Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. НЕОФРЕЙДИЗМ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

 

Ученики Фрейда: модификация психоанализа, критика схемы Фрейда.

В частности: у Фрейда человек рассматривался как обособленное от общества существо, развивающееся вне социального контекста (если не брать ограниченный контекст семьи).

Неофрейдизм: фрейдовские темы рассматриваются в социальном контексте — принципы классического психоанализа пересматриваются и соединяются с социологическими интересами и исследовательскими ориентациями.

 

  • Гарри Стэк Салливан: развитие индивида в семейном окружении; социальная природа психических патологий; семейная психотерапия;
  • Карен Хорни: рассмотрение неврозов в социальном контексте;
  • Абрам Кардинер: изучение формирования личности в контексте культуры;
  • Эрих Фромм: соединение психоанализа и социологии; личность и общество; авторитарная личность;
  • Эрик Гомбургер Эриксон: «жизненный цикл» и проблемы идентичности;
  • Герберт Маркузе: фрейдистский анализ буржуазной цивилизации;
  • Вильгельм Райх: психологический анализ фашизма; критика культуры как репрессивной силы, идея «сексуальной революции»;
  • в социокультурной антропологии: исследования сексуальности в разных культурах и использование психоаналитических методов и интерпретаций (Маргарет Мид, Геза Рохейм, Бронислав Малиновский, Грегори Бейтсон и др.).

 

Одна из главных тем неофрейдистской социологии: личность и общество (культура).

 

 

III. АБРАМ КАРДИНЕР: КОНЦЕПЦИЯ «БАЗИСНЫХ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ»

 

Абрам Кардинер (1891-1981), американский психиатр и психоаналитик. Прошел личный курс психоанализа у З. Фрейда.

Одна из первых попыток применения психоанализа в социальных исследованиях.

30-е–40-е гг.: работал в Колумбийском университете (Нью-Йорк) и Нью-Йоркском психоаналитическом институте. — Руководил постоянно действующим семинаром, главной темой которого была взаимосвязь между культурой и личностью в разных обществах. — Связь этого семинара с направлением «культура-и-личность» в американской культурной антропологии.

Итог многолетней работы: разработка концепции «базисного типа личности». — Проверка этой концепции как эвристического и объяснительного инструмента на материале нескольких разных обществ (танала, сикхи, алорцы, маркизцы, команчи, оджибве, сообщество Плейнвилл в США). — Сравнительный (кросс-культурный) анализ.

Другие участники проекта: Ральф Линтон, Кора Дюбуа, Эмиль Оберхольцер (тесты Роршаха) и др.

Основные произведения Кардинера:

«Индивид и его общество» (1939);

«Психологические границы общества» (1941);

«Клеймо угнетения: анализ личности американского негра» (1951).

 

Основная идея: между культурой и личностью в каждом обществе существует отношение соответствия. — Это соответствие устанавливается вследствие того, что личность развивается в процессе адаптации к социальному окружению и, тем самым, к образу жизни (или культуре) этого окружения.



 

А. Кардинер: «Человеческая личность различается в зависимости от условий, к которым она должна приспособиться… Личность человека складывается как продукт адаптационных маневров, посредством которых он приспосабливается к институтам, дабы успешно функционировать в своей среде».

 

Общность культурных условий, к которым людям приходится приспосабливаться в ходе социализации в рамках одного общества, обеспечивает общность «личностного ядра» у членов соответствующего общества. — Эта общая структура личности была названа базисной структурой личности, или базисным типом личности.

 

= В каждом обществе: свой особый базисный тип личности. (Прежде это называлось «национальным характером». — Преимущества нового понятия.)

 

Базисный тип личностисовокупность склонностей, установок, предрасположений и особых черт характера, свойственных большинству индивидов того или иного общества.

 

Базисный тип личности организуется вокруг центральных проблем адаптации.

Это не совокупность внешних поведенческих черт и привычек (ср. Фрейд).

Это «глубинная» («динамическая») структура личности, которая может внешне проявляться очень по-разному. — Адаптация происходит в значительной степени неосознанно: соответственно, базисные структуры личности фиксируются в области бессознательного.

 

Пример: анализ личности американского негра в книге «Клеймо угнетения»:

 

Решающий факт: кастовая система, статусное неравенство, угнетение.

