Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феноменологическая психология К. Роджерса




Карл Роджерс (1902-1987), также как и А. Маслоу, является одним из основателей концепции гуманистической

психологии. Разработанная им теория, получившая название феноменологической, и основанный на ней психо-

терапевтический метод ォклиентцентрированной терапии очень популярны и влиятельны в научных кругах.

Основные идеи феноменологической концепции Роджерса.

1. Признание ценности и уникальности человеческой личности и ее опыта, возникающего в процессе всей жиз-

ни и объединенного в понятие феноменальное поле.

2. Введение понятия конгруэнтности, т. е. степени совпадения или несовпадения видения субъектом своего

внутреннего мира с реальной окружающей его действительностью, соответственно высокая конгруэнтность ведет к по-

зитивному личностному развитию, а низкая - к внутренним конфликтам, тревожности, невротическому развитию.

3. Самоактуализация, контакт со своей индивидуальностью, возможный только в ситуации жизни в настоящем, -

главная потребность и движущая сила развития человека, отказ от самоактуализации также ведет личность к невро-

тизации.

4. Понимание самооценки как важнейшего компонента личности, в котором выражается сущность человека и ко-

торый обладает качеством адекватности и гибкости, т. е.способности меняться в зависимости от ситуации.

6. Самооценка формируется под влиянием личного опыта человека, при этом открытость новому опыту является важным фактором ее формирования.

 

Персонализм (от лат. persona - лицо) - направление в психологии и философии, возникшее в конце XIX в. в России, Украине и США. Представителями персонализма были украинский и русский философ Н. А. Бердяев (1874-1948), американский философ Б. П. Боун (1847-1910), французский мыслитель Э. Мунье (1905-1950) и др. Они провозглашали личность первичной творческой реальностью, а весь мир проявлением творческой активности "верховной личности" - Бога. По мнению представителей этого направления, исследования развития личности - основа для изучения всех психических явлений.

Когнитивная психология (от лат. cognitus - знание, познание) - одно из направлений современной психологии. Исследования представителей когнитивной психологии связанные с анализом различных аспектов мыслительной деятельности индивида. К принципу когнитивной психологии принадлежит трактовка человека как деятельной, активно воспринимающей информацию личности, которая руководствуется определенными планами, правилами стратегиями. Для представителей когнитивной психологии характерна направленность исследований на переход от понимания сложного феномена к простому. Значительное влияние на развитие понятийного аппарата когнитивной психологии произвела теория информации и исследования в области искусственного интеллекта.

Экзистенциальная психология (от лат. existentia - существование) - направление, основанное на принципах гуманистической психологии и смысле бытия человека, связанного с проблемами стресса и тревоги.

Представители этого направления считают, что основными в психологии должны быть проблемы времени, жизни и смерти человека; ее свободы, ответственности и выбора; общения, любви и одинокости человека; смысла жизни и поиск этого смысла.

Экзистенциальный психоанализ направлен на рассмотрение человеческого бытия, на осмысление человеческой реальности через будущее, а не прошлого.

Функциональная психология ориентируется на исследование приспосабливающихся функций психики. Она возникла в США в конце XIX в. В последствии дифференцировалась, выделив несколько течений, возглавляемых Т. А. Рибо (1839-1916) во Франции, Н. Н. Ланге (1858 - 1921) в Украине, и др. Все они определяли психологию как науку о функциях сознания.

Аналитическая психология основана швейцарским психологом и психиатром К. Г. Юнгом (1875-1961). Он трактовал процесс психического развития индивида как ассимиляцию сознанием содержания личного и коллективного бессознательного.

По К. Юнгу, центром психики является архетип Самости (архетип - от греч. - начальный образ, идея). Понятие Самость у Юнга употребляется, как архетип коллективного бессознательного. Развитие личности в процессе ее индивидуализации идет от сознания к личному бессознательному, а от него - до коллективного бессознательного, центром которого является Самость. К. Юнг отмечает, что в мифах, сказках, сновидениях символами Самости часто выступают мудрый дедушка, крест, круг, квадрат и прочие символы целостности. Он использует это понятие для обоснования самореализации, глубины коллективного бессознательного. Конечной целью индивидуального развития является достижение личной неповторимости. В соответствии с К. Юнгом, человеческая психика объединяет в себе различные архетипы. Все они рассматриваются как глубинный, первоначальный образ, который человек воспринимает только интуитивно и который в результате несознательной деятельности оказывается "на поверхности сознания" в форме разнообразных представлений, символов - важной подоплеки воображения, фантазии.

