Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы социально-экономического планирования развития муниципального образования

Основные цели и задачи социально-экономического планирования развития муниципального образования

Основной целью социально-эко­номического планирования развития муниципальных образований является формирование комплекса прогнозных, плановых и постплановых документов, обеспечивающих согласованную деятельность всех субъектов управления, направленную на удов­летворение (реализацию) общественных (коллективных) интере­сов и потребностей местного сообщества, а также создание благо­приятных условий для жизни и ведения хозяйственной (экономи­ческой) деятельности всех субъектов, расположенных на террито­рии муниципального образования.

Основными задачами социально-экономического планирования развития муниципальных образований являются:

¾ формирование ясных для всего местного сообщества представле­ний о ценностях, стратегических целях, ресурсах, задачах и возмож­ностях социально-экономического развития муници­пального образования;

¾ согласование стратегических целей и задач социально-эконо­мического развития муниципального образования с государствен­ными и региональными стратегическими целями и задачами;

¾ эффективное использование потенциала муниципального об­разования;

¾ поддержание оптимального сочетания уровня реализации стратегических целей и задач муниципального образования в ус­ловиях необходимости обеспечения текущей жизнедеятельности местного сообщества;

¾ формирование оптимального сочетания методов государствен­ного регулирования и рыночных регуляторов развития экономи­ки и социальной сферы на территории муниципального образо­вания;

¾ согласование отраслевых стратегий и стратегий развития хо­зяйствующих субъектов со стратегией развития муниципальных образований;

¾ установление партнерских отношений между органами мес­тного самоуправления и населением, органами государственной власти, частным капиталом и другие задачи в зависимости от специфики муниципального образования.

Практика формирования и реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований в субъектах Федерации показала, что из всего многообразия принципов, сформулированных в экономической литературе, многие разработчики комплексных программ развития муниципальных образований руководствуются следующими базовыми принципами, обеспечивающими методологическое единство планирова­ния на всех уровнях иерархии:

1. Принцип непрерывности. Принцип предполагает постоянный мониторинг реальной ситуации, корректировку пока­зателей, а также непрерывное движение в совершенствовании плановых и прогнозных документов. Алгоритм реализации принципа непрерывности планирования развития муниципальных образований при годичном цикле пролонгации плановых решений представлен на рисунке 2. Теория непрерывного планирования предполагает возможность и трехлетнего цикла пролонгации плановых решений, ко­торый может быть применим для муниципальных образований с трехлетним циклом бюджетного планирования.

2. Принцип субсидиарности, согласно которому муниципаль­ные образования планируют свою деятельность совместно с дру­гими муниципальными образованиями в логике системных при­оритетов государства и соответствующих субъектов РФ не потому, что они подвергаются давлению сверху, а потому, что являются органическими элементами этой системы. То есть составные элементы не могут покинуть систему, так как они не могут существовать вне системы.


