Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Вопросы, подлежащие рассмотрению:

ТЕМА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ – КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА.

Вопросы, подлежащие рассмотрению:

1. Определение понятия «организация». Ее основные составляющие. Формальные и неформальные организации.

2. Внутренняя среда организации. Основные внутренние переменные.

3. Внешняя среда и ее воздействие на организацию.

4. Критерии и показатели эффективности менеджмента организации.

 

Попробуйте найти кого-нибудь из вашего окружения, кто не принадлежит ни к одной организации, и вы убедитесь, что это не так-то легко сделать. Подавляющее большинство членов общества входят в одну или несколько организаций. Эти организации могут быть производственными, учебными или исследовательскими, государственными или частными, большими или маленькими, временными или постоянными. Данный перечень можно продолжать еще очень долго. Организации существуют самые разнообразные. Общество состоит из огромного количества различных организаций, и большинство людей почти всю свою сознательную жизнь связаны с организациями, являясь их членами, либо же вступая с ними в контакт.

Что же такое организация? Можно ли указать на какие-либо общие черты, характерные для любой организации независимо от того, какого она размера, в какой сфере функционирует, и какие задачи решает?

В основе возникновения и существования организации лежит то, что в большинстве случаев совместные и организованные усилия людей дают больший результат, чем это было бы сделано каждым в отдельности. Люди организуются, так как исходят из того, что это самый эффективный путь достижения своих целей.

Отсюда организацию можно определить как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей.

В том случае, если существуют устоявшиеся границы организации, если определено ее место в обществе, организация выступает в виде социального института. Такими организациями являются частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т.п. В качестве организаций такого типа можно рассматривать также и отдельные подразделения. Если же организация не институциирована, то в данном случае речь идет об организации как процессе. Например, это может быть организация митинга. При таком рассмотрении организации она скорее выступает как отдельная функция менеджмента.

Основными составляющими любой организации являются люди, входящие в данную организацию, цели (организация создается и существует для достижения общей цели, объединяющей людей для реализации определенных их потребностей и интересов), управление, которое мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.

Любая организация может быть представлена как система, встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы из внешнего мира, на выходе она отдает во внешний мир созданный ею продукт.

Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:

• получение "сырья" из внешнего окружения;

• изготовление "продукта";

• передача "продукта" во внешнюю среду.

Все три данных процесса являются жизненно важными для организации. И если хотя бы один из них прекращается, организация далее уже не может существовать. Ключевая роль в поддержании баланса между тремя этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на осуществление этих процессов принадлежит менеджменту. Именно для решения этих задач существует управление в организации, и именно это является основной ролью, которую играет управление в организации.

Наиболее значимыми подходами к рассмотрению управления организацией являются следующие:

• рассмотрение управления с точки зрения процессов, происходящих внутри организации;

• рассмотрение управления с позиции процессов включения организации во внешнюю среду;

• рассмотрение управления организацией с точки зрения процесса осуществления самой этой деятельности.

Сущность первых двух подходов составляет основу 2 и 3 вопросов данной лекции. Третий подход заключается в том, что управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий (функций) по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т. п. Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская и т.д.), от размеров организации, от сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления), от функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих факторов. Однако, несмотря на все разнообразие, как на это обратил внимание еще в 1916 г. А. Файоль, для всех процессов управления в организации характерно наличие, в общем-то, однородных видов деятельности. Можно сгруппировать все виды управленческой деятельности в 5 основных функций менеджмента планирование, организация, мотивация, координация (или регулирование) и контроль (см. предыдущую лекцию вопрос 3).

В каждом коллективе наряду с формальной (официальной) структурой взаимоотношений существуют и неформальные (неофициальные) отношения между члена­ми коллектива.

Если официальные отношения регламентируются соот­ветствующими инструментами, приказами, распоряжения­ми, то неофициальные не регламентируются никем и ничем. Поэтому следует иметь в виду, что процесс управления относится к созданию и функционированию формальной организации. Однако надо знать, что внутри всякой фор­мальной организации существуют и неформальные органи­зации, которые в определенной мере влияют на политику формальной. Это связано с тем, что каждый член трудового коллектива принадлежит одновременно ко многим группам.

Группы людей, созданные по воле руководства для достижения целей организации, называются формальны­ми.

Первейшей их функцией является выполнение конкрет­ных задач и достижение целей организации. Отношения между людьми регулируются различного рода нормативны­ми документами: законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и т.д.

Стихийно образовавшаяся группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения определен­ных целей, признается неформальной группой (органи­зацией).

Отношения между членами такой группы формируются на основе личных симпатий. Члены группы связаны общностью взглядов, склонностей и интересов. Здесь нет списка членов коллектива, указаний на обязанности, согласованные роли.

Неформальные, или теневые, группы существуют в каждой организации. Они неизменно "вырастают" из дру­жеских отношений и отношений, не определяемых органи­зационной схемой. Для организации важно, чтобы нефор­мальные группы не доминировали. В тоже время, что нефор­мальная группа может работать на то, чтобы продвигать вперед или тормозить развитие организации. Задача менед­жера состоит в том, чтобы минимизировать влияние этих групп и направлять в нужное русло их власть.

Влияние неформальных отношений может контролиро­ваться, но, чтобы этого добиться, менеджер должен иметь четкое представление о том, как и почему функционирует неформальная организация. Когда у менеджера возникает базовая мотивация функционирования неформальной груп­пы, тогда у него появляется возможность разработки соот­ветствующей стратегии поведения:

· Во-первых, менеджер должен согласиться и принять тот факт, что неформальная организация существует.

· Во-вторых, нужно попытаться понять, насколько не­формальная организация может быть ценной, чтобы помочь менеджеру достичь его целей.

· В-третьих, выявить неформальных лидеров и управ­лять ими.

· В-четвертых, необходимо попытаться объединить цели неформальной и формальной организации.

· В-пятых, менеджер должен понять и согласиться с тем, что вне зависимости от того, что он делает, неформальные организации продолжают существовать.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 4. Понятие менеджер в современном понимании — это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномо­чиями в области | Вопрос 2. Позиция управления внутри организации в основном определяется тем предназначением и той ролью, которые призвана реализовывать данная организация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.