Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы организации труда

В зависимости от условий и потребностей производства все многообразие производственных бригад с точки зрения их состава, содержание труда и режима рабочего времени можно свести к двум формам и нескольким разновидностям. Основные формы бригад следующие:

а) специализированные бригады, объединяющие рабочих одноименных профессий, например бригады маляров или штукатуров, монтажников или каменщиков. Однако уровень квалификации рабочих в таких бригадах может быть различным, поэтому и внутри специализированных бригад существует квалификационное разделение труда.

б) комплексные бригады, которые формируются из рабочих различных профессий, специальностей, разного уровня квалификации. Это более крупные бригады, выполняющие, как правило, законченный цикл различных работ, либо обслуживающие крупные машинные агрегаты или технологические комплексы, выпускающие готовую для данной стадии производства продукцию. Достоинство этой формы заключается в том, что внутри бригад осуществляется эффективное разделение труда, его кооперация и по инициативе и под контролем самих рабочих вырабатываются рациональные организационные формы трудовых процессов. Будучи заинтересованы в получении высоких конечных результатов труда, рабочие стремятся снижать трудоемкость работы, работать с меньшей численностью за счет приобретения вторых профессий и специальностей, совмещению трудовых функций, что обеспечивает сокращение потерь рабочего времени, повышение интенсивности труда и рост производительности.

В современных условиях прогрессивность бригадной формы организации труда состоит также в широких возможностях внедрения и развития хозяйственного расчета, а иногда и коммерческой деятельности, что помимо повышения эффективности производства существенно увеличивает доходы и улучшает жизненный уровень трудящихся – членов бригад.

 

11.5. Обучение и подготовка кадров.

Основными формами обучения являются: индивидуальная, бригадная (групповая) и курсовая.

При индивидуальной форме обучающийся прикрепляется к квалифицированному рабочему или инструктору, знание и опыт которого служит базой для подготовки рабочего. К положительным сторонам индивидуальной формы относится возможность обучать одновременно большое число рабочих на действующем оборудовании. Недостатками данной формы считается отсутствие строгой последовательности теоретической и практической подготовки и сравнительно небольшой объем теоретических знаний.

Сущность бригадного обучения состоит в объединении обучающихся одной и той же профессии в группы. В конкретных производственных условиях группы учеников включаются в состав бригад либо образуют отдельные бригады, во главе которых стоят опытные инструкторы (бригадиры), занимающиеся их обучением.

Характерными особенностями курсовой формы обучения является сравнительно глубокая теоретическая подготовка и строгая последовательность овладения знаниями данной профессии. Курсы могут быть как с отрывом, так и без отрыва от производства.

В основе подготовки кадров лежат данные о потребности в них. Ежегодно составляется план подготовки новых рабочих по всем формам обучения. При этом исходят из дополнительной потребности в кадрах по профессиям и специальностям на конец года обучения каждой категории работников.

Переподготовка кадров – это обучение новым профессиям или специальностям работников высвобождающихся в связи с техническим прогрессом. Рабочий имеет уже определенную квалификацию, знаком с общими правилами производственной деятельности, обладает соответствующими навыками и опытом.

Сущность повышения квалификации состоит в расширении и углублении теоретических и практических знаний по той же профессии или специальности. Потребность в повышении квалификации – закономерный и.объективный процесс, связанный с развитием производственных сил. Квалификационный уровень работников должен соответствовать или даже быть выше требований, предъявляемых производством. Основными формами повышения квалификации являются: производственно-=технические курсы; школы по изучению передовых методов труда; курсы по овладению вторыми и совмещаемыми профессиями и специальностями; курсы целевого назначения на предприятиях; институты и факультеты повышения квалификаций инженерно-технических работников и др.

ТЕМА 4: ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ.

ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИИ:

 

1. Классификация рабочих мест и элементы их организации.

2. Оснащение рабочих мест.

3. Планировка рабочих мест.

