Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторический (историко-географический) подход к комплексному анализу информации муниципального образования

Комплексный анализ информации любой адми­нистративно- территориальной единицы, как прави­ло, проводится с применением двух наиболее действен­ных методологических подходов: исторического, или историко- географического и структурно-функционального.

Исторический (историко-географический) подход позволя­ет разработчикам программы понять историческую логику, внут­реннюю закономерность зарождения, становления и развития муниципального образования в данной географической точ­ке, выделить движущие силы и источники, определяющие про­странственные, структурные, демографические сдвиги, качес­твенные изменения исторической миссии муниципального об­разования в различные периоды времени. Изучение этих аспек­тов развития муниципального образования позволяет с опре­деленной достоверностью провести экстраполяцию отдельных процессов жизненного цикла муниципального образования на будущие периоды.

Историко-географический анализ необходимо начинать с общей характеристики муниципального образования. Указать год образования, географическое расположение, размер занимаемой территории, количество и плотность прожива­ющего населения, природно-климатические условия, разведанные запасы природных ископаемых, перечень населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования.

Практическим итогом историко-географического анализа явля­ется формирование подраздела «Анализ внутренних закономерностей развития муниципального образования» раздела «Старто­вые условия и оценка исходной социально-экономической ситу­ации» концепции социально-экономического развития муници­пального образования.

Разработчики комплексных программ социально-экономичес­кого развития муниципальных образований при проведении историко-географического анализа муници­пального образования чаще всего используют язык историко-художественной литературы, язык образов, основанный на исторических ана­логах, позволяющий местному сообществу осознать свою значи­мость в составе исторически сложившегося многонационального народа России, ответственного перед предками за ее настоящую судьбу и перед потомками - за ее судьбу в будущем.

Поэтому критерием формы изложения, содержания данного раздела является один, основной критерий - гарантия понимания местным сообществом ответственности за выбранные стратеги­ческие цели и приоритеты развития своей малой Родины в соста­ве единого государства с тысячелетней историей - России.

5. Структурно-функциональный анализ социально-эконо­мического положения муниципального образования

При проведении структурно-функционального анализа со­циально-экономического развития муниципального образования изучается:

¾ динамика развития ведущих секторов экономики муниципаль­ного образования за последние 3 - 5 лет (выявляются градообра­зующие хозяйствующие субъекты, группы хозяйствующих субъ­ектов, объединенные общими производственно-технологичес­кими цепочками, и формирующиеся вокруг них кластеры; определяются «узкие места» и «точки роста» муниципальной эко­номики). Под «точкой роста» понимается крупный экономический (хозяйствующий) субъект или отрасль, вид деятельности, основной характеристикой которой является не только способность «вносить вклад», но и трансформировать экономику муниципального образования;

¾ уровень развития малого и среднего бизнеса, причины, его сдерживающие;

¾ обеспеченность реального сектора экономики, социальной сферы, рыночной инфраструктуры специалистами высшего и среднего звена управления, а также кадрами основных рабочих профессий;

¾ инвестиционная активность в муниципальном образовании, оценивается его инвестиционный потенциал, инвестиции в жи­лье, инфраструктуру, основной капитал предприятий;

¾ научно-инновационная деятельность и ее потенциал;

¾ состояние финансово-бюджетной сферы, налоговый потенциал муниципального образования, финансовое положение градооб­разующих и градообслуживающих предприятий;

¾ состояние социальной и инженерной инфраструктуры в муни­ципальном образовании, ее соответствие региональным нормам или социальным стандартам;

¾ уровень жизни и социальной защиты населения муниципаль­ного образования;

¾ состояние потребительского рынка;

¾ уровень безработицы и эффективность мер, направленных на ее сокращение;

¾ состояние экологии;

¾ состояние общественной безопасности.

Для удобства дальнейшей работы все информационные и аналитические материалы целесообразно свести в три ос­новных блока:

Первый. Современный облик муниципального образования, паспорт муниципального образования - это информационная модель муниципального образования на дату начала планирования, содержащая:

¾ основные индикаторы развития экономики муниципального образования в целом;

¾ основные индикаторы развития отдельных поселений, класте­ров и отраслей экономики муниципального образования;

¾ основные индикаторы состояния рынка труда, рынка финан­сов и потребительского рынка;

¾ основные индикаторы развития социальной сферы муници­пального образования;

¾ сравнительные (относительно иных муниципальных образо­ваний) характеристики недостатков и преимуществ муниципаль­ного образования.

Второй. Внутренняя среда муниципального образования - ин­формационно-аналитический блок, содержащий:

¾ аналитические материалы, касающиеся внутренних противо­речий и условий, их порождающих, в экономическом и социаль­ном секторах муниципального образования, а также оценку воз­можного позитивного или негативного влияния выявленных про­тиворечий в плановый период;

¾ аналитические материалы, касающиеся внутренних по­тенциальных и действующих ресурсов (финансовых, трудо­вых, природных, культурных, рекреационных и т.д.), кото­рые могут быть вовлечены в развитие муниципального об­разования.

Для муниципальных районов, имеющих в своем соста­ве сельские и городские поселения, необходимо дополнитель­но дать информационно- аналитические материалы, касающие­ся внутренних противоречий и потенциальных возможностей района, обусловленных их многоуровневой структурой.

Третий. Внешняя среда муниципального образования - инфор­мационно-аналитический блок, содержащий:

¾ аналитические материалы, касающиеся внешних политичес­ких, экономических и социальных тенденций, которые могут ока­зать на развитие муниципального образования позитивные или негативные воздействия;

¾ аналитические материалы, касающиеся внешних потенциаль­ных и действующих ресурсов, которые могут быть вов­лечены в развитие муниципального образования.

Данный анализ является логическим завершением первого этапа предпла­новых работ, так как позволяет наиболее полно систематизиро­вать данные о потенциале развития экономики и социальной сфе­ры в муниципальном образовании, дает адекватное представле­ние о территории и возможностях решения проблем территории за счет внутренних резервов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Паспорт муниципального образования | Формирование SWOT-анализа муниципального образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.