Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Олигополистическое ценообразование

Олигополия существует в том случае, если в отрасли функционируют две или несколько фирм.

Для олигополии характерны следующие признаки:

1. Кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэтому в отрасли не действуют правила свободной конкуренции.

2. В отрасли функционирует, по крайней мере, одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов, поэтому в отрасли нет монополистической конкуренции.

Особенностью олигополии является то, что цены на продукцию меняются реже, чем на конкурентном рынке, и на более значительную величину.

В самой структуре фирм-олигополистов заложена способность удерживать цены в краткосрочном периоде, поэтому для олигополии характерна своеобразная кривая АVC и MC (рис. 1.24).

Рис. 1.24 – Кривые средних и предельных затрат фирм – олигополистов

Такое расположение кривых AVC и MC объясняется следующим: используя делимые фиксированные факторы производства, фирма-олигополист может на определенном интервале выпуска продукции (Q1 –Q2) сохранять неизменные отношения работающих единиц труда и капитала. В этом случае и AVC, и МС не меняются.

Поведение фирмы-олигополиста в краткосрочном периоде определяется условием:

MR = MC = AVC (1.23)

Рассмотрим график (рис. 1.25).

Рис. 1.25 – Ценообразование в условиях олигополии

Цена РN (соответствующая точке А¢) – нормальная цена, она берется за основу и в случае изменения спроса не меняется, а объем продукции уменьшается до Q1 или увеличивается до Q2.

Если фирма имеет классическую кривую AVC, то попытки удержать цену и сокращать объем производства при снижающемся спросе приведут к потерям.

Следует отметить, что универсальной теории олигополии не существует. Дело в том, что реакция конкурентов на то или иное действие олигополиста может быть очень различной. Каждому предположению о характере этой реакции соответствует своя модель олигополии. Основные модели олигополистического ценообразования:

· ломаная кривая спроса, не основанная на тайном сговоре;

· ломаная кривая спроса, основанная на тайном сговоре;

· лидерство в ценах;

· издержки «плюс».

Контрольные вопросы

1. Какие показатели выручки вы знаете? Как соотносятся между собой величины средней и предельной выручки?

2. Выведите условие максимизации прибыли для фирм, действующих в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

3. В каком случае, находясь в условии совершенной конкуренции, фирма прекратит производство товара? Ответ подтвердите графически.

4. Опишите поведение фирмы, если цена на ее продукцию AVC < Р < АС.

5. Рассмотрите отличия в достижении фирмой целей максимизации прибыли в условиях монополии по сравнению с совершенной конкуренцией.

6. Какова главная причина образования монопольной сверхприбыли?

7. Что понимается под ценовой дискриминацией, какие условия необходимы для ее проведения? Как вы думаете, возможна ли ценовая дискриминация на следующие товары и услуги: железнодорожные билеты, индивидуальный пошив обуви, чистка обуви, школьное образование, парикмахерские услуги, телефонные переговоры?

8. Почему в основе разных цен на товар лежит различная эластичность спроса? Проиллюстрируйте это утверждение на примерах.

9. Когда для фирм в условиях монополистической конкуренции наступает равновесие в долгосрочном периоде?

10. Коротко охарактеризуйте модели олигополистического ценообразования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Деятельность фирмы в условиях монополии | Тема 7. Ценообразование на рынках факторов производства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.