Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкурентные отношения организаций

Классификация стратегий, основные уровни разработки

Стратегический менеджмент предполагает набор решений и управленческих процедур по разработке и реализации стратегии. Существует многообразие подходов к определению стратегии. В общем виде стратегия (от греч. strategos – искусство генерала) это генеральная программа развития организации, определяющая приоритеты основных задач, ресурсы и действия по достижению поставленных целей. Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутренних взаимосвязей, а также позиции организации в окружающей среде.

Главное назначение стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из текущего состояния в желаемое будущее состояние.

Стратегия определяется на долгосрочную перспективу (свыше 5 лет). Как правило, она разрабатывается и контролируется высшим руководством организации.

В зависимости от уровня разработки различают три вида стратегий, формирующих «пирамиду стратегий»:

1 Корпоративная (портфельная) – характеризует общее направление развития организации в отношении рынков и продуктов с целью достижения конкурентоспособности в целом;

2 Деловая (бизнес-стратегия) – устанавливает цели стратегических хозяйственных подразделений (бизнес-единиц) для обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ на конкретном товарном рынке и, как правило, воплощается в бизнес-планах;

3 Функциональная – выражает цели конкретных функциональных звеньев в области производства, финансов, маркетинга, персонала, инноваций и др. Предназначена для распределения ресурсов отдела, поиска эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии.

Общие стратегии классифицируются следующим образом:

- активная (наступательная) – выдвигает цели, обеспечивающие осуществление экспансионистской политики;

- защитная (оборонительная) – устанавливает цели, предусматривающие максимально возможный адекватный ответ на воздействие конкурентного окружения;

- сочетание – предполагает последовательное либо одновременное следование целям, характерным для активной и защитной стратегий.

Для организаций характерны следующие деловые стратегии:

- развитие – увеличение объема и интенсивности деятельности по наиболее эффективным (по сравнению с конкурентным окружением) направлениям,

- рост – развитие за счет количественных факторов,

- улучшение – совершенствование менее эффективных видов деятельности,

- дифференциация – сосредоточение на отдельных направлениях деятельности,

- диверсификация – проникновение в новые сферы деятельности (отрасли, рынки),

- оптимизация – сокращение низкоэффективных направлений и развитие перспективных видов деятельности.

Распространено выделение четырех видов стратегий:

- ограниченный рост – незначительное превышение целей от ранее достигнутого уровня,

- рост – значительное превышение уровня развития над уровнем предыдущего периода, осуществляемое за счет концентрированного или интегрированного роста,

- сокращение – установление целей ниже достигнутого уровня, реализуемое путем полной или частичной ликвидации,

- сочетание – последовательное либо одновременное использование вышеизложенных стратегических альтернатив.

К функциональным стратегиям относятся:

- маркетинговая,

- производственная,

- управления персоналом,

- инвестиционная,

- инновационная,

- информационная,

- финансовая и др.

Выбор конкретного вида стратегии должен осуществляться на основе анализа стратегических альтернатив с учетом ситуационных факторов.

Для достижения успеха организации стратегии различных видов и уровней должны быть согласованы и тесно взаимодействовать друг с другом.

 

Основополагающим фактором рыночной экономики является конкуренция. Конкурентные отношения обусловлены соперничеством организаций за право наилучшим образом удовлетворить потребности покупателей с целью сохранения и укрепления своей рыночной позиции.

Конкуренция представляет собой одновременно условие, средство и путь к достижению наиболее эффективного результата деятельности. В частности, конкуренция побуждает принимать действенные меры по совершенствованию ценовой, ассортиментной, сбытовой, коммуникационной политики.

С общетеоретических позиций конкурентные отношения исследовал М. Портер. Состояние конкурентной борьбы и прибыльность отрасли определяются взаимодействием 5 факторов (сил) конкуренции: возможность появления новых конкурентов, возможность появления товаров-субститутов (заменителей), влияние поставщиков, влияние потребителей, конкуренция фирм внутри отрасли. Влияние этих сил на уровень конкурентной борьбы определяется конкретной ситуацией.

Конкурентные отношения определяются тремя группами факторов: вид, форма и тип конкурентной борьбы; рыночная ситуация и рыночное поведение соперников.

1.1 Видовая конкуренция проявляется между организациями, осуществляющими продажу товаров одного ассортиментного профиля (функционального назначения). С учетом специализации видовая конкуренция разделяется на две группы:

- внутривидовая конкуренция – между предприятиями одной ассортиментной специализации,

- межвидовая конкуренция – между предприятиями разной специализации, включая универсальные и специализированные.

Уровень видовой конкуренции варьируется в зависимости от специализации и подвида конкурентных отношений.

1.2 Форма конкуренции определяется в зависимости от территориального размещения. Соответственно различаются две формы конкуренции:

- внутренняя конкуренция (фирмы соперничают только в рамках данной страны),

- международная конкуренция.

1.3 Тип конкуренции определяет характер конкурентной борьбы, который может быть трех видов:

- коммерческая конкуренция – концентрируется на выявлении наиболее эффективных приемов удовлетворения покупательского спроса и получении прибыли,

- соревновательная конкуренция – предусматривает целенаправленные действия на каждый тактический ход конкурентов,

- представительская конкуренция – основана на амбициозном позиционировании компании на рынке при наличии преобладающего преимущества над конкурентным окружением.

2 Рыночные ситуации характеризуются соотношением потребительского спроса и предложения товаров и услуг. Согласно классической теории конкуренции различают четыре типа рыночных ситуаций: чистая конкуренция, чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Они различаются количеством предприятий, действующих на рынке, разнообразием предлагаемых товаров и услуг, характеристиками барьеров для вхождения в рынок.

3 Рыночное поведение соперников характеризуется двумя типами: монопольное и конкурентное поведение.

В сложных социоэкономических системах конкурентные отношения в значительной мере определяются человеческим фактором, что выражается в выборе целей, средств и приемов ведения конкурентной борьбы, рыночном поведении и др.

Все компоненты конкурентных отношений тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, подвержены значительным изменениям в динамике. В совокупности это предопределяет появление синергетического эффекта от их взаимодействия.

В целом эффективное достижение стратегических целей организации требует от менеджера проводить мониторинг состояния рыночной среды, что, в конечном счете, способствует повышению устойчивости, эффективности функционирования и конкурентоспособности организации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внешняя среда организации | Стратегии компании одиночного бизнеса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.