Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль государства в регулировании вопросов ценообразования

Факторы, влияющие на свободу предприятий в области ценообразования

Важным этапом ценообразования является определения границ свободы предприятия в установлении цен на свои товары. Уровень свободы определяется внешними по отношению к предприятию факторами. К ним относятся:

1. Рыночная среда, которая, прежде всего, зависит от типа рынка, от уровня конкуренции на нем, а также от положения фирмы на рынке, которая может быть лидером, или аутсайдером на рынке.

2. Государство, устанавливающее уровень свободы предприятия в области ценообразования.

3. Поставщики материальных ресурсов, определяющие цену на "входе" производственного процесса. Увеличение цен поставщиков приводит к тому, что фирма производитель товара может выбрать три возможных решения:

  • выбор других поставщиков, у которых цены находятся на более низком уровне, если поставщики не являются монополистами;
  • снижение других составных частей своих издержек (заработной платы, затрат на материалы, электроэнергию и другие статьи);
  • повышение цены, перекладывая возросшие издержки на потребителей.

4. Участники канала товародвижения, к которым относятся оптовая и розничная торговля, а также фирмы, предоставляющие транспортные и складские услуги. Каждая из них увеличивает цену товара, поэтому фирма-производитель должна учитывать это, устанавливая свою цену на товар.

5. Потребители, влияющие на цену через уровень потребительского спроса.

Особенно значительная роль в ограничении свободы фирмы в установлении рыночной цены принадлежит государству. Можно выделить три степени такого ограничения.

1. Государство фиксирует цены предприятий. При этом оно может поступать тремя способами:

  • вводя государственные прейскурантные цены. При этом государственными органами ценообразования, а также министерствами и ведомствами издается официальный сборник цен и тарифов на товары и услуги - государственный прейскурант. Различают ситуацию, когда практически все цены являются прейскурантными (советская экономика до 1987 года) и ситуацию, когда только небольшая часть охвачена жестким контролем. Обычно государство устанавливает прейскурантные цены на те товары, которые образуют каркас системы цен: уголь, нефть, газ, электроэнергию, услуги транспорта, жилищно-коммунальные услуги. Экономика страны весьма чувствительна к колебанию цен. Поэтому, фиксируя на определенном уровне эти цены, государство оказывает воздействие на всю систему цен. Если государство устанавливает прейскурантные цены, то это приводит к двум очень важным последствиям: увеличение спроса на такие товары приводит к дефициту; возможность установления ценовых диспропорций, к чему приводит практика установления ценовых дотаций, необходимых в случае, если установленные государством оптовые цены, выше розничных;
  • "замораживая " свободные рыночные цены. Практика показала, что эффективно лишь краткосрочное замораживание цен для восстановления ценовых пропорций н подавления всплеска инфляции, особенно на товары, образующие каркас системы цен;
  • фиксированные цены фирмы монополиста или предприятия, занимающего доминирующее положение на рынке и злоупотребляющего этим. Доминирующее положение - это положение, которое дает предприятию возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим предприятиям или иным способом ограничивать свободу их деятельности. В РФ такими предприятиями считаются те, чья доля на рынке определенного товара составляет более 35 процентов.

2. Государство регулирует цены следующими способами:

  • устанавливая предельный уровень на отдельные товары;
  • устанавливая предельные надбавки или коэффициенты к фиксированным прейскурантным ценам;
  • регламентируя основные параметры, определяющие уровень цен: величину прибыли производителя, наценки посредников, величину косвенных налогов, которыми облагаются товары;
  • устанавливая предельный уровень разового повышения цен на конкретный товар;
  • устанавливая строгий государственный контроль цен монополистов;
  • устанавливая цены государственным предприятиям, которые на рынке выступают наравне с предприятиями других форм собственности.

3. При условии использования на рынке свободных цен роль государства сводится к установлению "правил игры", то есть государством устанавливается ряд запретов, ограждающих участников рынка от недобросовестной конкуренции:

  • на горизонтальное фиксирование цен - это запрет на соглашение в двух и более конкурирующих предприятий о поддержании цен на определенном уровне. По российскому законодательству этот запрет вступает в силу только в том случае, если предприятия, заключившие такое соглашение, смогут занять доминирующее положение (более 35% рынка);
  • на вертикальное фиксирование цен - это запрет производителям навязывать спои цены поставщикам и торговле. Для защиты от данного запрета производитель может использовать следующие способы: организовать собственную сеть, на которую данный запрет не распространяется; продавать товар на условиях консигнации, когда производитель передает товар в торговлю на реализацию, оставаясь при этом собственником товара до момента продажи его торговцем и имея возможность влиять на розничную цену товара; производитель может нанести цену на товар до продажи его продавцу;
  • на ценовую дискриминацию - это запрет на навязывание контрактов купли-продажи с нагрузкой и контрактов, требующих покупок только у данной фирмы;
  • на демпинг, то есть продажу товара по цене ниже себестоимости с целью устранения конкурентов. Обычно он определяется лидерами отрасли с целью вытеснения с рынка конкурентов;
  • на недобросовестную ценовую рекламу, когда рекламируется снижение цены, но первоначальная цена не предлагалась потребителям на регулярной основе, или потребителей завлекают рекламой товара по чрезвычайно низким ценам, а потом говорят, что товар этот уже продан и предлагают покупателям купить другой товар; но уже по нормальным рыночным ценам.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные типы рынка и особенности ценообразования на них | Оценка издержек производства и обращения товаров
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.