КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и состав стратегического плана социально- экономического развития муниципального образования
Тема 6. Разработка стратегического плана социально- экономического развития муниципального образования 1. Сущность и состав стратегического плана социально- экономического развития муниципального образования 2. Структура стратегического плана социально- экономического развития муниципального образования
Специфика стратегического планирования как процесса предопределена тем, что одной из его главных задач является снижение неопределенности будущего. Между категориями «стратегия» и «концепция» прослеживается взаимосвязь части и целого. Концепция является более общим понятием по отношению к частному – к стратегии. Стратегический план социально-экономического развития муниципального образования является по своей сути и содержанию механизмом реализации стратегических целей, сформулированных в Концепции его развития. В связи с этим, данный раздел комплексной программы социально-экономического развития рекомендуется выполнять для муниципальных образований на уровне городских округов, муниципальных районов и крупных городских поселений. Стратегический план социально-экономического развития муниципального района, городского округа – краткий планово-прогнозный документ, включающий в себя: – стратегические цели и задачи по обеспечению конкурентоспособности муниципального образования в основных областях и сферах экономической и социальной жизни на прогнозируемый период; – соглашения, формализующие общественное согласие и стратегическое партнерство гражданского сообщества, бизнеса и власти в части реализации приоритетных функций муниципального образования на весь плановый период;
– систему мер, проектов, выполнение которых должно обеспечить создание благоприятных условий для реализации приоритетных функций муниципального образования; – сценарии развития инвестиционных и инновационных проектов, этапы реализации проектов и ресурсы, необходимые для достижения сформулированных в Концепции социально- экономического развития стратегических целей и задач. Отправным пунктом разработки стратегического плана является сформированная в Концепции социально- экономического развития система согласованных стратегических целей и приоритетов развития муниципального образования, а также инструментов и механизмов их реализации. Если с момента утверждения Концепции социально- экономического развития прошел длительный период времени, что часто встречается на практике, обязательным условием начала работ над стратегическим планом является актуализация аналитических данных, полученных на предыдущих этапах, и уточнение информационной модели текущего облика территории. Особое внимание на этапе разработки стратегического плана социально- экономического развития муниципального образования следует уделить вновь возникшим факторам воздействия со стороны внешней среды на муниципальное образование, как открытую экономическую и социальную систему. К таким факторам могут относиться: изменившаяся конъюнктура внутреннего и внешнего рынка, вновь вышедшие или вступившие в силу федеральные и региональные законы, федеральные и региональные целевые программы, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, определяющие политику страны, региона в промышленности, агропромышленном комплексе, финансовом, социальном, инвестиционном секторах, и т.д. Отличительной чертой стратегического плана в сравнении с планом долгосрочным является его направленность только на самое главное - обеспечение реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития муниципального образования. Он должен касаться только тех хозяйствующих субъектов, отраслей, кластеров, сфер социума, которые могут иметь определяющее значение для достижения сформулированной в Концепции стратегической цели.
Стратегический план формирует вектор направления развития муниципального образования, а долгосрочный план формирует механизм трансформации вектора направлений в конкретные планы действий. 2. Структура стратегического плана социально- экономического развития муниципального образования Как правило, стратегический план социально- экономического развития муниципального образования состоит из трех разделов. Первый раздел включает в себя заключительную часть Концепции социально- экономического развития муниципальногообразования, т. е. систему согласованных приоритетов его развития, составляющих стратегический выбор муниципального образования, и содержащую пакет локальных первоочередных, среднесрочных и долгосрочных целей и задач, а также (при необходимости) актуализированный анализ текущего состояния внутренней и внешней среды муниципального образования. Второй раздел содержит базовый сценарий реализации стратегических приоритетов муниципального образования, обеспечивающий наибольшую вероятность реализации стратегических целей и задач. Базовый сценарий выбирается на основе технико-экономического сравнения вероятных вариантов (сценариев) социально-экономического развития муниципальных образований. Выбор базового сценария развития муниципального образования производится с учетом оценки рисков и ресурсных возможностей муниципального образования. Основными требованиями к формированию сценариев являются: ¾ реалистичность; ¾ отсутствие антагонистических противоречий со стратегическими интересами субъекта Российской Федерации; ¾ минимизация использования бюджетных ресурсов и максимизация иных ресурсов, как внутренних, так и внешних, на всех временных периодах реализации стратегических приоритетов муниципального образования;
¾ наличие вариантов устойчивого материального обеспечения реализации сценариев; ¾ обоснованность траекторий развития событий при тех или иных условиях финансирования стратегических целей; ¾ согласованность со стратегическими интересами субъектов муниципального планирования и управления. Можно выделить следующие типы сценариев: Инерционный - сценарий, ориентированный на развитие муниципального образования под воздействием сложившихся на начало планового периода тенденций в рамках сформировавшейся ранее событийной траектории. Инерционный сценарий развития предполагает сохранение основных тенденций и трендов в будущем. Основой социально-экономического развития будут являться традиционные виды экономической деятельности муниципального образования. Инновационный - сценарий, ориентированный на траекторию развития муниципального образования, принципиально отличную от предпланового периода. Инновационный сценарий развития предусматривает существенные качественные изменения по основным индикаторам социально- экономического развития и предполагает активный поиск, создание, внедрение и распространение инноваций во всех сферах экономики муниципального образования. Переходный - сценарий, предполагающий наличие на определенных этапах как инерционных, так и инновационных траекторий развития муниципального образования. На первом этапе инерционного развития муниципального образования сохраняются общие тенденции социально-экономического развития (по основным индикаторам) при последовательном и непрерывном сглаживании негативных тенденций и усилении позитивных к концу периода. На данном этапе происходит формирование основы будущего инновационного развития муниципального образования посредством создания эффективной институциональной среды развития и благоприятных условий жизнедеятельности населения. Одним из приоритетов развития на данном этапе является закрепление положительных тенденций роста качества жизни населения. Значимым результатом этапа является создание условий активизации «точек роста» экономики муниципального образования.
Следующий этап: прорывного количественного роста – устранение негативных тенденций социально-экономического развития (качественный перелом ситуации), существенное улучшение качества жизни населения, закрепление институциональных условий инновационного развития муниципального образования. К концу этапа «точки роста» должны стать ключевыми в развитии муниципального образования и определяющими его социально- экономическое положение. По основным направлениям деятельности и развития муниципального образования - обеспечены устойчивые позитивные изменения. Третий этап переходного сценария - инновационный качественный рост - происходит фактический переход к функционированию и социально- экономическому развитию в институциональных условиях новой экономики, основанной на информации, инновациях и знаниях. Третий раздел стратегического плана социально- экономического развития должен содержать механизм реализации базового сценария стратегических приоритетов развития муниципального образования, в том числе: ¾ этапы реализации сценария; ¾ перечень нормативно-правовых актов, которые необходимо разработать и принять для правового обеспечения выбранной траектории развития событий; ¾ принципы, формы, методы и инструменты управленческого воздействия на процесс выбранного сценария реализации стратегических приоритетов развития муниципального образования; ¾ размеры и состав ресурсов, необходимых для реализации выбранного сценария стратегических приоритетов развития муниципального образования; ¾ предложения по финансированию реализации стратегических приоритетов муниципального образования за счет средств бюджетов всех уровней; ¾ основные принципы мониторинга реализации стратегических приоритетов муниципального образования.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |