Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. Научно-теоретические основы гимнастики. Лекционный материл по дисциплине

Кострома

Лекционный материл по дисциплине

Методы обучения гимнастическим упражнениям.

Изучение гимнастических упражнений связано с использованием конкретных методов.

1. Словесный метод. Является универсальным на всех этапах обучения. Он может выражаться в форме беседы, объяснения, обсуждения, словесного сопровождения при выполнении упражнений. Следует отметить, что использование терминологии значительно облегчает процесс обучения между учеником и преподавателем.

2. Метод показа. Включает в себя живой показ преподавателя, возможен как акцентированный показ отдельных фаз или элементов, так и его целостная демонстрация.

3. Метод целостного разучивания упражнения. Применяется при обучении простым упражнениям, а также сложным, но с использованием физической помощи.

4. Метод расчлененного разучивания. Данный метод заключается в целесообразном выделении отдельных частей движения. Искусственное дробление упражнения, на части облегчает освоение наиболее технически сложных движений. Методы целостного и расчлененного разучивания упражнений являются ведущими методами для овладения основами техники движения и их совершенствования. Они тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

5. Метод изменения условия обучения. Этот метод направлен на совершенствование двигательного навыка. Он подразумевает создание специальных условий для выполнения упражнений (другой зал, выполнение без разминки и выполнение на фоне усталости).

6. Соревновательный и игровой метод. Этот метод основан на элементах соперничества учеников между собой. Повышение ответственности каждого за достигнутые результаты. Такие условия повышают эмоциональность обучения.


Учебное издание

 

 

«ГИМНАСТИКА»

По специальности 050720.65 (033100) «Физическая культура»

 

 

Составители Бочкова Лилия Мансуровна

Нуртдинов Сергей Максонович

 

Редактор и корректор

Компьютерный набор: Л. М. Бочкова

 

 

Подписано в печать 12.02.2007

Формат 60х90/16

Уч.-изд. л. 11,8

Тираж 500 экз.

Изд. № 38

 

Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова

156000, г. Кострома, ул. 1 Мая, 14

 


 


 

Гимнастика – исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической. Гимнастика – это система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического развития и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и др. Объём применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагрузку с учётом пола, возраста, уровня физической подготовленности. Существует несколько толкований понятия «гимнастика». Одни считают, что оно произошло от греческого слова гимнос – нагой (древние греки занимались физическими упражнениями обнаженными). В первом издании БСЭ происхождение понятия «гимнастика» связывается с греческим словом гимназо – упражняю. В третьем издании БСЭ это понятие получает дополнительное толкование: упражняю, тренирую, – что, с нашей точки зрения, более правильно отражает суть и назначение гимнастики.

Задачи гимнастики:

1. Оздоровительная – укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки.

2. Образовательная – обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики, формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, а через него и опытом эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, трудовым и др. Формирование организаторских и профессионально-прикладных умений и навыков. Развитие двигательных (мышечная сила, быстрота и др.) и психических (ощущения, восприятия, представления, внимание, память на движение и др.) способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.

3. Воспитательная – воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств и прежде всего, добросовестного, глубоко осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма, готовности к защите Родины.

Успешное решение перечисленных выше задач предусматривает разностороннее педагогическое воздействие на личность занимающегося в целом, на индивидуальные свойства, относящиеся ко всем ее подструктурам, и достигается специфическими для гимнастики средствами и методами.

Средствами гимнастики являются гимнастические упражнения, музыкальное сопровождение занятий, естественные силы природы, гигиенические процедуры, слова преподавателя, оказывающие психорегулирующее воздействие, и др.

Гимнастические упражнения отличаются от других видов физических упражнений тем, что не все они заимствованы из жизненной практики людей, как в игре, туризме и спорте. Большинство из них специально разработано для более целенаправленного и эффективного воздействия на отдельные органы и системы организма, психические и личностные свойства занимающихся, для обогащения их опытом – двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным и др. Комбинации из сложных гимнастических упражнений – прекрасное зрелище!

Гимнастические упражнения классифицируются в соответствии с педагогическими задачами и структурой двигательных действий на следующие основные группы.

1. Строевые упражнения – совместные действия в строю включая и одиночные. Они содействуют воспитанию организованности и дисциплины, приучают к совместным организованным действиям, формируют правильную осанку человека, делают его более подтянутым, ловким, стройным.

2. Общеразвивающие упражнения применяются для разносторонней физической подготовки, расширения функциональных возможностей организма и воспитания правильной осанки. С их помощью оказывается избирательное воздействие на отдельные группы мышц и весь двигательный аппарат в целом, облегчается процесс овладения разнообразными навыками. Общеразвивающие упражнения позволяют человеку овладевать такими двигательными умениями, которые он может использовать для построения двигательных действий любой сложности.

3. Вольные упражнения – комбинации различных гимнастических упражнений в соединении с элементами акробатики и хореографии. Такие комбинации составляются в соответствии с установленными требованиями. Основная цель композиций – совершенствование координационных способностей, воспитание чувства ритма и красоты движений. Вольные упражнения – эффективные средства формирования школы движений. Они могут выполняться без предметов (в спортивной гимнастике с различными предметами (в художественной гимнастике, в массовых гимнастических выступлениях и просто в учебных целях).

4. Прикладные упражнения – ходьба, бег, метания, лазанье, перелезание, преодоление препятствий, переползания, равновесия. С их помощью занимающиеся овладевают основными жизненно необходимыми навыками и умениями, учатся применять их в различной обстановке. Применяемые в комплексе прикладные упражнения – одно из действенных средств разностороннего физического развития.

5. Прыжки – хорошее средство совершенствования координационных способностей занимающихся. Они оказывают положительное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, в связи, с чем занимают в гимнастике важное место.

6. Упражнения на снарядах. Упражнения на коне, кольцах, брусьях, перекладине, брусьях разной высоты, гимнастическом бревне – наиболее характерные средства спортивной гимнастики. Основное их назначение – совершенствование координации движений. Непременное условие успешного овладения этими упражнениями – всесторонняя физическая подготовленность, а также высокий уровень развития специальных двигательных способностей, волевых качеств и вестибулярного аппарата. Конструктивные особенности самих снарядов и необычные условия опоры (преимущественно на руках) обусловливают значительную интенсивность этих упражнений.

Помимо указанных снарядов в гимнастике широко применяются снаряды массового типа (для одновременных занятий фронтальным, поточным и другими способами). К ним относятся: гимнастические стенки, шесты, канаты, лестницы, гимнастические скамейки, а также многокомплектные снаряды, позволяющие выполнять различные упражнения большими группами одновременно.

7. Акробатические упражнения объединяют акробатические прыжки и упражнения в балансировании, включая статические положения. Эти упражнения широко применяются на занятиях с различным контингентом для развития силы, ловкости, гибкости, быстроты реакции, ориентировки в пространстве, воспитания волевых качеств, особенно смелости и решительности, а также для тренировки вестибулярного аппарата.

8. Упражнения художественной гимнастики включают в себя самые разнообразные движения, в том числе и танцевальные. Они органически связаны с музыкальным сопровождением и содействуют эстетическому воспитанию занимающихся. Эти упражнения применяются в занятиях с женщинами.

При занятиях гимнастикой широко применяют разнообразные подвижные игры и спортивные эстафеты с целью совершенствования и закрепления многих важных навыков и умений, а также повышения эмоционального тонуса занимающихся.

Перечисленные основные средства гимнастики, учитывая их преимущественное воздействие, целесообразно объединить следующим образом:

а) упражнения, направленные на общее развитие физических качеств и двигательных способностей (строевые и общеразвивающие упражнения, гимнастические игры и эстафеты);

б) упражнения, направленные на формирование жизненно необходимых навыков и умений (при„{ладные упражнения, прыжки);

в) упражнения, направленные на интенсивное развитие и совершенствование двигательных способностей и волевых качеств (вольные упражнения, опорные прыжки, упражнения на снарядах, акробатические упражнения и упражнения художественной гимнастики).

Такое деление основных гимнастических упражнений облегчает их подбор для решения тех или иных педагогических задач.

Гимнастике присущ метод строго регламентированного упражнения и организации деятельности занимающихся на занятии по заранее разработанным преподавателем методическим указаниям и плану-конспекту. Им же создаются оптимальные условия для успешного овладения новыми упражнениями путем планирования их в соответствии с принципами дидактики; предусматривается эмоциональный фон занятий; активизируется воля, мыслительная и двигательная деятельность; формируется положительное отношение занимающихся к овладению изучаемыми упражнениями и к занятию в целом. Этот метод реализуется в следующих методических особенностях гимнастики:

1. Разностороннее воздействие на организм человека. С помощью гимнастических упражнений успешно совершенствуются функции всех органов человека, поэтому с помощью гимнастики можно успешно решать задачи общего физического развития и разностороннего совершенствования двигательных способностей человека.

2. Широкое использование различных движений, обеспечивающих всестороннее и гармоническое развитие функциональных систем организма и физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, выносливости).

3. Избирательное воздействие на организм человека. Подборка соответствующих упражнений, исходных положений и способов выполнения достигается локальное воздействие на определенную группу мышц, что способствует развитию необходимых двигательных качеств и позволяет успешно исправлять недостатки физического развития занимающихся.

4. Строгая регламентация учебного процесса и точное регулирование физической нагрузки. Организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач обучения с использованием при этом многообразных методических приемов. Это обеспечивает прогресс в развитии физических и других качеств. Путем изменения темпа и амплитуды движения, увеличением или уменьшением количества повторений, изменением исходных и конечных положений, варьированием последовательности выполнения упражнений, применением отягощении и амортизационных устройств можно успешно регулировать нагрузку в соответствии с подготовленностью занимающихся.

5. Возможность непрерывного усложнения и комбинирования упражнений. По мере овладения тем или иным упражнением обычно переходят к изучению более сложных его вариантов, соединяя трудные элементы, включая в комбинации новые движения и т. п. В этом случае изучаемый учебный материал получает новое качественное (и количественное) выражение. Применение одних и тех же упражнений для решения различных задач может осуществляться путем разнообразного методического оформления (направленной регламентации, использования игровой или соревновательной формы выполнения и т. д.).

В решении важнейших задач по реализации долгосрочной целевой программы по подъему массовости физической культуры и спорта одним из ведущих средств является гимнастика с ее практически неограниченными возможностями, обусловленными рядом факторов, и прежде всего огромным числом всевозможных упражнений.

Гимнастика в отечественной системе физического воспитания является самым доступным для широких масс населения средством и методом разностороннего физического, эстетического и нравственного воспитания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.