Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизненный цикл инновации

 

Все экономические процессы, как и жизнь человека, протекают во времени, то есть имеют начало, движение вперед, остановку движения, то есть конец. Потребности и установки людей изменяются, по мере того как они переходят от одного этапа жизни к другому. Точно так же любые товары и услуги проходят через ряд стадий, которые в совокупности представляют собой некоторую разновидность жизненного цикла.

Цикл (греч. kyklos — круг) означает совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени.

Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит продуценту и/или продавцу прибыль или

другую реальную выгоду.

Продуцент (лат. producens — производящий) инновации — это производитель данной инновации.

Концепция жизненного цикла инновации имеет важное значение при планировании производства инноваций и при организации инновационного процесса.

Это значение проявляется в следующем.

1. Концепция жизненного цикла инновации вынуждает руководителя хозяйствующего субъекта и его маркетинговую службу анализировать хозяйственную деятельность как с позиции настоящего времени, так и с точки зрения перспектив ее развития, то есть с позиции будущего времени.

2. Концепция жизненного цикла инновации обосновывает необходимость систематической работы по планированию выпуска инноваций (поиск идеи, организация инновационного процесса, создание инновации, ее продвижение на рынке и диффузия), а также по приобретению инновации (изучение спроса, банковский маркетинг, бенчмаркинг).

3. Концепция жизненного цикла инновации является основой механизма анализа и планирования инновации. При анализе инновации можно установить, на какой стадии жизненного цикла находится эта инновация, какова ее ближайшая перспектива, когда начнется резкий спад и когда она закончит свое существование.

Планирование инновации можно осуществить на протяжении всего

жизненного цикла инновации. Указанная концепция позволяет всю деятельность по планированию инновации разделить на ряд элементов, а именно:

• исследование рынка;

• исследование рынка данной инновации по конкретному сектору

(активу) рынка;

· исследование самой инновации и продолжительности ее жизни;

· разработка инновации (се производство);

· политика цен;

· планирование рекламной компании;

· мероприятия по продвижению инновации;

· организация продажи (сбыта) инновации;

· диффузия инновации.

Все указанные выше составные элементы процесса планирования

инновации должны быть отрегулированы (скорректированы) в соответствии с их ролью на различных стадиях жизненного цикла. Целью этой корректировки является нахождение на каждой стадии жизненного цикла инновации оптимального соотношения составных элементов маркетинга, которое соответствовало бы конкретной ситуации на рынке.

Продуценту инновации приходится постоянно решать четыре проблемы.

1. Что надо сделать для расширения существующих и освоения новых рынков?

2. Что надо предпринять для разработки инновации?

3. Что надо сделать для внедрения инновации на рынке?

4. Как эффективно управлять инновацией?

Решения этих проблем создают основу для определения необходимого периода времени, материальных, финансовых, трудовых, информационных ресурсов. Увязка времени и ресурсов в единый процесс определяет значимость концепции жизненного цикла инновации для деятельности хозяйствующего субъекта.

Жизненные циклы инновации различаются по видам инноваций.

Эти различия затрагивают прежде всего общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности

развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество

стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной

инновации. Однако у каждой инновации можно определить «стержневую», то есть базовую, основу, жизненного цикла с четко выделенными стадиями.

Схемы жизненного цикла различные у продукта и у операции.

Общая схема жизненного цикла нового продукта приведена на рис. 9.

Жизненный цикл нового продукта состоит из семи стадий:

1) разработка нового продукта;

2) выход на рынок;

3) развитие рынка;

4) стабилизация рынка;

5) уменьшение рынка;

6) подъем рынка;

7) падение рынка.

Наиболее важной является первая стадия — стадия разработки нового продукта. Начало всегда определяет всю дальнейшую судьбу инновации. Вероятность дальнейшего успеха реализации нового продукта, его доходность, объем денежной выручки от его продажи

закладываются уже на этой стадии, то есть задолго до того, как продукт поступит на рынок. На этой стадии продуцент нового продукта организует инновационный процесс, то есть проводит работу по инициации, поиску идеи, технико-экономическому обоснованию и созданию нового продукта.

Продуцент финансирует все расходы по созданию нового продукта. Собственно говоря, на этой стадии происходит вложение капитала, возврат которого вместе с доходом будет происходить в последующих стадиях.

Стадия выхода на рынок показывает период внедрения нового продукта в хозяйственную деятельность покупателей. Эта стадия может охватить период внедрения продукта под воздействием рекламы в каком-либо отдельном регионе или на предприятии. Продукт начинает приносить продуценту или продавцу деньги через некоторое время после появления его на рынке. Продолжительность этой стадии зависит от интенсивности рекламы, от уровня инфляции, от наличия и эффективности работы торговых точек (пунктов по продаже новых продуктов). Именно на этой стадии продуцент или продавец располагает шансами получить наибольшие преимущества за счет высокой конкурентоспособности своего продукта, которая связана прежде всего с отсутствием конкурентов, с проведением рекламных и других организационно-торговых операций.

Стадия развития рынка связана с ростом объема продаж продукта на рынке. Продолжительность ее показывает время, в течение которого новый продукт активно продается и рынок достигает определенного предела насыщения этим продуктом.

