Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизненный цикл товара

Отличительные черты услуг и их маркетинговое значение

Услуги обладают четырьмя основными характеристиками, которые в значительной степени влияют на разработку маркетинговых программ;

ü Неосязаемость;

ü Неотделимость;

ü Непостоянство;

ü Невозможность хранения.

Неосязаемость; в отличие от материальных товаров их нельзя увидеть, попробовать, почувствовать, услышать или уловить их запах до тех пор, пока они не будут приобретены.

Стремясь уменьшить неопределенность, покупатели анализируют внешние признаки или очевидность качества услуги. Они получают представление об уровне обслуживания по расположению офиса, интерьеру, оборудованию, персоналу продавца услуги, предоставляемой информации, символами и цене.

Неотделимость; услуги в отличие от материальных товаров, которые производятся, хранятся на складе, распространяются через многочисленных посредников, обычно предоставляются и потребляются одновременно. Т.к. клиент – непосредственный участник процесса обслуживания, то взаимодействие продавца услуги и потребителя – отличительная характеристика услуги как товара.

Ограниченность времени продавца приводит к появлению стратегий, повышающих эффективность его использования. В частности, продавец услуги может работать на более крупную аудиторию.

Непостоянство; качество однотипных услуг колеблется в весьма широких пределах, в зависимостиот того, кто их предоставляет, когда и где. Тренер детских, главный тренер сборной команды, специалисты широкого профиля. Понимая это, покупатели часто обращаются к нескольким продавцам услуг, прежде чем выберут одного из них.

Повышение качества услуг предполагает прохождение компанией трех ступеней.

Первая – подбор персонала и его обучение.

Вторая – стандартизация процесса предоставления услуг в организации.

Третья – контроль степени удовлетворения клиентов обслуживанием с помощью системы анализа жалоб и предложений, изучения клиентов фирмы. Сравнения качества услуг конкурентов с качеством собственных услуг.

Невозможность хранения. Услуги несохраняемы. Невозможность хранения услуг не имеет значения в условиях устойчивого спроса, когда определение численности обслуживаемых клиентов не представляет проблем. Сложности возникают при существенных колебаниях спроса на предлагаемые услуги.

Товар, попав на рынок, живет своей особой жизнь, называемой в маркетинге ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА. У различных товаров разный жизненный цикл. Суть ее состоит в том, что товар живет на рынке определенное время (от нескольких дней до десятков лет), рано или поздно он вытесняется с рынка другими товаром. Время существования товара на рынке и есть его жизненный цикл. Жизненный цикл товара включает в себя несколько этапов (стадий).

Жизненный цикл товара характеризуется колебаниями объема продаж (сбыта) и прибыльностью от его продажи во времени. Продолжительность самого жизненного цикла товара, количество стадий, их продолжительность не для всех товаров являются одинаковыми.

Большинство товаров, представленных на рынке, переживают типичный (традиционный) жизненный цикл. Кривая традиционного жизненного цикла товар характеризует не долговременным продвижением и ростом сбыта, достаточно продолжительным периодом зрелости и длительным спадом, который может длиться годы.

Этапы ЖЦТ:

1. Этап разработки товара – задача маркетинга – изучить нуждается ли потребитель в данном продукте, что собой представляет потенциальный потребитель, на какой рынок можно рассчитывать при реализации замысла. Это этап трат и возможных будущих доходов.

2. Этап внедрения – период медленного роста сбыта по мере выхода товара на рынок. В связи с большими затратами по выведению товара прибылей на этом этапе еще нет (если есть, то совсем незначительные).

3. Этап роста – товар получил признание, спрос на товар растет, предприятие начинает получать значительную прибыль.

4. Этап зрелости – период замедления темпов сбыта в связи с тем, что товар уже добился восприятия большинством потенциальных покупателей. Рынок насыщен, спрос стал массовым, покупки повторные. Прибыли стабилизируются или снижаются, в связи с ростом затрат на защиту товаров от конкурентов. Становится острее конкуренция в области цен аналогичных товаров, появляются оригинальные разработки конкурентов. Для удержания конкурентных позиций требуются улучшенные варианты товара, что в большинстве случае отвлекает значительные средства и приводит к сокращению прибыли.

Необходим поиск дополнительных рынков для нового товара и новых пользователей. Ведется работа по нахождению способов более разнообразного использования товара и новых сфер применения.

5. Этап упадка – это период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибылей. Этому способствует успешная деятельность конкурентов, изменения в технологии, смена предпочтений потребителей. В качестве примера товаров, прошедших обычный цикл, можно привести дезодорант, телефоны с наборным диском.

Благополучие предприятия обеспечивается надежно только тогда, когда жизненные циклы различных товаров, выпускаемых им, перекрывают друг друга. Это означает, что еще до момента насыщения рынка одним товаром на рынок должен быть введен уже следующий новый товар.

Тема: «Рынок физкультурно-спортивных услуг и его сегментация»

Рынок образуют все потенциальные потребители с определенными нуждами или потребностями, для удовлетворения которых они желают и способны принять участие в обмене.

Потребительский рынок – отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления.

Рынок предприятий – это совокупность лиц и организаций, закупающих товары для использования их в дальнейшем производстве, для перепродажи или перераспределения.

Рынок товаров промышленного назначения состоит из лиц и организаций, закупающих товары и услуги, с целью увеличения сбыта, сокращения издержек производства.

Рынок государственных учреждений имеет огромную емкость. Товары и услуги приобретаются для целей образования и др. социальных нужд.

Рынок промежуточных продавцов – совокупность лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

Размер рынка зависит от числа людей, испытывающих определенные нужды и потребности и располагающие ресурсами, в которых заинтересованы другие индивиды, желающие и имеющие возможность предложить их в обмен.

Емкость рынка – объем товара (в стоимостном выражении или в физических единицах), который может быть реализован на данном рынке обычно за год.

Емкость рынка и тенденции ее изменения должны учитывать производители при выходе на соответствующий рынок. Нет смысла выходить на исследуемый рынок, если емкость его невелика или она станет таковой в ближайшем будущем (соизмерить ресурсы и емкость рынка).

При определении емкости рынка потребительских товаров анализируются:

1. Уровень текущих доходов населения

2. Наличие сбережений

3. Уровень текущих цен

4. Факторы, определяющие покупательский спрос населения

Основные факторы, оказывающие влияние на спрос:

1. Цены на товары-заменители

2. Цены на дополнительные товары

3. Мода, вкусы и предпочтения покупателей

4. Реклама

5. Сезонные изменения в спросе

6. Ожидания покупателей

Также важной характеристикой рынка является соотношение между предложением и спросом на данный товар. С учетом этого фактора определяют рынок продавца и рынок покупателя.

Сегментирование рынка

Любая фирма осознает, что ее товары или услуги не могут понравиться сразу всем покупателям, что она не в силах обслужить всех без исключения клиентов. Потребителей слишком много, а их желания и потребности подчас диаметрально противоположны. Не стоит пытаться завевать сразу весь рынок, разумнее охватить только ту его часть, которая наилучшим образом соответствует сильным сторонам компании.

В маркетинге выделяют несколько вариантов охвата рынка:

1. Массовый (недифференцированный) маркетинг – производитель организует массовое производство, массовый сбыт и продвижение на рынок одного товара для всех без исключения покупателей. (В настоящее время происходит интенсивнее расслоение рынка, что крайне затрудняет эффективное использование массового маркетинга). Если один и тот же продукт предлагается всем сегментам рынка сразу, то потребности некоторых из них не будут полностью удовлетворены, а значит, при таком подходе часть ресурсов будет потрачена впустую.

2. Дифференцированный маркетинг – производитель предлагает рынку два или несколько товаров разного качества, с неодинаковым оформлением, упаковкой и расфасовкой.

3. Целевой маркетинг – производитель выявляет основные сегменты рынка, выбирает один или несколько и только тогда, ориентируясь на конкретный сегмент, разрабатывает продукт и комплекс маркетинговых воздействий. Целевой маркетинг позволяет привести в соответствие ресурсы компании и интересы групп потребителей.

Целевой маркетинг проводится в три этапа:

1. Сегментирование рынка – это процесс определения различных групп потребителей, составляющих данный рынок, которым можно предложить разные продукты или сделать отдельные маркетинговые предложения.

Сегментирование рынка является важным фактором в укреплении конкурентных позиций фирмы. Если фирма предлагает один продукт для всех, аналогичный товару конкурентов, то, весьма вероятно, ее прибыли будут снижаться, а на рынке сложится ситуация, при которой побеждает производитель с наименьшими затратами.

2. Выбор целевых сегментов рынка – оценка привлекательности каждого и выбор одного или нескольких сегментов рынка, на которые будет ориентирована маркетинговая деятельность компании.

3. Позиционирование товара на рынке – доведение до потребителей информации об основных благах, которые может принести продукт.

Точных правил сегментации не существует – каждый производитель в зависимости от товара и иных обстоятельств вырабатывает собственную стратегию.

Основные критерии, используемые при сегментировании потребительских рынков:

Критерии Параметры
Географические признаки: Регион, город, плотность, климат
Демографические признаки Возраст, размер семьи, жизненный цикл семьи, пол, уровень доходов, род занятий, образование, религиозные убеждения, раса, поколение, национальность
Психографические признаки Образ жизни, особенности личности
Поведенческие признаки Повод для совершения покупки, искомые выгоды, интенсивность потребления, статус пользователя, степень лояльности. Степень готовности к покупке, отношение к товару.

Эти переменные могут быть использованы как по отдельности, так и в сочетании другу с другом.

 

Тема: Распределение товара на рынок

Распределение товара на рынок – это постоянная реализация мероприятий по обеспечению продажи выпущенного производителем товара и его перемещение до конечного потребителя.

Произведенная продукция достигает конечного потребителя, минуя одного или нескольких посредников.

Канал распределения – это совокупность всех посредников, участвующих в процессе доведения товара от производителя до потребителя.

В качестве посредников могут выступать как юридические, так и физические лица, при этом в процессе доведения товара может неоднократно меняться собственник товара.

Характеристики канала распределения:

Длина (протяженность) канала – зависимая от числа уровней канала

Ширина канала – характеризуемая числом независимых участников распределения на отдельных уровнях распределительной цепочки

Формы сбыта:

Прямой сбыт – продажа, производителем товара, не прибегая к услугам каких бы то ни было посредников.

Косвенный сбыт – продажа товара с помощью посредников, независимо от их числа и выполняемой ими роли.

Уровни каналов распределения:

Одна из важнейших характеристик канала распределения – это число его уровней. При этом как уровень канала распределения рассматривается любой посредник, принимающий, участие в передаче товара и права собственности на него от производителя потребителю.

Канал нулевого уровня имеет место в случаях, когда производитель продукции сам вступает в непосредственные отношения с покупателями, не прибегая к услугам посредников.

Одноуровневый канал предполагает наличие одного посредника в лице розничного торговца, который продает товар непосредственно потребителю

Двухуровневый канал между производителем и потребителем предполагает наличие двух посредников, т.е. оптового и розничного торговцев.

Трехуровневый канал допускает наличие между производителем и потребителем трех посредников, чаще всего двух оптовых и одного розничного торговца.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Услуги | Методы конкуренции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.