Текущие мероприятия по реализации КП СЭР
Мероприятия, целевые программы и бизнес-проекты, реализуемые за счет собственных и заемных средств МО и инвесторов
2011 г. Годовой план КП СЭР
2012 г. Прогноз
………… …………..
2015 г. Среднесрочный план КП СЭР
………… …………..  
2020 г. Долгосрочный план КП СЭР
2012 г. Годовой план КП СЭР  
2013 г. Прогноз  
………… ………  
2015 г. Актуализированные индикаторы КП СЭР на 2015 г.
… ………  
2020 г. Актуализированные индикаторы КП СЭР на 2020 г.  
Ежегодная актуализация программы с учетом итогов за истекший год, изменившихся внешних условий и возможностей по привлечению инвестиций для реализации программы и т.д.
Текущие мероприятия по реализации КП СЭР
Мероприятия, целевые программы и бизнес-проекты, реализуемые за счет собственных и заемных средств МО и инвесторов
2016 г. Среднесрочный план КП СЭР
2021 г. Долгосрочный план КП СЭР
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEATx7Vv70A AADbAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbERPy4rCMBTdD/gP4QruxrSCIh2jiCC48zHzAZfmTlts bmISa/x7sxBcHs57tUmmFwP50FlWUE4LEMS11R03Cv5+999LECEia+wtk4InBdisR18rrLR98JmG S2xEDuFQoYI2RldJGeqWDIapdcSZ+7feYMzQN1J7fORw08tZUSykwY5zQ4uOdi3V18vdKLgNp/KA 5SIdU7o7r/fz+S46pSbjtP0BESnFj/jtPmgFs7w+f8k/QK5fAAAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAA IQDw94q7/QAAAOIBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0A FAAGAAgAAAAhADHdX2HSAAAAjwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALgEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0A FAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAKQIAAGRycy9zaGFwZXhtbC54bWxQ SwECLQAUAAYACAAAACEATx7Vv70AAADbAAAADwAAAAAAAAAAAAAAAACYAgAAZHJzL2Rvd25yZXYu eG1sUEsFBgAAAAAEAAQA9QAAAIIDAAAAAA== "> L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAIFJwJMAA AADbAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESP3YrCMBSE7xd8h3AE79a0giLVKIsgeOfP+gCH5mxb tjnJJrHGtzeCsJfDzHzDrLfJ9GIgHzrLCsppAYK4trrjRsH1e/+5BBEissbeMil4UIDtZvSxxkrb O59puMRGZAiHChW0MbpKylC3ZDBMrSPO3o/1BmOWvpHa4z3DTS9nRbGQBjvOCy062rVU/15uRsHf cCoPWC7SMaWb83o/n++iU2oyTl8rEJFS/A+/2wetYFbC60v+AXLzBAAA//8DAFBLAQItABQABgAI AAAAIQDw94q7/QAAAOIBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsB Ai0AFAAGAAgAAAAhADHdX2HSAAAAjwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALgEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsB Ai0AFAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAKQIAAGRycy9zaGFwZXhtbC54 bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAIFJwJMAAAADbAAAADwAAAAAAAAAAAAAAAACYAgAAZHJzL2Rvd25y ZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA9QAAAIUDAAAAAA== "> L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEA0IDuU8AA AADbAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESP0WoCMRRE3wv9h3ALvtXsLiiyGkUEwTdb9QMum9vd pZubmMQ1/n0jFHwcZuYMs9okM4iRfOgtKyinBQjixuqeWwWX8/5zASJEZI2DZVLwoACb9fvbCmtt 7/xN4ym2IkM41Kigi9HVUoamI4Nhah1x9n6sNxiz9K3UHu8ZbgZZFcVcGuw5L3ToaNdR83u6GQXX 8as8YDlPx5Ruzuv9bLaLTqnJR9ouQURK8RX+bx+0gqqC55f8A+T6DwAA//8DAFBLAQItABQABgAI AAAAIQDw94q7/QAAAOIBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsB Ai0AFAAGAAgAAAAhADHdX2HSAAAAjwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALgEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsB Ai0AFAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAKQIAAGRycy9zaGFwZXhtbC54 bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEA0IDuU8AAAADbAAAADwAAAAAAAAAAAAAAAACYAgAAZHJzL2Rvd25y ZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA9QAAAIUDAAAAAA== "> L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAv8xLyMEA AADbAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESP0WoCMRRE3wv+Q7iCbzW7FqWsRhFB8K3W9gMum+vu 4uYmJnGNf2+EQh+HmTnDrDbJ9GIgHzrLCsppAYK4trrjRsHvz/79E0SIyBp7y6TgQQE269HbCitt 7/xNwyk2IkM4VKigjdFVUoa6JYNhah1x9s7WG4xZ+kZqj/cMN72cFcVCGuw4L7ToaNdSfTndjILr cCwPWC7SV0o35/V+Pt9Fp9RknLZLEJFS/A//tQ9awewDXl/yD5DrJwAAAP//AwBQSwECLQAUAAYA CAAAACEA8PeKu/0AAADiAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBL AQItABQABgAIAAAAIQAx3V9h0gAAAI8BAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC4BAABfcmVscy8ucmVsc1BL AQItABQABgAIAAAAIQAzLwWeQQAAADkAAAAQAAAAAAAAAAAAAAAAACkCAABkcnMvc2hhcGV4bWwu eG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAL/MS8jBAAAA2wAAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAmAIAAGRycy9kb3du cmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPUAAACGAwAAAAA= "> L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAMCXTvMEA AADbAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESP0WoCMRRE3wv+Q7iCbzW7UqWsRhFB8K3W9gMum+vu 4uYmJnGNf2+EQh+HmTnDrDbJ9GIgHzrLCsppAYK4trrjRsHvz/79E0SIyBp7y6TgQQE269HbCitt 7/xNwyk2IkM4VKigjdFVUoa6JYNhah1x9s7WG4xZ+kZqj/cMN72cFcVCGuw4L7ToaNdSfTndjILr cCwPWC7SV0o35/V+Pt9Fp9RknLZLEJFS/A//tQ9awewDXl/yD5DrJwAAAP//AwBQSwECLQAUAAYA CAAAACEA8PeKu/0AAADiAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBL AQItABQABgAIAAAAIQAx3V9h0gAAAI8BAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC4BAABfcmVscy8ucmVsc1BL AQItABQABgAIAAAAIQAzLwWeQQAAADkAAAAQAAAAAAAAAAAAAAAAACkCAABkcnMvc2hhcGV4bWwu eG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADAl07zBAAAA2wAAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAmAIAAGRycy9kb3du cmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPUAAACGAwAAAAA= "> L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAX2l2J8EA AADbAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPwWrDMBBE74H+g9hCb7HsgENxIpsQCOTWNu0HLNbW NrVWiqQ46t9XhUKPw8y8YfZdMrNYyIfJsoKqKEEQ91ZPPCj4eD+tn0GEiKxxtkwKvilA1z6s9tho e+c3Wi5xEBnCoUEFY4yukTL0IxkMhXXE2fu03mDM0g9Se7xnuJnlpiy30uDEeWFER8eR+q/LzSi4 Lq/VGatteknp5rw+1fUxOqWeHtNhByJSiv/hv/ZZK9jU8Psl/wDZ/gAAAP//AwBQSwECLQAUAAYA CAAAACEA8PeKu/0AAADiAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBL AQItABQABgAIAAAAIQAx3V9h0gAAAI8BAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC4BAABfcmVscy8ucmVsc1BL AQItABQABgAIAAAAIQAzLwWeQQAAADkAAAAQAAAAAAAAAAAAAAAAACkCAABkcnMvc2hhcGV4bWwu eG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAF9pdifBAAAA2wAAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAmAIAAGRycy9kb3du cmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPUAAACGAwAAAAA= ">

Рис. 2. Алгоритм реализации принципа непрерывности планирования социально-экономического развития муниципальных образований (при годовом цикле пролонгации плановых решений)


Однако и система не об­ладает никаким иерархическим превосходством по отношению к своим составляющим элементам. Следуя данному принципу, никакие вышестоящие ор­ганы управления (федеральные или региональные) не вправе брать на себя ответственность за решения, касающиеся местных гражданских сообществ, если сами эти сообщества в состоянии компетентно и за счет собственных ресурсов решить эти пробле­мы.

3. Принцип системности и комплексности. Комплекс­ность муниципального развития достигается оптимальным со­четанием пропорций развития и взаимодействия специализи­рованных отраслей и хозяйствующих субъектов, расположен­ных на территории муниципального образования, направлен­ным на улучшение качества жизни населения.

С одной стороны, му­ниципальное образование должно быть заинтересовано в разви­тии на своей территории специализированных конкурентоспо­собных отраслей и предприятий. Они влияют на инвестицион­ную привлекательность городов и поселений, дают высокую за­нятость трудоспособного населения, высокие уровни оплаты и т.д. С другой стороны, отрасли и предприятия высокой специа­лизации работают, как правило, на потребности внешнего, а не внутреннего рынка. Если не выстроена система экономических ограничений, имеют стремление к максимальному ис­пользованию всех территориальных ресурсов в ущерб другим отраслям и сферам муниципальной экономики, ведут к форми­рованию монопрофильности развития экономики муниципаль­ных образований.

На определенной ста­дии развития комплексные программы или отдельные этапы соци­ально-экономического развития городов и поселений могут пред­полагать как ориентацию на комплексность своего экономическо­го развития, так и на приоритетность развития специализирован­ных отраслей и предприятий.

Так как любое муниципальное образование является и открытой экономической и социальной системой, и одновременно, обособ­ленной административно-территориальной единицей, имеющей свои вопросы ведения, понятие «системность» должно рассматриваться как необходимость встраивания процесса планирования и управления социально-экономическим развитием муниципального образова­ния в общую систему планирования и управления функциониро­ванием экономики и социальной сферы региона и государства.

На практике это означает, что определение целей развития каж­дого муниципального образования и механизмов реа­лизации данных целей, должно осуществляться с учетом взаимо­связей, характеризующих взаимозависимость развития муници­пального образования с субъектом Российской Федерации, на тер­ритории которого оно дислоцируется, с другими регионами и му­ниципальными образованиями и страной в целом.

Реализация данного принципа предполагает формирова­ние всей системы социально-экономического планирования от субъек­та Российской Федерации до городского, сельского поселения на единой методологической и вре­менной платформе.

4. Принцип адаптивности основывается на том, что муниципальное образование как открытая система подвержена внешним воздействиям: экономическим, политическим, природно- экологическим и т.д. В этих условиях методика социально-экономического планирования должна предполагать возможность детализации, актуализации и корректировки индикаторов программы социально- экономического развития муниципального образования в соответствии с изменениями внешней среды, которые могут обусловить корректировку целей, приоритетов, механизмов и этапов реализации планов и программ.

5. Принцип единого экономического и социального про­странства. Расширение фи­нансовых, экономических и социальных процессов приводит к несовпадению административных и «экономических границ» муниципального образования. Понятие «экономическая граница» муниципального образова­ния основано на повсеместном стремлении хозяйствующих субъ­ектов расширить сферы своего влияния на рынках товаров и ус­луг за пределы любых административно-территориальных гра­ниц. Финансовый результат, а, значит, и величина ресурсного по­тенциала хозяйствующего субъекта, который муниципальное об­разование при определенных условиях может привлечь для своего развития, в этом случае зависит не только от эффективности про­изводства, находящегося непосредственно на территории объекта планирования, но и от эффективности его деятельности по месту реализации произведенных товаров и услуг. В связи с этим, в пла­нируемый период времени необходимо учитывать программы раз­вития хозяйствующих субъектов не только на территории муниципального образования, где организовано производство, но и за его пределами.

6. Принцип баланса интересов региональных, муниципальных органов власти, бизнеса и населения основывается на установлении взаимного согласия между властью и местным сообществом отно­сительно целей, задач, механизмов, инструментов, этапов и ресур­сов социально-экономического развития муниципальных образо­ваний. Без учета данного принципа про­граммы социально-экономического развития муниципальных образований носят формальный характер.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблемы формирования муниципальной системы планирования | Программно-целевой метод планирования как инструмент управления социально- экономического развитием муниципальных образований
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.