Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Менеджер: понятие, личные и деловые качества, функции

Лидерство менеджера.

Лекция №10

Раздел: Современный менеджер

5.1 Менеджер: понятие, личные и деловые качества, функции.

 

Менеджер - это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями при­нимать решения по определенным видам деятельности органи­зации, функционирующей в рыночных условиях. Менеджеры занимают различные позиции в организации (директор, руко­водитель группы, организатор определенного вида работ, на­чальник, заведующий и т.д.), решают далеко неодинаковые за­дачи, выполняют разные функции.

Организация не может существовать без менеджеров, так как они выполняют следующие функции:

• устанавливают связи между отдельными операциями в организации;

• обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;

• осуществляют руководство коллективом организации или подразделения;

• выступают в роли лидера, способного вести за собой
подчиненных, используя авторитет, высокий профессионализм и
положительные эмоции;

• разрабатывают стратегию деятельности организации;

• несут ответственность за результаты деятельности организации;

• обеспечивают интересы лиц или органов, которым
принадлежит организация;

• выполняют роль основного звена по связи организации с
внешним окружением (властью, партнерами и т.д.);

• создают коллектив и направляют его развитие в нужное
русло, воспитывают членов коллектива, обладая высокими нравственными качествами;

• выступают в роли инноватора, понимающего роль науки
в современных условиях, умеющего ценить и без промедления внедрять в производство (коммерцию) то или иное изобретение или ноу-хау;

• генерируют идею, находят в ней сильные и слабые стороны, стремятся заглянуть в суть проблемы, докопаться до истины;

• анализируют, оценивают сделанное, намечают и реали­зуют меры по улучшению положения дел;

• представляют организацию в различных мероприятиях.
Функции менеджера и ситуации, в которых они реализуют­ся, разнообразны, тем не менее можно выделить три основные.

Во-первых, менеджер определяет основные задачи органи­зации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки, при этом он несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения, но и решить­ся на то, чтобы повести руководимый им коллектив в определен­ном направлении.

Во-вторых, менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее и, наконец, разъясняет цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, зависит результат его работы.

В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотиви­рующего членов организации на достижение целей, координи­рующего их усилия, выступающего в качестве представителя организации. Он должен быть человеком, за которым люди го­товы идти.

Менеджеры составляют социальную прослойку, которая играет заметную роль в обществе. В основном менеджеры рабо­тают в частных компаниях. Признание их особой роли в управле­нии поставило вопрос об их профессиональном обособлении, специальной подготовке.

Профессионализм менеджера заключается прежде всего в овладении специальными знаниями и навыками в области орга­низации производства (коммерции) и управления, способности работать с людьми в различных сферах.

Причем раньше считалось, что для управления организа­цией необязательно быть специалистом в данной отрасли, дос­таточно знать технологию и технику управления, уметь рабо­тать с людьми.

В настоящее время в результате развития общественного производства такой подход подвергается критике, так как наем­ные менеджеры не идентифицируют себя с производством, цели фирмы не становятся их собственными целями. К тому же их подготовка в школах бизнеса часто не соответствует потребно­стям производства, а выпускники школ плохо адаптируются к его условиям. Поэтому в европейских и японских компаниях практи­куется, как правило, не приглашать управляющих со стороны, а «выращивать» их в самих фирмах. Тем не менее в компаниях ря­да государств, особенно США, еще распространена практика найма профессиональных управляющих.

По данным исследований, современный руководитель лишь на 15—20% должен быть специалистом в своей отрасли, прежде всего он должен быть организатором, психологом, социологом. Современные предприятия в большей степени нуждаются в спе­циалистах по социотехническим системам, где человек стоит в Центре внимания.

К менеджеру любого уровня предъявляется целый ряд тре­бований. Они должны обладать следующими основными качест­вами:

• наличие знаний и опыта в области управления совре­менной организацией;

• компетентность в вопросах состояния и развития той от­расли, к которой относится организация по виду и характеру дея­тельности (состояние исследований, техника, технология, конкуренция, динамика спроса на продукцию);

• владение навыками не только администрирования, но и
предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в
наиболее выгодных сферах применения;

• умение обосновывать и принимать компетентные решения в условиях высокой динамичности и неопределенности на
основе согласования с нижестоящими руководителями и работни­ками, распределять участие их в реализации принятых решений;

• наличие практического опыта и знаний в области анали­за экономической ситуации на основных рынках или их сегмен­тах, на которых уже работает или намеревается работать;

• высокая культура, честность, способность быть образ­цом во всем;

• умение анализировать деятельность и действия фирм-
конкурентов;

• способность и умение управлять ресурсами организа­ции;

• умение прогнозировать и планировать работу органи­зации;

• владение способами повышения эффективности управления и функционирования организации;

• решительность, энергичность, динамичность в решении
вопросов;

• умение строить отношения с людьми с учетом взаимосвязи формальной и неформальной структур;

• знания и проницательность (знание конкретных условий в организации, умение в них ориентироваться, быть прони­цательным и находчивым);

• умение оказывать самопомощь (помощь самому себе),
поддерживать себя за счет развития навыков управления в определенных условиях организации;

• умение предвидеть тенденции развития хозяйственной
конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регули­рования экономики в своей стране и в других странах, на рынках
которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции.

Менеджеры должны обладать организаторскими способно­стями, под которыми понимаются индивидуально-психологи­ческие особенности личности, позволяющие человеку овладевать методами организационной деятельности и успешно их реализо­вать. К организаторским способностям относятся:

• адаптационная мобильность, т.е. склонность к творче­ским формам деятельности, углублению знаний, инициативность, нетерпимость к консерватизму, готовность к обоснованному риску, стремление к нововведениям, самообладание, предприимчи­вость и др.;

• контактность, т.е. общительность, способность располагать к себе людей, умение выслушивать, понимать и убеждать людей, а также способность взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника;

• стрессоустойчивость, т.е. интеллектуальная и эмоцио­нальная защищенность в проблемных ситуациях, самообладание и трезвость мышления при принятии решений;

• доминантность, т.е. властность, честолюбие, стремление личной независимости, лидерству, самоуважение, волевой ха­рактер.

Важнейшим требованием к менеджеру любого уровня яв­ляется умение управлять людьми. Сюда относятся:

- знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их
способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;

- знание условий, связывающих предприятие и работни­ков; защита интересов тех и других на справедливой основе;

- психологическая компетентность менеджера;

- умение устранять неспособных с целью удержания
единства коллектива и обеспечения эффективности функционирования фирмы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эффективность управления | Стиль и имидж менеджера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.