Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Корректировка цены на основе изучения эластичности спроса

 

В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, то есть чем выше цена, тем ниже спрос. И соответственно, чем ниже цена, тем выше спрос.

Спрос может быть эластичным и неэластичным по цене. Эластичность спроса по цене – это степень чувствительности спроса на товар к изменению цены на этот товар.

Так как зависимость спроса от цены обратно пропорциональная, то эластичность спроса по цене отрицательна.

На рисунке 6.2 изображены графики спроса, которые имеют различную эластичность по цене.

 

 

Q

 

 

(Кэ=0)

 

Рисунок 6.2 – Графики спроса с различной эластичностью по цене

 

На рисунке изображены следующие графики:

  1. э=0) Спрос абсолютно не чувствителен к цене. Как бы продавец не изменял цену, объем спроса будет оставаться постоянным. Такой спрос называется абсолютно эластичным. Он характерен для рынка чистой монополии, то есть при отсутствии на рынке конкурентов.
  2. э= -) Спрос абсолютно чувствителен к изменению цены, поэтому он называется абсолютно эластичным. Он характерен для рынка чистой конкуренции, то есть при наличии на рынке большого числа конкурентов.
  3. э=1) При увеличении (уменьшении) цены товара на 1% спрос уменьшается (увеличивается) ровно на 1%. Такой спрос называется единичным (унитарным).
  4. э<-1) Спрос эластичен, при увеличении (уменьшении) цены товара на 1 % объем спроса уменьшится (увеличится) более чем на 1%.
  5. (-1<Кэ< 0) Спрос не эластичен, так как при увеличении (уменьшении) цены товара на 1% объем спроса уменьшается (увеличивается) менее чем на 1%.

Значение коэффициента эластичности зависит от следующих факторов:

1. Наличие товаров-конкурентов и товаров заменителей, Чем больше товаров- конкурентов и товаров-заменителей и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар.

2. От разнообразия возможного использования товара. Чем они больше, тем выше эластичность спроса на него.

3. От уровня необходимости покупки товара. Чем острее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на этот товар.

4. От уровня дефицита на товары. Чем более не доступен товар, тем ниже эластичность на этот товар.

Степень выгодности изменения цены при эластичном и неэластичном спросе на товар приведена в таблице 6.8.

Таблица 6.8 –Степень выгодности изменения цены при эластичном и неэластичном спросе

Изменение цены Спрос
Эластичный Неэластичный
Рост невыгодно Выгодно
Снижение выгодно невыгодно

Для определения эластичности спроса товара по цене могут быть использованы:

- экспертный метод, основанный на выявлении мнения покупателей в возможном объеме покупки товара при различных уровнях цен;

- метод корреляционно-регрессионного анализа, проведенного по данным о фактическом объеме продаж, полученных при разном уровне цены.

Возможный механизм изучения эластичности спроса по цене с помощью корреляционно-регрессионного анализа рассмотрим на примере.

Предприятие осуществляет производство и продажу товара через сеть фирменных магазинов. Данные о цене товара и объеме проданных товаров в среднем за сутки в одном из географических сегментов рынка, приведены в таблице 6.9.

Таблица 6.9 – Данные о цене и объеме проданных товаров в среднем за сутки

Цена единицы товара, тыс. ден. ед. (Х) Объем продажи товара в среднем за сутки, ед.(у)
3,00  
3,05  
3,10  
3,15  
3,20  
3,25  
3,30  
3,35  
3,40  
3,45  
3,50  

НЕОБХОДИМО:

  1. Проанализировать существующую зависимость между объемом продажи товара и уровнем его цены.
  2. Определить коэффициент эластичности между ценой и объемом продажи товара.
  3. Определить тесноту связи между ценой и объемом продажи товара.

Р е ш е н и е:

На основании данных таблицы 6.9 графически изобразим объем продажи

товара при различном уровне цен (рисунок 6.3).

 

 

Q, ед              

 


3 3,05 3,10 3,15 3,20 3,25 3,30 3,35 3,40 3,45 3,50 Yтыс.д.е

 

Рисунок 6.3 – Объем продаж товара при различном уровне цен

Данный рисунок показывает, что для зависимости может быть использовано уравнение прямой линии:

(6.8)

Для расчета значений ао и а1 составим вспомогательную таблицу 6.10.

Таблица 6.10- Вспомогательная таблица для расчета значений ао и а1

№ п/п Цена единицы товара, тыс. ден.ед. (Х) Объем продажи товара в среднем за сутки, штук (У) ХУ Х2 У2 Ух
  3,00         48,1
  3,05     9,3   44,6
  3,10   139,5 9,6   41,1
  3,15     9,9   37,6
  3,20     10,2   34,2
  3,25   84,5 10,5   30,7
  3,30   89,1 10,8   27,2
  3,35     11,2   23,7
  3,40   78,2 1,5   20,2
  3,45   65,5 11,9   16,8
  3,50   45,5 12,2   13,3
Итого 35,75   1079,3 116,4   338,0
Среднее 3,25 30,78        

 

Значение коэффициента а1 определяется по формуле:

(6.9)

Используя данные таблицы:

а1=(11 х 1079,3 – 35,75 х 338):(11 х 116,4 – (35,75)2)= - 69,64 ед.

Это число показывает теоретическую величину падения объема продаж при увеличении цены на единицу стоимости.

Коэффициент а0 для средних значений можно определить по формуле:

(6.10)

 

Используя данные таблицы 6.10, определяем:

а0 =30,78 +69,64 х 3,25 = 257,05 ед.

 

Это число показывает теоретически возможный объем продаж при минимальной цене.

Тогда теоретическое уравнение зависимости объема продаж от цены примет вид:

Ух= 257,05-69,64 х Х

Расчет значений Ух приведен в таблице 6.10 (столбец 7).

 

2.Коэффициент эластичности рассчитывается по формуле:

(6.11)

 

Таким образом, коэффициент равен:

Кэ =-69,64 3,25/30,78 =- 7,37

Это число показывает процент изменения объемом продаж при изменении цены на 1%.

  1. Теснота связи между показателями цены и объема продаж рассчитывается по формуле:

 

(6.12)

 

В данном примере r= -0,97.

Так как значение r – близко к 1, следовательно, связь между ценой и объемом продажи сильная. Полученную зависимость Q =f(Ц) можно использовать в практической деятельности.

ВЫВОД:

  1. Спрос эластичен. Коэффициент эластичности больше единицы и равен 7,37.
  2. При таком спросе политика постоянного увеличения цены нецелесообразна.

Необходимо определять оптимальную цену с учетом спроса на товар фирмы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика основных методов установления исходной цены, ориентирование на затраты, конкурентов, спрос | Расчет оптимального уровня цены
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.