Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Богословско-экзегетический разбор текста апостольского послания. Благодарственная молитва за веру Солунян (1:1-12)

Благодарственная молитва за веру Солунян (1:1-12).

Основные богословские черты апостольского послания

Тезис №2

Тезис №1

Избранные нравственно-догматические тезисы послания ап. Павла к Фессалоникийцам

(данный материал предлагается для самостоятельного запоминания на память)

«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим». (2Фесс.2:15)

«Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб». (2Фесс.3:10-12)

§1. – Место, время, повод, цель, подлинность и адресат апостольского послания.

I. – 2-ое послание к Фессалоникийцам написано из Коринфа в 53 году.

II.Повод написания послания

1. неверное толкование 1-ого послания относительно Второго Пришествия;

2. появление подложного послания от имени ап. Павла;

3. умножение числа праздных людей, проживающих за чужой счет

 

III.Цельнаписания послания

1. раскрыть точное учение о Втором Пришествии, указав на его несомненные признаки;

2. преподать нужные советы и увещания против тунеядтства.

(особенности содержания)

Часть І. – Догматическая:

- Знамение Второго пришествия Господня (2:1-12).

- Предостережение от лжеучителей (2:1-23).

Часть IІ. – Нравоучительная:

- Призыв к сохранению Солунянами предания апостольского (2:13-3:5).

- Увещания к трудолюбию и предостережение от тунеядства (3:6-15).

Заключение (3:16-8)

Глава 1. Ст. 1. – Приветствие в начале 2-го послания совершенно сходно с приветствием перваго. Это сходство должно было служить доказательством подлинности 2-го послания, что было необходимо в виду появляения подложнаго послания от имени апостола Павла.

Ст. 3. – К Богу возносит апостол ум солунян, чтоб отвлечь их внимание от внешних скорбей, указывая не на что другое, а на веру и любовь. Апостол подчеркивает, что вера и любовь есть сокровища христианского сердца, а на умножение и хранение их должны быть направлены все нравственные усилия христиан.

Ст. 4. – Здесь апостол ведет речь о верности и твердости, которые явили солуянене в перенесении страданий. Эту терпеливость апостол назвал верою, так как она есть плодом веры, которую стяжали солуняне. Свт. Феофан Затворник: «словом: вера апостол указал на дух терпения. Ибо терпение не само по себе ценно в очах Божиих, а потому располжению, с каким терпит кто». [18]

Ст. 5. – Словами данного стиха апостол указывает на то, что гонения и скорби, переносимые христианнами служат доказательством того, что несомненно будет Праведный Суд Божий.[19] Блаж. Феодорит: «претерпеваемыя вами скорби показывают, что вы ясно знаете награды за претерпение опасностей и ожидаете небесного царствия, ведадя праведное определение Законоположника». [20]

Так же сами скорби и гонения можно рассматривать как начавшееся действии праведного суда Божия, который должне начаться прежде всего с дома Божия, и потом перейти и на всех людей (1 Пет. 4:17). Суд этот, наказывая христиан за их дохристианскую жизнь, за их вольныя и невольныя грехопадения и в христианстве, в то же время служит для христиан средством выказывать свою веру, свое терпение, и таким образом совершать заслуги, за которые последуют награды.

Ст. 6-7.Свт. Иоанн Златоуст: «апостол указывает здесь на время воздаяния, и далее посредством описания самого события возводит из мысли горе, как бы отверзая своим словом небеса, и представляя оныя их взору, окружает Господа ангельским воинством, начертывая таким образом блестящее изображение, как самого места, так и того, что в нем находится». [21]

Ст. 8. – В Св. Писании везде, где говорится о будущем Суде, огонь является, как предшествующее или сопровождающее действие его. Огонь по слову ап. Петра сожжет Землю и яже на ней дела (2 Пет. 3:10); огонь будет наказанием грешников, огонь будет сопровождать и явление Спасителя на Суд. Здесь огонь образ гнева Божия и всемогущей силы, проникающей во все предметы и очищающей всякую нечистоту. Между лицами, которые подвергнутся Суду Божию апостол различает два класса: неведующих Бога – это язычники (Рим. 1:21), и непослушных Евангелия – это иудеи (Рим. 10:3).