Указанные две стадии, то есть стадия выхода на рынок и стадия развития рынка, связаны с продвижением и диффузией продукта. Поэтому на этих стадиях должны активно и в комплексе проводиться все операции по продвижению продукта и его диффузии.

Стадия стабилизации рынка означает, что рынок уже насыщен данным продуктом. Объем продажи его достиг какого-то определенного

предела и дальнейшего роста объема продажи уже не будет. На всей

продолжительности этой стадии объем продажи продукта относительно стабилен. Здесь активно действуют экономические законы (законы спроса и предложения). Продуцент или продавец никаких затрат капитала для поддержки стабильности продаж не осуществляет. На этой стадии велико действие инерции ранее сделанных рекламных мероприятий, а также психологических законов (куплю потому, что все покупают; куплю потому, что выгодно и т. д.).

Стадия уменьшения рынка — это стадия, на которой происходит спад сбыта продукта. Объем продажи его начинает уменьшаться. Однако на этой стадии еще существует спрос на данный продукт и, следовательно, существуют все объективные предпосылки к увеличению объема продажи продукта.

Стадия подъема рынка является логическим продолжением предыдущей стадии. Раз спрос на продукт существует, то надо обменять этот спрос на предложение по продукту. Поэтому продуцент или продавец начинает изучать условия спроса, менять свою кадровую и ценовую политику, применять различные формы и методы организации торговли (например, вводит бесплатную консультацию покупателя по месту его работы (жительства) при условии покупки продукта и др.), различные формы материального стимулирования продажи продукта как продавца (премии), так и покупателя (призы, выигрыши, скидки и т. п.), проводить дополнительные рекламные мероприятия, а также рекламную шумиху, рекламные трюки и т. п.

Все это позволяет продуценту или продавцу увеличить объем продажи и продолжительность жизненного цикла продукта на какой-то период времени. Однако падение объема продажи продукта уже крепко захвачено четко распространившейся тенденцией к снижению спроса на

этот продукт.

Поэтому объем продажи продукта уже не может возрасти до ранее

достигнутого предела насыщения финансового рынка. Практика показывает, что в зависимости от конкретного вида продукта и конкретной ситуации на рынке рост объема его продажи после дополнительных мероприятий не превышает 90-95 % ранее достигнутого объема продажи.

Стадия подъема рынка продолжается довольно короткое время. Эта стадия связана с уже четко наметившейся тенденцией к снижению спроса на данный продукт. Стадия подъема рынка переходит в последнюю стадию — стадию падения рынка.

Стадия падения рынка — это резкое снижение объема продажи продукта, то есть падение его до нуля. На этой стадии происходит полная реализация продукта или полное прекращение продажи продукта из-за его ненужности покупателям.

При рассмотрении жизненного цикла новой операции следует учитывать три момента.

1. Операция реализуется в форме законченного документа, описывающего всю процедуру выполнения данной операции. Этот момент отражает алгоритм операции.

Алгоритм операции (по латинской форме имени среднеазиатско-

го математика Аль-Хорезми Аlgorithum) представляет собой систему последовательных действий, применяемых по строго определенным правилам, приводящую к решению поставленной задачи.

2. Операции реализуются в двух направлениях:

• внутри хозяйствующего субъекта, разработавшего данную операцию;

• на рынке, путем продажи операции другим хозяйствующим субъектам.

Целью реализации операции внутри хозяйствующего субъекта является получение экономической выгоды в виде снижения времени на

проведение работы, высвобождения работников от ликвидации ненужной работы, экономии денежных средств и т. п.

Целью продажи операции на рынке другим хозяйствующим субъектам является получение денежных средств в форме выручки и

поднятие своего имиджа. При этом продуцент часто играет роль консультанта, а также выполняет заказы клиента на разработку той или иной операции.

Операции не патентуются, но представляют собой ноу-хау. Поэтому продуцент операции может потерять монополию па операцию, не продав ее на рынке. Кроме того, работники других хозяйствующих субъектов могут сами разработать эту операцию, опираяcь на какие-то элементы операции, взятые или украденные (промышленный шпионаж) у других хозяйствующих субъектов.

Общая схема жизненного цикла новой операции приведена на рис. 10.

Жизненный цикл новой операции включает в себя четыре стадии:

1) разработка новой операции и ее оформление в виде документа;

2) реализация операции;

3) стабилизация рынка;

4) падение рынка.

Стадия разработки процедуры операции и оформления ее в виде

документа связана с организацией инновационного процесса. Здесь осуществляется работа по инициации, но поиску идеи, по разработке

всего алгоритма финансовой операции, по созданию документа (инструкции, методических указаний и т. и.). На этой же стадии осуществляется финансирование продуцентом всех затрат по разработке операции.

Стадия реализации операции связана с ее внедрением внутри хозяйствующего субъекта или с ее реализацией на рынке. На этой стадии активно действует механизм продвижения и диффузии инновации.

Стадия стабилизации рынка показывает насыщение рынка данной

операцией и переходит в стадию падения рынка, когда объем продажи

операции начинает резко уменьшаться вплоть до полного прекращения

продажи.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мотивация покупки инноваций | Поисковый прогноз
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.