Срок используется в аналитической психологии для оценки субъективного внутреннего видения, которое складывается у субъекта о самом себе, о своих чувствах, помыслы и т.д. Употребляется и понятие "свое глубинное". Оно означает совокупность знаний человека о своем внутреннем мире, который независимый от внешней реальности.

К. Юнг ввел понятие комплекс - совокупность взаимосвязанных, эмоционально заряженных идей. В психоанализе комплекс трактуется как бессознательно психическое образование, которое возникает вследствие вытеснения из сознания идей, связанных с важными для индивида переживаниями. Распространены понятия "комплекс неполноценности", "комплекс предпочтения" и т.д.

Комплекс (от англ. complex и лат. complexus - связь, сочетание) - термин, используемый в психологии для обозначения болезненного осознания собственного несовершенства.

Структурный психоанализ - направление современного психоанализа. Основывается на значении языка для характеристики бессознательного, подсознательного и для терапии психоневрологических заболеваний.

Феноменологический психоанализ охватывает психоаналитические взгляды и концепции, направленные на расширение феноменологических составляющих психоанализа и переосмысливания их на базе феноменологической концепции сознания, то есть концепции, согласно которой духовная сущность сознания не зависит от реального существования человека и его жизненного опыта.

Глубинная психология - направление, в котором решающее значение придается бессознательным компонентам, расположенным в "глубинах" психики человека, спрятанные за поверхностью сознания.

Проективная психология построена на положениях о целостности личности как единого "организма", неотделимость личности от социальной среды; о рассмотрении личности как саморегулирующей системы с целью организации субъективного опыта в соответствии с задачами адаптации и т.п.

Топологическая психология - направление гештальтпсихологии, разработанное немецким и американским психологом К. Левином (1890 - 1947), согласно которым описание поведения человека во внешнем мире можно сделать с помощью математических понятий топологии, одного из разделов математики, которая изучает те свойства фигур, которые не изменяются при любых деформациях.

Концепция психологии народов - одно из направлений в социальной психологии. Возникло в Германии в середине XIX ст. Согласно этой концепции главной движущей силой истории является народ, "дух целого", который выражает себя в искусстве, религии, воспитании, языке, мифах, легендах, обычаях и т.п. Представители этой концепции исходят из того, что индивидуальная психика, сознание личности является продуктом целого, звеном в социально-психологической связи. Психологию народов они считали отдельной наукой. К представителям этой концепции принадлежал, в частности, в Германии В. Вундт (1832-1920), в Украине - А. А. Потебня (1835-1891).

Эпистемология основана швейцарским ученым Ж. Пиаже (1896-1980). Ведущим фактором интеллектуального развития ребенка он считал процессы социализации. Источником интеллектуального развития, по Ж. Пиаже, являются действия с вещами.

По мнению Ж. Пиаже, психика функционирует и развивается в рамках адаптации индивида к схемам поведения, а также приспособления (акомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешенности субъекта и объекта является образование так называемых операционных структур. Под операцией понимают действие, способное координироваться с операциями в структуре ансамбля. Ж. Пиаже употреблял понятие схема, каким обозначал организованную совокупность движений (смоктание, схватывание, толкание, присущих ребенку от рождения или приобретенных или операций (анализ, классификация, измерение и т.д.), которые развиваются в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Концепция отношений личности. Разработана украинским психологом А. Ф. Лазурским (1874-1917) и российским психологом В. М. Мясищевим (1892-1972). Согласно этой концепции психологическим ядром личности является ее сознательно-избирательное отношение к действительности.

Программно-ролевая концепция научного коллектива касается коллективной научной деятельности.

Концепция поэтапного формирования умственных действий разработана российским и украинским психологом Б. Я. Гальперин (1902 - 1988); связана с учением о создании у человека действий, образов и понятий.

Психоаналитическая герменевтика - одна из научных течений, в которой рассматривается мыслительное толкование текстов при психоаналитических исследованиях.

Биопсихизм - теория, согласно которой психика приписывается всему живому, вплоть до растений.

Психология поступка – предложенная украинским психологом В. А. Роменцем (1926-1998). На современном этапе выступает как концепция, в которой автор пытался соединить гуманистические идеи с другими, которые возникли в прошлом.

Логотерапия - направление, связанное с поисками смысла жизни.

Психосоматика — направление в медицине, основано на признании исключительной привилегии роли психических факторов в появлении и развитии болезней и выздоровления пациента.

Неопсихоанализ - направление в психологии, психоанализе и психотерапии.

Неофрейдизм - направление в современной психологии, психоанализе, философии и социологии.

В отечественной психологии преобладает общий взгляд на психику как функцию мозга, как отражение объективной реальности; отмечается самодетерминация психической деятельности, общественная обусловленность сознания человека, единство сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).

Кроме объяснения природы психического, для отечественной психологии характерным является выяснение его движущих сил, настоящего регулятора психической активности, поиск ответа на вопрос, который выводит на проблему "внутреннего и внешнего".

Не утратили своей актуальности формулы С. Л. Рубинштейна "внешнее через внутреннее" и А. Н. Леонтьева "внутреннее через внешнее", принцип детерминизма Г. С. Костюка и А. М. Ткаченко и мысли Г. С. Костюка о объектах психологических законов, которые определяют становление, возникновение и развитие субъективного. Они направлены на раскрытие механизмов функционирования и развития психики человека.

 

 

 

Лекция 6. Розвиток отечественной психології.(3 часа)

1. Розвиток психології в дореволюційній Росії.

2. Виникнення радянської психології.

3. Наукові школи у вітчизняній психології.

4. Психологія в СРСР у 50-80 роки ХХ століття.

5. Сучасний стан психології в країнах СНД. [ 1-9]

Література:

1. Л.С.Выготский: начало пути / ред. И.М.Фейгенберг. – Иерусалим, 1996.

2. Грэхем Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческой поведении в Советском Союзе. – М., 1991.

3. Коул М. Культурно-историческая психология. – М., 1997.

4. Петровский А.В. Вопросы теории и истории психологии. – М., 1992.

5. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории / ред. А.В.Брушлинский. – М., 1997.

6. Психология с человеческим лицом / ред. Д.А.Леонтьев. – М., 1997.

7. Роменець В.А. Історія психології ХІХ- початку ХХ століття. – К., 1995.

8. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. – М., 1995.

9. Д.Н.Узнадзе – классик советской психологии / ред. А.С.Прангишвили. – М., 1986.

10. Ярошевский М.Г. Л.Выготский: в поисках новой психологии. – СПб., 1993.

М. В. Ломоносов: материалистическое направление в психологии

По своему вкладу в развитие мировой психологической мысли русская психология занимает одно из ведущих мест. Однако русская психология оказалась обойденной в зарубежной историографии. Зарубежные историографы (Боринг, Флюгель, Мэрфи и др.), а в равной мере представители официальной философии и психологии дореволюционной России (Радлов, Одоевский, Введенский, Шпет и др.) всячески стремились принизить роль философско-психологических взглядов передовых русских мыслителей. Однако это не служит основанием к тому, чтобы считать русскую психологию лишенной самобытности и рассматривать ее в качестве копии и дубликата европейской психологии.

Передовая роль России в истории мировой психологии определялась материалистическим направлением в развитии русской психологии, внутри которого закладывались основы естественнонаучного понимания природы психических явлений, строились предпосылки для перехода психологии к точным и объективным методам исследований.

В России научная экспериментальная психология формировалась на базе философского материализмаXIX в., крупнейшими представителями которого были А. И. Герцен, В. Г. Белинский. Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский. Начало материалистической традиции, которую продолжили русские революционеры-демократы XIX в., было положено в XVIII в. главным образом М. В. Ломоносовыми А. Н. Радищевым. М. В. Ломоносов (1711–1765) стал родоначальником материалистического направления в психологии. Исходным положением в философии Ломоносова является признание существования мира независимо от человека. Природа развивается по своим законам и в участии духовной силы не нуждается.

Человек, подобно всему живому, представляет собой часть природы и отличается рядом жизненных свойств, ведущими из которых являются разум и слово. Этими ведущими свойствами человек отличается и от животных. Поскольку человек рассматривается частью природы, то психические особенности, которые для него характерны, представляют собой свойства, имеющие материальное начало. Психические процессы, есть не что иное, как продолжение в теле человека того механического движения, которое подействовало на организм. Исходя из этого для познания психических свойств, пригодны те же методы, какими изучаются все другие явления природы.

Будучи естествоиспытателем, Ломоносов, высоко оценивал роль опытов в научном познании.В построении психологической картины человека Ломоносов отталкивался от Локка.

Психическое начинается с ощущений, причиной которых являются воздействия внешних предметов.

Ломоносов считал, что все виды ощущений (зрение, вкус, обоняние, слух, боль и т. д.) определяются объективными свойствами физического источника.

место локковских первичных и вторичных качеств Ломоносов выделял общие и частные качества, одинаково объективные, но отличающиеся между собой. Ломоносов категорически отрицал теорию врожденных идей.

Основой «изобретения идей» являются ощущения и восприятия, а механизмом образования идей – ассоциации.

Особое значение имеют исследования Ломоносова в области психофизиологии, где он установил зависимость ощущений от внешнего раздражения, взаимосвязь органов чувств и мозга, определил ряд конкретных зависимостей восприятия от различных условий, выдвинул волновую теорию цветового зрения и т. д.

2. А. Н. Радищев. Человек как часть природы

В XVIII в. материалистическая традиция продолжается в трудах оригинального мыслителя и философа А.Н. Радищева (1749–1802). В многоплановой научной системе Радищева проблема человека занимает центральное место. Человек представляется ему совершеннейшей частью природы. Общее у человека с природой заключается в материальном начале. Вместе с тем человек отличается от физических тел уровнем телесной организации.

«Мысленность» свойственна только человеку. Помимо общих черт, объединявших человека с животным миром, Радищев выделяет ряд признаков, которыми человек от животных отличается: прямохождение, развитие руки, речи, мышления, более долгий период созревания, способность к сопереживанию, общественное житие.

 

Значительное место в психологических воззрениях Радищева уделяется проблеме онтогенетического развития психических способностей человека. Органами психических отправлений, считает он, является мозг, нервы и органы чувств. Без них нет ни мысли, ни чувств: стало быть, душа возможна лишь при наличии этих органов. Более того, душа появляется только при условии развитых мозга, нервов и органов чувств. Развитие психических способностей происходит по мере физического созревания человека.

 

Указав целый ряд стадий психического онтогенеза, Радищев подчеркнул роль воспитания. По его мнению, воспитание не создает качественно новых умственных сил, оно учит лишь их лучшему употреблению.

 

Психическое, по Радищеву, имеет своим началом ощущения. Радищев возражал против метафизического взгляда на мышление как на сумму ощущений. Генетическая связь ощущений и мышления не предполагает тождества между ними. Радищев заметил обобщающую функцию мышления, его относительную свободу действовать независимо от чувственных впечатлений.

 

Исходя из активной роли мышления и опираясь на ряд других фактов, он приходит к выводу о существовании особой активной деятельности души, как бы не зависимой от тела, но оказывающей на него влияние.

 

Эти соображения легли в основу доказательства бессмертия души.

 

3. Философско-психологические воззрения А И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А Добролюбова

Важную веху в истории русской психологии составили философско-психологические воззрения А. И. Герцена.

 

Идеи, развитые Герценом в книге «Письма об изучении природы», отличаются, прежде всего, диалектикой. Герцену удалось установить единство философии и частных наук, единство эмпирического и рационального в познании, единство бытия и сознания, единство природного и исторического, единство чувственного и логического.

 

Человек рассматривался Герценом как часть природы, а его сознание – продуктом исторического развития. В человеке Герцен видел ту грань, с которой начинается переход от естествознания к истории.

 

Общие взгляды Герцена на психологию делают ее наукой, предметом которой должно стать соотношение нравственной и физической сторон в человеке.

 

Психология, опираясь на физиологию, должна идти от нее в сторону истории и философии. Сознание, мышление человека – это продукт высшего развития материи. Материальную основу сознания составляют физиологические функции мозга, а предметным содержанием сознания является объективный мир. Связующим звеном мышления и ощущения является практическая деятельность, которая у него еще не выступала как критерий истины.

 

Следующий шаг вперед в развитии научной психологии связан с именем В. Г. Белинского При оценке человека в целом и его психических свойств он придерживался антропологического принципа. Указывая на единство психических процессов с физиологическими, Белинский считал, что достаточно одного физиологического основания, чтобы объяснить психические явления.

 

Он допускал вполне возможным с помощью одной только физиологии «проследить физический процесс нравственного развития».

 

Укреплению материалистической традиции в научной психологии служили идеи Н. А. Добролюбова (1836–1861), в которых с новой силой подчеркивалось положение о внешней и внутрителесной детерминации психических явлений.

 

Основные мысли в области психологии изложены им в критических статьях: «Френология», «Физиологическо-психологиче-ский взгляд на начало и конец жизни», «Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью».

 

При рассмотрении различных вопросов, связанных с проблемой человека, Добролюбов опирался на новейшие данные естествознания. Весь окружающий мир находится в постоянном развитии, в непрерывном движении от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Венцом природы является человек с его способностью сознавать. Неотъемлемым свойством материи является сила. Для человеческого мозга такой силой является ощущение. Мозг есть единственный «источник высшей жизнедеятельности», и «умственные отправления имеют к нему прямое отношение».

 

Этот основной тезис Добролюбов направляет против дуализма. Острие критики было направлено также против вульгарного материализма. Особо резко Добролюбов выступает против френологов, которые пытались объяснить психические процессы формой и объемом мозга.

 

Итак, психические явления всецело основаны на деятельности органов чувств, нервов и головного мозга, и единственным способом обнаружения их является объективное наблюдение за их внешними телесными проявлениями.

 

Важное значение имеют положения Добролюбова о внешней детерминации всех психических процессов. Внешний мир является предметным содержанием сознания. Он отражается с помощью органов чувств. Беспредметной мысли быть не может. Чувства и воля также возникают в нас благодаря впечатлениям, полученным от внешних предметов. Прежде чем появиться чувству, объект этого чувства должен вначале отразиться в мозгу как мысль, как осознание впечатления.

 

То же самое обстоит с волей. Добролюбов указывал, что «воли как способности отдельной, самобытной, независимой от других способностей допустить невозможно. Она в большей мере, чем чувство, зависит от впечатлений, производимых на наш мозг».

 

4. Н. Г. Чернышевский. Предмет, задачи и метод психологии

Н. Г. Чернышевский (1828–1889) был сподвижником Добролюбова. Одна из заслуг Чернышевского состоит в том, что он первым в ряду великих материалистов России поставил специальный вопрос о предмете, задачах и методах научной психологии. Психологию он относил к числу точных областей знаний.

 

Исключительную роль в накоплении знаний и в переходе нравственных наук на точные методы исследования сыграло естествознание. Обстоятельство, которое ставит психологию в число точных наук, связано с тем, что в области нравственных, как и в области природных явлений, действуют определенные закономерности и необходимые причины. Отсюда вытекает и главная задача психологии, которая должна сводиться к выяснению причин и законов протекания психических процессов. Становление научной психологии Чернышевский связывал, с одной стороны, с правильным определением предмета психологии, с другой – с принятием и переходом психологии к точным естественнонаучным методам исследования.

 

Каковы же причины и те психические закономерности, которые должны составить предмет психологии и которые являются частными случаями всеобщих законов природы? Это зависимость человеческой психики от внешнего мира, от физиологических процессов, протекающих в телесных органах. Другой закономерностью являются определенные взаимовлияния внутри самих психических процессов, вызванных внешними обстоятельствами. Возникновение всех психических явлений необходимо сопряжено с деятельностью телесных органов. Суть любой деятельности состоит в переработке внешнего предмета. Всякая деятельность предполагает наличие двух предметов, один из которых действует, другой подвергается действию. В данном случае суть психической деятельности состоит в переработке внешнего предмета. Содержанием ощущений и представлений являются предметы внешнего мира.

 

Чернышевский выступает с бичующей критикой субъективных спекуляций, в которых ставится под сомнение адекватность отражения внешнего мира в ощущениях и представлениях. На основе ощущений развиваются мыслительные процессы.

 

Большую роль в понимании человеческой психики Чернышевский отводил потребностям. С развитием потребностей он связывал генезис познавательных способностей (память, воображение, мышление). Первичными потребностями являются органические потребности, мера удовлетворения которых сказывается на возникновении и уровне нравственно-эстетических потребностей.

 

Животные наделены лишь физическими потребностями, ими только определяется и направляется психическая жизнь животного.

 

Чем выше развитие человека, тем больший вес занимают у него «частные стремления» каждого органа к самостоятельному развитию своих сил и наслаждению своей деятельностью.

 

Большим достижением Чернышевского в анализе психики человека является различение им темперамента и характера. Он указывал, что темперамент обусловлен наследственностью или природными факторами. Что касается характера, то он определяется главным образом условиями жизни, воспитанием и поступками самого человека. Поэтому сущность человека, его характер и помыслы должны познаваться через его практические дела. Чернышевский более чем кто-либо из русских материалистов подошел к пониманию социальной обусловленности психического развития. Антропологический принцип Чернышевского имел положительное значение в том смысле, что он подводил под психические явления естественнонаучное основание, утверждал материальную их обусловленность.

 

Выведение психических явлений из природных начал и подведение под них физиологической основы служило верным ориентиром и указанием для перехода психологии к точным, экспериментальным методам исследования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.