КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сексуальные ритуалы
Один из традиционных сюжетов этнографии — обряды и ритуалы, часто включающие хирургические операции на половых органах, посредством которых общество оформляет наступление половой и социальной зрелости подростков. У одних народов мальчика подвергают обрезанию (удаление крайней плоти), у других -- субинцизии (подрезанию — вскрывается нижняя стенка уретры, в результате чего мужчины уже не могут мочиться стоя и делают это сидя, как женщины), у третьих (в Полинезии) - - суперинцизии (надрез верхней части крайней плоти без полного ее удаления). Медицински ориентированный здравый смысл объясняет эти операции гигиеническими соображениями (сперма, собираясь под крайней плотью, часто вызывает воспаление и т. п.). В родильных домах США обрезают большинство новорожденных мальчиков, не придавая этому никакого религиозного значения. Но такое объяснение неприменимо к субинцизии. Психологически ориентированный здравый смысл утверждает, что мучительные испытания, которые мальчик должен вынести с достоинством, проверяют и укрепляют его мужество. В этом тоже есть доля истины, но почему такие операции проводятся именно на гениталиях? Понять это вне системы культуры невозможно. Возьмем, к примеру, обрезание. Во всем мире обрезанными являются примерно одна четверть мужчин. У евреев и мусульман мальчиков обрезают вскоре после рождения — это обязательная часть религиозного ритуала. У некоторых народов Африки обрезанию подвергают мальчиков-подростков — это элемент пубертатных ритуалов. В США данную хирургическую операцию проводят просто из гигиенических соображений. Сегодня это вызывает острые споры. С одной стороны, журнал Population Reports сообщает новые данные о пользе обрезания для профилактики ВИЧ-инфекции. Согласно медицинской статистике, необрезанные мужчины заражаются СПИДом в 2—8 раз чаще, чем обрезанные. Обрезание предохраняет мужчин также от других ЗППП, включая сифилис, генитальный герпес и гонорею, уменьшает риск раковых заболеваний пениса и инфекций мочеиспускательного канала. Внутренняя поверхность крайней плоти содержит особые клетки, чрезвычайно чувствительные к ВИЧ и другим инфекциям. Кроме того, крайняя плоть нередко травмируется при половом акте, что облегчает проникновение инфекции. Однако само по себе обрезание не является гарантийным предохранением против СПИДа. Кроме того, оно эффективно только в том случае, если производится до 12 лет. Поэтому эксперты не считают возможным рекомендовать его массовое применение там, где это не принято.
С другой стороны, противники обрезания считают эту процедуру такой же варварской, как и вырезание клитора у девочек. На XVI Всемирном сексологическом конгрессе на эту тему развернулась острая дискуссия. С гигиенической точки зрения, регулярное мытье головки пениса под крайней плотью делает операцию обрезания ненужной. Кроме того, в крайней плоти содержится много нервных окончаний, ее удаление может снизить уровень сексуальной возбудимости мужчины. Похоже на то, что медицинское сообщество не склонно принимать эти опасения всерьез, однако спор продолжается. Проблема обрезания имеет также религиозно-этические и искусствоведческие аспекты. Христос, как все еврейские мальчики, подвергся ритуальному обрезанию. В некоторых католических храмах даже хранятся кусочки якобы Его крайней плоти (историки острили по поводу ее размеров: каковы они, если фрагментов хватило на столько церквей). Обрезание Христа является одним из священных религиозных сюжетов, его изображали многие великие художники (Мантенья, Содома, Тинторетто, Синьорелли, Гвидо Рени, Гверчино, Зурбаран, Рембрандт). В то же время обрезание — специфический признак иудаизма, от которого христиане всячески открещивались, в прямом и переносном смысле слова. Поэтому, хотя на картинах XV века Младенец обычно представлен нагим, с тщательно выписанным пенисом, он никогда не изображен обрезанным. Эта стыдливость распространялась и на библейских персонажей. Например, «Давид» Микеланджело изваян необрезанным, хотя художник прекрасно знал, что такого не могло быть. В антисемитской литературе из акта обрезания часто выводили «женственность» мужчин-евреев, в противоположность «мужественным» арийцам.