Личность формируется, адаптируясь к условиям «угнетения».

Центральные элементы такого базисного типа личности:

— агрессивность;

— низкая самооценка.

 

Агрессивность (вследствие действия различного рода защитных механизмов) проявляется в таких внешне наблюдаемых чертах: поверхностность в мыслях и чувствах, сфокусированность на внешнем и простом, недоверчивость, постоянное заискивание, осторожность, нерешительность, льстивость, пассивность и безропотность, раздражительность, внешняя видимость любезности и учтивости, шутливость и юмор, страх утраты самоконтроля, ограничение аффективности и эмоциональности.

 

Низкая самооценка — в таких чертах:

— презрение или даже ненависть к себе;

— идеализация белых;

— ненависть к белым;

— ненависть к чернокожим.

 

Базисный тип личности формируется в раннем детстве — в процессе воспитания — под влиянием семейного окружения:

соответственно: общность базисного типа личности напрямую обусловлена общностью методов (обычаев) воспитания, принятых в соответствующем обществе:

= эти методы (обычаи) называются первичными институтами.

 

Базисный тип личности складывается в процессе адаптации к первичным институтам.

 

Первичные институты рассматриваются детальнейшим образом: ближайшее окружение и его состав; участие разных лиц в воспитании и характер этого участия; режим кормления; отлучение от груди; приучение к туалету; поощрения и наказания; запреты; реагирование окружающих на плач; степень телесного контакта с окружающими; регулярность и продолжительность общения с ребенком и т.д.

 

Базовый тип личности — благодаря действию проективных механизмов — оказывает определяющее влияние на характер вторичных институтов: это религия, искусство, фольклор, мифология, философия, идеология и т.д.

 

Также большое значение имеют природная среда и экономика. — Пример: изменения, вызванные у танала (Мадагаскар) климатическими переменами и сопряженными с ними переменами в техниках выращивания риса.

 

Совершенствование концепции «базисного типа личности»: введение понятий «модальная личность» (Кора Дюбуа, Маргарет Мид), «статусная личность» (Ральф Линтон) и т.п.

 

 

IV. ЭРИХ ФРОММ: КОНЦЕПЦИЯ «СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА»

 

Эрих Фромм (1900-1980) — немецко-американский врач-психоаналитик, психолог, социолог, социальный философ. — Начинал свою профессиональную карьеру в Германии, во франкфурском Институте социальных исследований; эмигрировал в США; работал в США и Мексике; уже будучи известным теоретиком, оставался практикующим врачом-психоаналитиком.

Наиболее известные и значимые произведения: «Бегство от свободы» (1941); «Человек как он есть» (1947); «Анатомия человеческой деструктивности» (1973); «Иметь или быть» (1976) и др. — Популярность работ Фромма.

Наиболее социологически значимой частью научного наследия Фромма является его концепция «социального характера» и, в частности, «авторитарного характера».

 

Характер нельзя объяснить биологически, через сексуальные ориентации, как это делал Фрейд. — Человек формируется не в изоляции, а в социальной среде, причем всегда в конкретной социальной среде, и эта среда накладывает на него отпечаток.

В отличие от Кардинера, у Фромма речь идет прежде всего о социально-экономической структуре, а не о культуре.

 

Э. Фромм: «Те стремления, которые приводят к различию человеческих характеров, — любовь и ненависть, жажда власти или тяга к подчинению, влечение к чувственному наслаждению или страх перед ним — все они являются продуктом социального процесса. Самые прекрасные, как и уродливые, наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате социального процесса формирования личности».

 

В каждом обществе характеры его членов складываются в ответ на одни и те же социально-экономические условия. — Соответственно: как бы члены того или иного общества ни отличались друг от друга, в их характере закрепляются некоторые общие элементы. Совокупность этих общих элементов и есть «социальный характер».

 

Социальный характер — связующее звено между личностью и социальной структурой. (Неразрывность индивида и общества.)

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР — это типичная для членов некоторого данного общества «совокупность доминантных побуждений, мотивирующих поведение». Она является результатом адаптации к существующему образу жизни.

 

Роль семьи: социальный характер формируется в семье, которая выступает как «психологический агент общества». — При этом (в отличие от Кардинера) подчеркивается, что истоки социального характера надо искать не в методах воспитания, а вне семьи: в образе жизни, экономике, социальной структуре. Семья просто транслирует эти широкие требования, хотя и самым жестким образом: она готовит человека к жизни именно в этом обществе.

 

Функции социального характера:

(1) биологическая: замена системы инстинктов, обеспечение полуавтоматических поведенческих реакций на типичные социальные ситуации;

(2) психологические: обеспечение согласованности внутренних побуждений и внешних требований, избавление от внутренних конфликтов, обеспечение «чувства идентичности», удовлетворение потребности человека в системе ориентации и объекте поклонения (религиозной потребности);

(3) социальные: обеспечение устойчивости и изменения общества. — С одной стороны: обеспечение конформности за счет того, что человек исходя из внутренних побуждений делает именно то, что необходимо и желательно для общества, и, более того, «хочет делать то, что он должен делать»; при этом социальный характер является силой, «цементирующей» общество. — С другой стороны: социальный характер может стать фактором изменения («динамитом»), если перестает соответствовать изменившимся социально-экономическим условиям.

 

Фромм выделяет пять основных ориентаций характера:

(1) плодотворная и —

четыре неплодотворных:

(2) рецептивная (берущая);

(3) эксплуататорская (овладевающая);

(4) стяжательская (накопительская);

(5) рыночная.

 

РЕЦЕПТИВНАЯ: пассивность, безынициативность, зависимость от других, стремление все получать извне, иждивенчество (ср. орально-рецептивный характер, по Фрейду).

 

ЭКСПЛУАТАТОРСКАЯ: представление человека о том, что источник всех благ находится вне его; стремление к овладению благами силой или хитростью; склонность к использованию других людей и их эксплуатации; агрессивность; отношение к человеку как к объекту манипулирования.

 

СТЯЖАТЕЛЬСКАЯ: стяжательство, скопидомство, скупость; зацикленность на собственности; аккуратность, педантичность, страсть к порядку (ср. анальный характер, по Фрейду).

 

РЫНОЧНАЯ: восприятие себя и других как товара, который нужно выгодно сбыть на рынке личностей; склонность к «самопреподнесению»; зависимость от мнений других; поверхностность; атрофия эмоциональной жизни; ситуационная изменчивость установок.

 

Это идеальные типы. — В тех или иных конкретных социально-экономических условиях эти ориентации могут по-разному сочетаться друг с другом. — В каждой ориентации есть элементы плодотворности, которые в случае их чрезмерного акцентирования приобретают извращенные, патологические формы.

 

В книге «Бегство от свободы» (1941):

Дается анализ социального характера протестанта во времена Реформации: особый тип характера, преимущественно стяжательский, — как ответ на требования эпохи и как характер, удовлетворяющий глубокие духовные запросы личности. Этот тип характера преобладал в Западной Европе до конца XIX века.

 

В Германии первой половины ХХ в. этот же преимущественно стяжательский характер (авторитарный характер), свойственный низам среднего класса, сыграл реакционную роль и стал психологической базой нацизма:

— преобладание садомазохистских наклонностей;

— основная черта: особое отношение к власти — любовь к силе и презрение к слабости: тенденция бунтовать и сопротивляться власти, когда она слаба, и в то же время рабская покорность перед сильной властью (удовлетворение садомазохистских побуждений через самоотождествление с силой).

Невыносимость свободы — «бегство от свободы», различные его механизмы.

 

В книге «Иметь или быть» (1976):

Новая тенденция: преобладание рыночной ориентации — апофеоз отчуждения.

 

 

Исследования, примыкающие по тематике к исследованиям Кардинера и Фромма:

— «Авторитарная личность» Т. Адорно и др.;

— «Одинокая толпа» Дэвида Рисмена (иная трактовка «социального характера»);

— главы «Властвующей элиты» Ч.Р. Миллса, посвященные «инертному обществу»;

— «Организационный человек» У.Х. Уайта;

— «Бюрократическая структура и личность» Р.К. Мертона;

и множество других исследований, в том числе в направлении «культура-и-личность».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| II. НЕОФРЕЙДИЗМ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 242; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования!
Генерация страницы за: 0.092 сек.