Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция и структуры рынка

19 20

2 3 4 5

 

Домохозяйства
Предприятия
Государство
7 8

9 10

11 12

13 14 15 21 16 17 18

 
 

 


Рис. 1.4 – Модель кругооборота продуктов и доходов

Современный рынок характеризуется богатой и сложной структурой. Его можно классифицировать по различным признакам:

· по экономическому назначению объектов – рынок потребительских товаров, рынок промежуточных товаров, рынок товаров промышленного назначения, сырьевой, вторсырьевой и т.д.;

· по географическому положению – местный, национальный, мировой;

· по степени ограничения конкуренции – монополистический, совершенно конкурентный, олигополистический;

· по отраслям - автомобильный, компьютерный и т.п.;

· по характеру продаж - оптовый, розничный.

Существует еще много других признаков классификации рынков. Однако деление рынков на виды в определенной степени условно, так как в реальной действительности один и тот же признак может отражать разные признаки.

 

Когда предприятие выходит на рынок, оно сталкивается с другими производителями продукции, вступает с ними в конкурентную борьбу.

Конкуренция – соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, продажи и купли товаров.

Выделяют две формы конкуренции продавцов:

· ценовая, когда продавцы стремятся привлечь покупателей более низкими ценами, установлением скидок и премий, проведением широких распродаж по сниженным ценам;

· неценовая, когда продавцы стремятся привлечь покупателей, обеспечивая высокое качество продукции, проводя широкую рекламу своей продукции, организуя лучшую систему продажного и послепродажного сервиса.

Конкуренция является главным стимулом активности предпринимателя, заставляя его расширять производство и заботиться о его эффективности.

Рынок, на который выходит предприятие, может быть рынком совершенной и несовершенной конкуренции.

Основным признаком, положенным в основу такого деления является степень влияния продавца или покупателя на рыночную цену товара. Если ни один из покупателей или продавцов не может повлиять на рыночную цену товара, то рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией. Если это условие не соблюдается, то конкуренция является несовершенной.

Отличительные черты рынка совершенной конкуренции:

· большое количество продавцов и покупателей данного товара;

· товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей, и все покупатели должны быть одинаковы с точки зрения продавца.

· отсутствие входных барьеров для вступления в отрасль и выхода из нее;

· полная информация всех участников рынка;

· рациональное поведение всех участников рынка, преследующих собственные интересы.

Рынок совершенной конкуренции – идеальная модель. В реальности хотя бы одно условие, как правило, нарушается, и на практике чаще всего приходится иметь дело с рынком несовершенной конкуренции.

Представим наиболее употребляемую классификацию рынков несовершенной конкуренции:

1. Монополия – это рынок, на котором действует только один продавец. Хотя продавец и диктует рынку цену, но абсолютной свободы в назначении цены, тем не менее, нет, так как ему приходится учитывать спрос на продукцию.

2. Олигополия – это рынок нескольких крупных продавцов, каждый из которых имеет большое влияние на количество предлагаемой продукции и цену. В этих условиях продавцам довольно часто бывает невыгодно конкурировать друг с другом, и они стремятся достигнуть взаимных соглашений о разделении рынка и установлении цен.

3. Монополистическая конкуренция – рынок, характеризующийся большим количеством мелких фирм, производящих дифференцированную продукцию, т. е. продукцию, удовлетворяющую одну и ту же потребность, но имеющую качественные отличия. Такой тип рыночной структуры наиболее характерен для рынков развитых стран.

Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете экономическую обособленность субъектов рыночной экономики? В чем состоит их экономическая свобода и ответственность?

2. Какие свойства товара отмечает трудовая теория стоимости?

3. Охарактеризуйте функции денег.

4. Какие функции выполняет рынок? Чего больше в рыночной организации: хаоса и анархии или автоматизма и саморегулирования? Для ответа используйте рис. 1.4.

5. Как взаимосвязаны между собой основные функции рынка?

6. Назовите основные функции государства по регулированию рынка. Раскройте содержание этих функций.

7. Назовите основные проблемы отечественной экономики, учет которых позволяет выработать и реализовать на практике российскую модель становления рыночного хозяйства.

8. Охарактеризуйте основные признаки совершенной конкуренции.

9. Какие барьеры могут встречаться на пути вступления новых фирм в отрасль?

10. Какие черты монополии и совершенной конкуренции характерны для монополистической конкуренции?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды рынков | Тема 4. Основы теории спроса и предложения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.