Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика «экологических предпочтений» при выборе строительных материалов

Все материалы, представленные сегодня на рынке строительной продукции, могут быть классифицированы по экологическим свойствам. Материалу, подобно экологической марке, может быть присвоен класс экологического качества после процедуры экологической оценки его свойств по жизненному циклу. Обычно строительным материалам, минимально нагружающим окружающую среду и не содержащим в своем составе опасных веществ, присваивается 1-й класс экологического качества. В случае, если нагрузки на окружающую среду средние, материалу может быть присвоен 2-й или 3-й класс. Материалы с высокими показателями нагрузок и содержащие в своем составе вредные для здоровья вещества считаются неэкологичными, и их стараются вообще не применять в жилищном строительстве. Использование такой классификации облегчает выбор материалов и для нового строительства, и для реставрации.

За рубежом появились базы данных с информацией о классах экологического качества строительных материалов в виде справочных информационных карточек. Эти карточки обновляются по мере получения новых знаний по экологическим свойствам СМ и появления новой строительной продукции.

Так, например, представленная на рис. 3.6. система рядов демонстрирует один из вариантов такой информационной карточки.

Представленный вариант классификации материалов по экологическим свойствам взят из каталога экологического выбора материалов для нового строительства и реконструкции (Справочный каталог. Нидерланды, ноябрь 1993, ISBN 90-5239-095-9).

Представленная система рядов с указанием класса (1, 2, 3) экологического качества определяет «экологические предпочтения» при применении материалов перечня функциональных назначений. В крайнем правом ряду рис. 3.6. нет цифры и стоит знак «избегать применения».

 

Рис. 3.6. Система рядов «экологических предпочтений» для выбора материалов

В карточку могут быть внесены экологические марки (пиктограммы) для быстрой ориентации в свойствах СМ и показателях их назначения. Например, представленная на рис. 3.6 пиктограмма отражает, что материалы предназначены для штукатурных работ.

Такой вариант классификационного экологического анализа получил название системы «экологических предпочтений», или системы «экологических преимуществ». Алгоритм методики выбора материала методом «экологического предпочтения» можно представить рядом последовательных действий, являющихся логическим продолжением методической системы экологической оценки СМ по ЖЦ. Он включает следующие этапы:

• выбор по каталогам строительной продукции материалов, которые могут быть использованы по одному назначению (чем больше видов материалов, тем больше вариантность выбора);

• материалы оценивают по ЖЦ, классифицируют и располагают в ряд по убыванию экологического предпочтения к применению — подобно тому, как это представлено на рис. 3.6. При этом обязательно следует как можно полнее учесть возможные негативные влияния сравниваемых материалов на окружающую среду и человека;

• основная информация, по которой присваивается тот или иной класс экологического качества, переносится в сводную таблицу (табл. 3.12), названную «информационной карточкой экологического выбора СМ»;

• текстовая часть «карточки» должна быть представлена четырьмя информационными «окнами» и обязательно содержать следующие разделы: «Экологическое предпочтение»: дается обоснование «предпочтению 1» и описание последовательности выбора материалов (объясняется последовательность 1, 2 и 3-го предпочтений);

«Избегать применения»: описываются негативные экологические эффекты, способы их снижения, объясняется, почему не рекомендуется использовать данный материал;

«Основной комплект»: отмечается степень обеспеченности рынка предпочтительными материалами;

«Примечание»: можно указать марки товарной продукции этих видов материалов (отечественные и зарубежные) или др. информацию.

Таблица 3.12

Информационная карточка экологического выбора СМВиды работ: штукатурные работы внутри помещений

СМ для выравнивания стен

вид СМ

 

предпочтение 1 предпочтение 2 предпочтение 3 избегать

сульфогипс (химический гипс) известковый раствор гипс (из природного сырья) фосфогипс (химический)

экологические предпочтения Для штукатурных работ внутри помещения первое предпочтение имеет сульфогипс, т.к. является вторичным продуктом, не содержит вредных примесей и не радиоактивен, а его применение позволяет одновременно решить экологические проблемы, связанные с добычей природного гипса (например, не допустить истощения природного сырья) и накапливанием отходов; для производства сульфогипса требуется меньше энергии, чем для других материалов, например, известкового раствора и строительного гипса

избегать Фосфогипс — отход (побочный продукт) при производстве минеральных удобрений, однако он содержит радиоактивные примеси (стронций), что затрудняет его переработку и делает опасным применение. Слой штукатурки имеет ограниченную толщину, поэтому риск излучения меньше, чем при применении плит или блоков. Несмотря на это, рекомендуется избегать применения фосфогипса даже в штукатурке

основной комплект В основной комплект экологических предпочтений в РФ входят известковый раствор и строительный гипс. Они широко представлены на рынке, их поставки неограничены. По всей вероятности, вскоре и сульфогипс будет поставляться широко, так как на ТЭС внедряются системы очистки дымовых газов от SO2, и остаточным продуктом работы очистных установок будет химический гипс — сульфогипс

примечание Внимание! Некоторые фирмы выпускают строительные материалы из фосфогипса. Следовательно, целесообразна проверка этих СМ на радиационную безопасность

 

Экологически целесообразный выбор материалов определяет не только долговечность зданий и сооружений, но и реальную перспективу экологической комфортности и гарантированной безопасности для здоровья человека, среды внутри помещений и сохранение экологической устойчивости окружающей природной среды для «экологического здоровья» нашей планеты.

Основными принципами выбора строительных материалов методом экологического предпочтения считаются следующие:

• думать глобально;

• выбирать вариантно;

• использовать только материалы, безопасные для человека;

• предпочтительно использовать материалы, минимально нагружающие окружающую среду;

• использовать материалы строго по показателям их назначения;

• использовать долговечные материалы;

• использовать полифункциональные материалы;

• использовать только качественные материалы;

• использовать ресурсо- и энергосберегающие материалы;

• использовать экономно, избегая отходов;

• использовать материалы из возобновляемого сырья;

• использовать ремонтнопригодные и легко заменяемые материалы;

• использовать материалы, легко сортируемые после окончания срока их использования;

• использовать материалы, которые будут в конце их ЖЦ пригодны для повторного использования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экологическая маркировка строительных материалов | Основные критерии безопасности и характеристики для оценки влияния строительных материалов на здоровье человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.