Инициация означает, что мальчик становится мужчиной, отсюда повышенное внимание к его мужскому естеству. Дальше начинаются споры. Одни ученые связывают генитальные операции с психическим развитием индивида. Например, 3. Фрейд считал обрезание символической заменой кастрации, направленной на предотвращение инцеста с матерью и сохранение сексуальных прав отца. М. Мид видит в обрезании средство психологического высвобождения мальчика из-под влияния матери, символический водораздел между детством, когда ребенок находится во власти женщин, и взрослостью, когда он вступает в мир мужчин. Другие этнографы объясняют мужские инициации необходимостью утверждения особого мужского статуса и поддержания групповой солидарности мужчин в противовес женскому началу. Недаром эти ритуалы особенно распространены в тех обществах, где происхождение определяется по отцовской линии и существуют замкнутые мужские союзы и тайные общества. Суровые обряды инициации мальчиков-подростков служат своего рода противовесом детской идентификации с противоположным полом. Удаляя крайнюю плоть, которая символически рассматривается как женский рудимент (подобно тому как клитор считается мужским рудиментом), взрослые мужчины «спасают» мальчика от гендерной неопределенности, и в этом смысле именно они, а не мать, делают его мужчиной. Женские инициации встречаются значительно реже мужских. М. Мид считает, что женщина не нуждается в искусственном социокультурном расчленении своего жизненного цикла, так как у нее есть для этого естественные биологические рубежи (начало менструаций, потеря девственности, рождение первого ребенка). Однако это связано и с социальной зависимостью женщин, развитию которых «мужская» культура уделяет меньше внимания.
У некоторых народов ритуал инициации девочек также включает весьма болезненные генитальные операции, например, выскабливание стенок влагалища до появления крови, хирургическое расширение входа во влагалище или, наоборот, зашивание его, чтобы снова открыть перед вступлением в брак, ритуальное рассечение девственной плевы, удаление (эксцизия) клитора или его части. Но с девочками такие операции проделывают значительно реже, чем с мальчиками. Может быть, формирование мужчины требует больших усилий не только со стороны природы, но и со стороны общества (вспомним принцип Адама)? Суровый обряд инициации призван подчеркнуть символическое отделение мальчика-подростка от матери, в чем девочка не нуждается. Но у некоторых народов (например у евреев) обрезание мальчиков не связано с инициацией и производится задолго до полового созревания. Кроме того, эти обряды распределены по миру крайне неравномерно. Интерпретация сексуальных символов - - дело трудное. Почему, например, мужчина, которому изменила жена, во многих языках называется рогоносцем, а к жене, которой изменяет муж, этот «титул» не применяется? На сей счет имеется 14 разных теорий (одна из них гласит, что «рога» – это два мужских члена в жизни прелюбодейки). Наряду с дифференциацией мужского и женского начал, во многих обрядах представлена тема андрогинии и перемены пола. Например, у древних австралийцев инициация мальчика включала его временное ритуальное превращение в женщину. У многих африканских народов (масаи, найди, нуба и др.) посвящаемых переодевали в женскую одежду, а у южноафриканской народности суто на инициируемых девочек надевали мужское платье. Ритуальное превращение юношей в женщин существовало у папуасов Новой Гвинеи, островитян пролива Торреса и т. д. Распространенный обычай ритуальной наготы инициируемых мальчиков в течение периода их сегрегации от женщин часто интерпретируется как знак асексуальности посвящаемого, который, прежде чем обрести определенный пол, проходит фазу обладания свойствами обоих полов. Символическая инверсия, переодевание мужчин в женскую одежду и обратно, характерна и для многих архаических праздников.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |