем порядке:

а) выделение специальных функций управления;

б) дифференциация каждой специальной функции на подфункции;

в) формирование в разрезе каждой подфункции четырех общих задач, связанных с общими функциями управления (планирование, организация, мотивация, контроль);

г) формирование в разрезе каждой общей задачи одной (нескольких) специфических задач управления, связанных с выпуском и обработки конкретного вида информации (документа, устного решения).

Предприятие можно рассматривать в качестве социально- экономической системы, состоящей из подсистем, которые могут, сгруппированы по различным признакам. В единой системе предприятия выделяются иерархические, функциональные, кибернетические подсистемы.

Каждая верхняя степень представляет собой элемент внешней среды для нижних степеней, а каждая нижняя является элементом внутренней среды для верхней. Все ступени иерархии могут подразделятся на подсистемы функционального характера и как кибернетические системы имеют объект управления и субъект управления.

Применение системного подхода позволяет выделить в деятельности предприятий частные функции в виде относительно обособленных компонентов. В рамках подсистем осуществляются определенные виды деятельности, самостоятельность и определенность целей и содержание которых позволяет объединить их в функциональные подсистемы:

1. Подсистемы производственных процессов: техническая подготовка производства, основные производственные процессы, обеспечение качества продукции, организация живого труда.

2. Подсистемы состава элементов производства: основные производственные фонды, предмет труда, кадры.

3. Подсистемы производственной инфраструктуры предприятия: техническое обслуживание и ремонт основных производственных фондов, энергетическое обеспечение производства, транспортное обслуживание производства, складское и тарное хозяйство, материально-техническое обеспечение производства и сбыт готовой продукции.

4. Подсистемы управления предприятием: технико-экономическое планирование, финансирование, бухгалтерский учет, научно-техническое развитие предприятия, социальное развитие коллектива.

Каждое звено предприятия и каждая функциональная подсистема являются и кибернетическими системами. Они имеют объект и субъект управления, связанные между собой каналами связи. Это не единственная группировка функциональных подсистем предприятия. Так, например, для целей организации управления однородные элементы и связи по функциональному содержанию объединяют в подсистемы: техническую, технологическую, организационную и социальную.

4.3. Методы управления.

Методы управления - это способы и приемы управленческой деятельности, с помощью которых работа предприятия направляется на достижение целей, стоящих перед объектом управления.

Классификация методов управления предприятием

Метод управления Механизм воздействия на объект управления Стимулы выполнения управляющих воздействий Содержание метода
Экономические Косвенный, стимулирующий Экономическая заинтересованность Экономическое стимулирование, самофинансирование, прибыль, цена, кредит, налог.
Административно-правовые и организационно –распорядительные Прямой, директивный Дисциплинарная ответственность Гражданские нормы, административные права, инструкции, приказы, распоряжения
Социально-психологические Косвенный, мотивирующий Удовлетворенность работой и климатом в коллективе, возможность профессионального роста Творческая активность, психологический климат, трудовая мотивация, стиль руководства

Каждая группа методов обладает определенным характером действия на объект управления, они взаимосвязаны друг с другом применении на практике. Искусство менеджмента заключается в сильном их выборе и определении приоритетности одного из них ответственно сложившейся ситуации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Менеджер в системе управления предприятием | Социально-психологические методы управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.