Ст. 10. – Вместе с судом над грешниками последует прославление праведных; но это прославление будет относится и к Самому Иисусу Христу, как Главе Церкви, действующему в Своих членах и через них прославляемому.

Блаж. Феофилакт: «тогда-то откроется, кто есть верные и кто нет: потому что в настоящее время многие кажутся только верными, на самом же деле не таковы». [22]

Тема 3.1.Знамения Второго Пришествия Господня (2:1-12)

Ст. 1-2. – В Солуни появились учителя, которые старались доказать, что Пришествие Христово должно последовать очень скоро. Это они делали с тою целью, чтобы подорвать веру солунян в действительном Пришествии Иисуса Христа, и чтобы возбудить в христианах презрение к земным благам, дабы самим воспользоваться ими. Обольщали лжеучителя лжепророчествами и подложным посланием ап. Павла или его сотрудников Тимофея и Силуана.

Свт. Иоанн Златоуст: «хоть бы кто-нибудь имея дух пророчества сказав вам это, не верьте. Ибо когда я был у вас, то объяснил вам все, относящееся к этому предмету: поэтому вам не следует переменять своих мыслей касательно того, чему вы были определенно научены». [23]

Ст. 3-5. – В этих стихах заключается весьма важное учение о пришествии антихриста, который должен явится перед концом мира и Последним Судом. Апостол определяет время Второго Пришествия Христова явлением антихриста. Здесь апостол ясно различает два события: оступление (апостасия), и открытие – явление человека беззакония.

А) – Гораздо правильнее разуметь здесь отступление от веры (Деян. 21:21; 1 Тим. 4:1) или совершенное неверение в Бога, как и Спаситель предсказывал, что пришед на Землю едва ли обрящет веру в Себя (Лк. 18:8).

Свт. Феофан Затворник: «Евангели будет всем известно. Но одна часть пребудет в неверии ему, другая, наибольшая, будет еретичествовать, не богопреданному учению следуя, а построевая себе своею веру, своим измышлениям, хотя на основании слов Писания. Этим самоизмышленным верам числа не будет».

Б) – Оскудение веры и любви будет предшествовать появление особенного лица, которое у апостола называется человеком беззакония (человеком греха и сыном погибели). Человек греха не есть только грешник, но человек по преимуществу служащий греху, олицетворяющий в себе грех, потому и обреченный на несомненную вечную гибель (Ин. 17:12). Он будет представлять собою совершенную противоположность Христу, по свойствам и действиям. Он с презрением будет оносится ко всему, что почитается у людей Божественным, святым, достойным почтения. При этом сын погибели будет врагом не одного лишь Бога истиннаго, но и богов языческих (1 Кор. 8:5).

И для доказательства своей мнимой высоты и превосходства перед другими богами, он сам сядет в храме Божием, то есть или поставит свои статуи и изображения в храмах Божиих, или присвоит себе божескую власть и управление. Так некогда поступали и в древние времена Навуходоносора, Антиоха Епифана, Кая Калигулы, Нерона, когда ставились статуи царей на место божеств и требовались им божеские почести.

Ст. 6.И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Блаж. Феодорит: «под удерживающим иные разумеют римское царство, а иные благодать Духа, то есть антихрист не придет, пока пребывает благодать Духа… следуя Владычнему учению, сказал, что прежде сокрушится держава суеверия и повсюду воссияет спасительная проповедь, и тогда явится сопротивнки истины».

Экумений: «удерживает и недопускает беззаконному явится Дух Святый. Когда сей, по причине умножения зла в людях, отстранится и отступит, тогда беззаконный тот возымеет свободу открыться и выступить на среду, - мешать будет некому».

Свт. Феофан Затворник: «антихрист не явится, пока будет в силе царская власть. Она не даст ему развернуться, будет мешать ему действовать в своем духе. Вот это и есть «удерживающие». Когда же царская власть падет и народы всюду заведут самоуправство (республики, демократии), тогда антихристу действовать будет просто… Итак, когда заведутся всюду такие порядки, благоприятные раскрытию антихристовых стремлений, тогда антихрист и явится. До того же времени подождет, удержится».

Прав. Иоанн Кронштадский: «антихрист не может появиться среди нас, по причине самодержавной власти, сдерживающей бесчинное шатание и нелепое учение безбожников».

Окроется в свое время. – эти слова указывают на то, что антихрист явится не в то время, в какое бы ему захотелось, а в то, какое будет назначено ему Божественным Промыслом. Он явится не против воли Божией. В Божиих планах мироправления стоит и он, и подготовка его и последствия того. Но не потому так, чтобы Бог хотел такого зла людям, а потому, что люди сами себя до того доведут. Этот момент отодвинул Бог до последней возможности, ожидая, не явится ли еще желающий к Нему обратиться и служить Ему. Когда же нечего будет такого ждать, примет Господь удерживающую руку Свою, зло разольется и антихрист явится.

Ст. 7.Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. Тайной беззакония апостол называет здесь скрытые и хитрые усилия сатаны поколебать и затмить в людя веру в Божественного Искупителя Господа нашего Иисуса Христа и путе распространения повсюду безверия довести все человечество до полнаго нравственного развращения.

Прп. Иоанн Дамаскин: «тайной беззакония называет апостол учения еретиков и ложные их догматы. Ибо они предшестуют антихристу, пролагая ему путь и подготовляя время прельщения».

Ст. 8.И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убет духом уст Своих. – Когда не станет «удерживающего», явится беззаконник-антихрист, как всемирный владыка, которому все поклонятся. По мнению Златоуста и Феофилакта, антихрист будет настоящим человеком, который будет не просто орудием диавола и исполнителем его злых действий и намерений против христиан, но орудием не безсознательным а свободным, с полным сохранением своих человеческих способностей. Все толкователели (начиная с Иринея Лионского) полагают, что антихрист будет происходитить из царской династии из колена Данова.

Также словами данного стиха апотол обозначает быстроту и легкость победы Господа Иисуса над антихристом. Это еще предвидел пророк Исаиия, говоря что Мессия Христос «Духом уст своих убьет нечестивого» (Ис. 11:4). Кроме этого в этих словах можно видеть всеочищающую силу второго Пришествия Господня. Совершенно уничтожится не только сам антихрист, но и все делаего. Как свет гонит тьму, так и Господь Своим пришествием мгновенно положит конец всякому греху и беззаконию. И на новом небе и новой земле воцарится и будет жить одна правда и святость (2 Петр. 3:13).

Ст. 9.Пришествие (антихриста), по действию сатаны, будет со всякою силою, и знамениями и чудесами ложными. – Все его действия будут построены на обмане чувств человеческих, так как они будут призрачными, а не подлинным чудесами - фокусами.

Блаж. Феодорит: «чудеса будут не истинныя, а такия чудеса производят и обманывающие проворством, потому что показывают за золото, что вовсе не золото, и делают что либо иное, что скоре и обличается». [24]

Экумений: «ложны знамения будут или потому, что он будет показывать из призрачно и глаза отводить, или потому, что чрез низ он будет представлять вещи, что может прельстить и верующих». [25]

Ст. 10.И со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своег спасения. – кроме ложных чудес, для уловления более серьезных людей – людей науки и знания – антихрист будет употреблять обольщения словом своим и увлекательными речами, обольщениями мнимой учености и разными заманчивыми научными теориями. Массу антихриствовых приверженцев апостол характеризует наименованием «погибающих». Это люди, которые одного с антихристом духа, потому что «не приняли любви истины». По выражению свт. Феофана Затворника: «они будут, как окаменелые от речей антихриста, так как его слова будут оправдывать их развравтный образ жизни».

Ст. 11. – Страшным наказанием явится попущение Божие поддаться лжи антихристовой. Свт. Феофан Затворник: «когда люди совсем опустят руки и предадутся избранному или пагубному пути…, тогда Бог примет Свою, удерживающую злаго духа льсти, руку, и он, пропущенный, устремится на них, пройдет в сердце их и там начнет оказывать действо льсти, влечь ко лжи… они восприимут ложь всем сердцем, и затем пристанут видимо к антихристу». [26]

Тема 3.2. – Нравственные наставления (2:12-3:18)

Ст. 15.Стойте и держите предания … - эти слова чрезвычайно важны, ибо они прямо обличают отвергающих Священное Предание протестантов и сектантов.

Свт. Иоанн Златоуст: «отсюда очевидно вытекает, что апостолы не все предали верующим через послания, но многое сообщили и без письмени, между тем, и то и другое равно достоверно. Посему мы должны признавать достоверным и церковное предание».

Свт. Феофан Затворник: «многое из преподанного апостолами устно и заведенного ими лично, вошло потом в писания преемником их, пастырей Церкви, а много оставалось и имине записанным, а хранилось в сердцах, или в практике, в порядках жизни христианских. Иное намеренно не передавалось письмени, как например, образ совершения таинств, ради сокрытия того от неверующих».

Глава 3. Ст. 6-7. – Здесь имеются ввиду суетящиеся празднолюбцы, то есть праздношатающиеся и не любящие трудиться. В обличение таковых св. апостол приводит в пример самого себя, напоминая солуняном, как он во время пребывания своего у них «занимался трудом и работой день и ночь»

Ст. 8-10. – В данных стихах апостол дает вечный пример всем пастырям, с какой осторожностью и благоразумием должны подходить они к вопросу о получении ими содержания от своей паствы. Смысл этих стихов таков, что труд обязателен для всякого человека, при повелено самим Богом по грехопадении первых людей (Быт. 3:19). Но труд, конечно, может быть разного рода: и физический, и умственный, и духовный. Мысль апостола та, что если кто ест не трудясь, то ест с насилием совести, с грехом.

Ст. 11-12. – Данными словами апостол прямо обличает тунеядцев, называя их «бесчинно ходящими». Свт. Феофан Затворник: «здесь заповедуется скромная, уединенная, трудолюбивая жизнь, в противоположность праздношатайству и пустому убиванию времени». В заключение апостол внушает отчуждаться от бесчинников с целью их вразумления и исправления.

 


[1] Иванов А. В. Указ. соч. С. 761.

[2] Феофан, еп. Толкование апостола Павла 1-го послания к Солуняном. М., - 1895. С. 219.

[3] Там же.

[4] Там же. С. 223.

[5] Феофан, еп. Толкование апостола Павла 1-го послания к Солуняном. М., - 1895. С. 292-293.

[6] Феофан, еп. Толкование апостола Павла 1-го послания к Солуняном. М., - 1895. С. 351.

[7] Там же. С. 355.

[8] Феофан, еп. Толкование апостола Павла 1-го послания к Солуняном. М., - 1895. С. 361.

[9] Там же. С. 389.

[10] Там же.

[11] Там же. С. 391.

[12] Там же. С. 393.

[13] Феофан, еп. Толкование апостола Павла 1-го послания к Солуняном. М., - 1895. С. 394.

[14] Там же. С. 395.

[15] Там же. С. 406.

[16] Там же. С. 408.

[17] Феофан, еп. Толкование апостола Павла 1-го послания к Солуняном. М., - 1895. С. 419.

[18] Феофан, еп. Толкование апостола Павла 2-го послания к Солуняном. М., - 1895. С. 450.

[19] Иванов А. В. Указ. соч. С. 776.

[20] Феофан, еп. Толкование апостола Павла 2-го послания к Солуняном. М., - 1895. С. 453.

[21] Феофан, еп. Толкование апостола Павла 2-го послания к Солуняном. М., - 1895. С. 462.

[22] Иванов А. В. Указ. соч. С. 777.

[23] Феофан, еп. Толкование апостола Павла 2-го послания к Солуняном. М., - 1895. С. 485.

[24] Феофан, еп. Толкование апостола Павла 2-го послания к Солуняном. М., - 1895. С. 514.

[25] Там же.

[26] Там же. С. 517.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Богословско-экзегетический разбор текста апостольского послания | Принципы государственного управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.