Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы менеджмента

I МЕНЕДЖМЕНТ

 

 

1 Менеджмент: основные определения и функции. Основные этапы развития менеджмента

Менеджмент – это комплекс знаний и умений, обеспечивающий процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организации.

Это понятие более узкое и применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять и в отношении некоммерческих организаций.

Термин «менеджмент» имеет несколько значений:

1 Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности.

2 Менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами.

3 Менеджмент – это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров.

4 Менеджмент – это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми.

5 Под менеджментом иногда понимают практику реального управления и ее осмысление.

6 Менеджмент – это не только наука, но и искусство управления.

Основными функциями управления являются планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции реализуются на всех уровнях управления (высший, средний и нижний уровни) и во всех видах деятельности организации. Содержание этих функций и сложность управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спецификой и объемом.

Функция планирования может быть определена как способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое скоординированное направление усилий всех сотрудников на достижение общих целей организации (включая и формулирование самих целей). Существует 3 основных типа планирования.

Стратегическое планирование (высший уровень) – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише.

Тактическое планирование (средний уровень) – это определение промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. В основе стратегического планирования лежат идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.

Оперативное планирование (низший уровень) – это основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.

Эффективность планирования зависит от того, какими принципами руководствуются при составлении планов.

Реализация планов требует организации, которая представляет следующий этап менеджмента. Под организацией понимается процесс: определение рациональных форм разделения труда; распределение работы среди работников, групп работников и подразделений; разработки структуры органов управления; регламентация функций, подфункций, работ, операций; установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц; подбора и расстановки кадров.

Функцию организации можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как процесс создания системы, во-вторых, как процесс ее совершенствования, упорядочения.

Координация и регулирование. Сущность этой функции заключается в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления, сохранении, поддержания и совершенствования установленного режима работы производственного механизма. При помощи этой функции решаются задачи, связанные с разделением труда в аппарате управления и упорядочением системы производства в случае отклонения от заданных параметров.

Цели координации и регулирования – установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов, устранение помех и отклонений от заданного режима работы.

Регулирование – деятельность по поддержанию в динамической системе управления производством заданных параметров. Она определяется задачей сохранять состояние упорядоченности, как в подсистеме производства, так и в подсистеме управления. Эта как раз та функция, которая связывает систему управления с внешней средой.

Координация – функция процесса управления, обеспечивающая, во-первых, его бесперебойность и непрерывность, и, во-вторых, взаимосвязь всех функций. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей и обмена информацией между ними.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации. Теории мотивации основаны на определении потребностей человека и их структуры. Потребность – это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию.

Для того, чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть в сущность проблемы. В связи с тем, что существуют различные пути мотивации, менеджер должен:

- во-первых, установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника;

- во-вторых, создать атмосферу, благоприятную для мотивации работников;

- в-третьих, активно общаться со своими сотрудниками, поскольку для того, чтобы был полностью мотивирован и работал с полной отдачей, он должен четко представлять себе, чего от него ждут.

Система стимулирования – это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих стимулов, воздействие которых активизирует деятельность человека для достижения поставленных целей.

Контроль. В самом общем виде контроль можно представить как процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. Контроль – одна из ведущих функций управления. Существует множество формулировок определений функции контроля. Одна из них – контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Контроль способствует успешному функционированию предприятия. Посредством функции контроля выявляются проблемы, что позволяет скорректировать деятельность организации для предотвращения кризисного положения. Контроль позволяет фиксировать ошибки, сознательные и несознательные нарушения и исправлять их до того, как они возникнут на пути достижения цели. Вместе с тем контроль позволяет определить, какая деятельность на пути достижения цели была наиболее эффективна.

Эффективное сочетание различных видов контроля с учетов параметров внешней и внутренней среды – залог успешного функционирования организации.

Основные этапы развития менеджмента. Основателем идей научного управления и соответственно Школы научного управления является Ф.Тейлор (1856-1915гг.), прошедший путь от рабочего до главного менеджера компании. Учение Тейлора основано на механическом понимании человека: «рабочие по природе своей ленивы, поэтому необходимы только стимулирование и наказание», «думать должны только менеджеры». Т.о., он игнорировал значение личностного характера, фактора в производственном процессе. Однако Тейлор сделал много и прогрессивного: ввел тарифные ставки, почасовую оплату труда.

Родоначальником Классической (административной) школы управления является Анри Файоль (1841-1925гг.), который изучал содержание деятельности по управлению организации в целом. Он сформировал 14 принципов управления (разделение труда, власть, дисциплина, единство распорядительства, единство руководства, подчинение индивидуальных интересов общим, вознаграждение персонала, централизация, цепи взаимодействия, равенство, стабильность персонала, инициатива, корпоративный дух).

В 20-30-е годы XX в. появилось новое направление в менеджменте – Школа человеческих отношений. Представителями данной школы явились Элтон Мэйо, Фоллет, Мак Грегор и др.

Попытка теоретического обобщения научного управления была осуществлена Мак Грегором: им были разработаны теории «Х» и «У». Основные положения теории «Х»:

- обычный человек не любит работать,

- большинство людей могут быть побуждены только угрозами и наказаниями, строгим контролем и материальным вознаграждением,

- средний человек избегает ответственности, т.е. это развитие идеи «кнута и пряника» и идей Тейлора.

Положения теории «У»:

- человек относится к работе и достигает результатов в зависимости от условий труда и степени мотивации, ответственности и удовлетворенности итогами труда,

- ответственность в достижении целей организации зависит не только от вознаграждения, но и от степени удовлетворения потребности в самореализации личности.

От правильной мотивированности человека зависит его готовность к ответственности и совершенствованию. Т.о., теория «У» существенно более эффективна, необходимо полнее использовать интеллектуальный, творческий потенциал работника.

В ходе самого длительного в истории менеджмента Хоуторнского эксперимента (более 10 лет) под руководством Э.Мэйо было выяснено, что на производительность труда рабочих оказывают различные факторы условий труда: длительность перерывов, соц.инфраструктура, различные физические факторы: освещение, вибрации.

Современные концепции менеджмента основаны на системном подходе к организации: реализуют попытки синтеза всех факторов управления, добиваясь получения синергетического эффекта, т.е., когда результат от действия целого превышает простую арифметическую сумму результатов от действий составляющих его частей вне системы.

Выдающийся современный менеджер Питер Дракер разработал теорию эффективного менеджмента как профессиональной деятельности или научной дисциплины.

В 80-е гг. XXв. Питерсом, Уотерманом, Паскалем и Атосом была предложена теория «7-С», основанная на том, что управление должно базироваться на 7-ми взаимозависимых составляющих, изменение каждой из которых требует изменение 6-ти остальных. Составляющие «7-С»: стратегия, структура, система, стиль, штат, квалификация, разделение ценностей.

Представитель японского менеджмента Оучи выдвинул теорию «Z». Ее основные положения: долгосрочный найм персонала, коллективное принятие решений, индивидуальная ответственность, постепенная оценка кадров и их умеренное продвижение (ротация), неформальный контроль, но четкими и формализованными методами, неспециализированная карьера, всесторонняя забота о сотрудниках.

Теоретический менеджмент находится в непрерывном развитии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВВЕДЕНИЕ. для студентов очной и заочной форм обучения специальности 080507 «Менеджмент организации» | Методологические основы менеджмента. Функциональная инфраструктура менеджмента. Управление по целям
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.