4. Функции и системы обслуживания рабочих мест.

 

1. Классификация рабочих мест и элементы их организации.

Рабочее место является первичным звеном трудового или производственного процесса.

Под рабочим местом в организации труда и производства понимается часть производственного пространства или зона трудовых действий рабочего или группы рабочих (звена, бригады), где непосредственно осуществляются трудовые процессы. Каждое рабочее место характеризуется размерами – площадью, высотой, т.е. объемом занимаемого пространства. В пределах рабочего места располагаются все необходимые для конкретного трудового процесса средства труда. Все они относятся к оснащению рабочего места.

Вторым после оснащения элементом организации рабочего места является его планировка, под которой понимается, с одной стороны рациональное размещение самих рабочих мест по площади производственных цехов и участков, а с другой стороны – размещение в пределах каждого рабочего места технологического и вспомогательного оборудования, т.е создание условий и удобств для работника.

Третьим элементом организации рабочих мест является их обслуживание. Чем лучше оснащено рабочее место всем необходимым, чем рациональнее оно спланировано и чем бесперебойнее оно обслуживается, тем меньше утомляемость и тяжесть труда.

Важнейшим классификационным признаком рабочих мест является уровень механизации и автоматизации выполняемых работ. По этому признаку рабочие места делятся:

1. Рабочие места для ручной работы. Полностью исключить из сферы производства рабочие места с ручной работой практически невозможно(наладка, регулировка оборудования, ремонтные работы в строительстве)

2. Рабочие места для машинно-ручной работы. При такой работе преобразование предмета труда осуществляется за счет двух источников: внешней энергии (электрической, пневматической и т.д) и энергии самого работника.

3. Механизированные рабочие места. Отличительным признаком рабочих мест этой группы является то, что сам работник непосредственно не затрачивает энергию на преобразование предмета труда, а затрачивает ее только на вспомогательные операции.

4. Автоматизированные рабочие места. Они оснащены автоматизированными механизмами, станками, способными выполнять все технологические операции без непосредственного участи работника, роль которого сводится к пуску, остановке станков и механизмов, контролю за их работой. Появляется возможность обслуживания одним рабочим нескольких станков.

5. Аппаратурные рабочие места. Эти рабочие места отличаются от механизированных и автоматизированных тем, что они оснащены специальным оборудованием, в котором преобразование предметов труда осуществляется под воздействием химической, электрической или тепловой энергии.

Рабочие места классифицируются и по другим признакам:

- п о тип у производства и повторяемости производственных операций - на рабочие места в единичном, серийном, крупносерийном и массовом производстве.

- по степени специализации на специализированные рабочее места в зависимости от разного уровня специализации.

- по постоянству месторасположения - на стационарные и передвижные рабочие места.

- по числу рабочих-исполнителей – на индивидуальные и коллективные.

Как бы ни были различны условия и типы производства, как бы ни отличались друг от друга технологии производства работ и уровень механизации, существуют следующие общие требования к организации рабочих мест.

1. Технические требования. К ним относятся оснащение рабочих мест современным, исправным и безопасным оборудованием, инструментом, подъемно-транспортными средствами в соответствии с особенностями и содержанием трудовых процессов.

2. Организационные требования. Это оптимальная расстановка работников с учетом трудоемкости выполняемых работ, организации рабочих мест и взаимосвязей между ними, эффективное и экономичное обслуживание рабочих мест, создание безопасных и безвредных для здоровья работника условий труда.

3. Экономические требования. Они обеспечивают повышение производительности труда. снижение затрат на производство, повышение качества продукции или работ и рост заработной платы и доходов всех участников производства, а также наиболее полное удовлетворение запросов потребителей.

4. Социально-психологические требования. Они предполагают развитие и повышение квалификации работающих, сплочение трудовых коллективов, удовлетворение трудом и его результатами, а также формирование позитивного технологического климата.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Производственная операция и ее анализ | Оснащение рабочих мест
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.