КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I. Функционализм Б. Малиновского
Бронислав Каспер Малиновский (1884-1942), британский социальный антрополог польского происхождения. Родился в Кракове. Учился в Ягеллонском университете; защитил там в 1908 г. докторскую диссертацию. — Влияние «Золотой ветви» Фрэзера на научную судьбу Малиновского: рождение интереса к антропологии. В 1910 г. переехал в Англию. Учился в ЛШЭ. 1914-18 гг. — полевое исследование на Тробрианских островах в Меланезии (его важнейшее полевое исследование). С 1927 г. — профессор, заведовал кафедрой антропологии в ЛШЭ.
Основные работы: «Аргонавты западной части Тихого океана» (1922); «Коралловые сады и их магия» (1935); «Магия, наука и религия» (1948); «Научная теория культуры» (книга, 1944).
Общие теоретические и методологические идеи Малиновского представлены главным образом в его монографии «Научная теория культуры». — В качестве общей рамки для систематизации полевых наблюдений Малиновский предлагает именно теорию культуры.
(1) Теория и полевое исследование, их соотношение. — Понятия и общие теоретические принципы необходимо разрабатывать заранее, до полевого исследования; последнее без них попросту невозможно. (Хотя в опубликованных позже дневниках Малиновского эта позиция подвергается серьезному сомнению: Малиновский признается, что общие идеи, в сущности, мало помогали, если вообще помогали, ему в полевых наблюдениях.) — Тем не менее: исследователь не в состоянии осуществить наблюдения и описать то, что он наблюдает, если у него нет заранее определения предметной области и общей понятийной схемы, которая бы направляла его внимание на то, что необходимо наблюдать, что надо описывать и как это надо описывать (т.е. задавала бы своего рода «угол зрения» для его исследовательских усилий и давала «язык описания» для протоколирования того, что он наблюдает). — В качестве такой схемы выдвигается «теория культуры».
(2) «Культура» как предмет социально-антропологического изучения: для трактовки «культуры» Малиновским (а понимает он ее предельно широко) характерны следующие особенности: § холизм: культура рассматривается как единое целое, и каждый исследуемый культурный факт трактуется в контексте этой целостности; ни один культурный процесс и ни один культурный продукт не может быть изучен обособленно, вне целостного культурного контекста, в который он органически вписан; § постулируется функциональное единство культуры: все элементы выполняют какие-то функции и связаны функциональной взаимозависимостью; § в культуре выделяются три аспекта: 1) материальный субстрат («аппарат»): артефакты; 2) «человеческий элемент»: персонал, социальные связи, организованные группы, стандартные типы поведения и т.д.; 3) «духовный элемент»: символические акты и системы символов.
Двумя тесно взаимосвязанными частями «теории культуры» Малиновского являются «функциональный анализ» и «институциональный анализ».
(3) Функциональная теория («функциональный анализ»): основные понятия и принципы. = С точки зрения Малиновского, ни один из элементов культуры не может возникнуть и сохраниться случайно: они возникают и утверждаются как ответы на определенные человеческие потребности и сохраняются до тех пор, пока удовлетворяют эти (либо какие-то другие) потребности. Два важнейших понятия «функционального» анализа: «функция» и «потребность». — Эти понятия теснейшим образом связаны: функция определяется как «удовлетворение потребности посредством некоторой деятельности, в которой люди сотрудничают друг с другом, пользуются артефактами и потребляют блага».
(4) Что надо описывать и анализировать? — В качестве «единицы анализа» Малиновский берет институты. = Человеческая деятельность организована: в организованности лучше всего выражено холистическое, интегральное качество культуры: институт есть единица организации. В институтах должны рассматриваться три аспекта: 1) материальный: материальная среда института («артефакты»); 2) человеческий: личный состав; 3) духовный: (а) «хартия»; (2) правила и нормы. Институт должен исследоваться как целостное образование:
В каждом конкретном случае надо выяснять, «каким образом материальные детерминанты, действия людей, а также верования и идеи, т.е. символические акты, включены в эту конкретную обособленную единицу или культурную реалию, как эти факторы взаимодействуют и обретают характер постоянной и необходимой связи друг с другом».
Всегда необходимо исследовать функции института: институциональный анализ не может проводиться отдельно от функционального анализа.
(5) На разных основаниях выстраиваются различные типы институтов:
(6) Теория потребностей как часть «функциональной теории культуры» Малиновского.
Функцией каждого института является удовлетворение потребностей. Потребности подразделяются на (а) базисные и (б) культурные. — Вторые образуются на базе первых и, сформировавшись, становятся относительно независимыми от них. Базисные потребности заданы биологически: они неустранимы, поскольку человек — биологический вид. Это потребности, обеспечивающие индивидуальное выживание и продолжение рода.
Малиновский включает сюда: метаболизм (обмен веществ); воспроизводство (продолжение рода); телесные удобства; безопасность; движение; рост и развитие; здоровье. Культурные потребности рассматриваются как культурные трансформации базисных: коль скоро человек живет в культурных условиях, ни одна биологически заданная потребность не проявляется у него в чистом виде, все культурно трансформированы. Развитие культурных потребностей сопровождается полным преобразованием всего человеческого поведения: биологически обусловленные поведенческие цепочки уступают место культурно организованному поведению. Итак, в человеческом поведении обнаруживаются два «детерминизма»: биологический и культурный. — Культурные реакции на потребности таковы, что в них оказываются вовлечены многие институты; соответственно, каждый институт выполняют не одну, а множество функций (таковы основания функциональной интеграции). — Во всех институтах присутствуют четыре функциональных аспекта: — экономический аспект; — аспект социального контроля; — воспитательный аспект; — политический аспект. (Примеры: семья; армия; клуб…) Таким образом, разбирая институты как культурные единицы, Малиновский выделил две группы культурных императивов: инструментальные и интегративные. — Каждая культура, поскольку она существует, должна удовлетворять (и удовлетворяет), согласно Малиновскому, этим двум группам требований.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |