Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Вопросы, подлежащие рассмотрению:

ТЕМА 3. ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В МЕНЕДЖМЕНТЕ.

Вопросы, подлежащие рассмотрению:

1. Понятие и классификация целей. Типы целей. Основные требования, предъявляемые к целям.

2. Принципы постановки и использования целей.

3. Миссия организации. Ее функции.

4. «Дерево целей».

 

 

Цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Невозможно переоценить значимость целей для организации. Они являются исходной точкой планирования; цели лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования, используемая в организации; наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.

Цели классифицируют:

· По степени важности - на стратегические и так­тические. Стратегические цели ориентированы на решение перс­пективных масштабных проблем, качественно меняющих жизнь и лицо организации, например, достижение первенства в своей сфере деятельности, выход на международные рынки, коренное обнов­ление производственной базы и др.; тактические — являются про­межуточными по отношению к стратегическим, отражают отдель­ные этапы их достижения, например проведение капитального ре­монта.

· Исходя из периода времени, необходимого для реализации, цели разделяют на долгосрочные (свыше пяти лет), среднесрочные (от года до пяти лет) и краткосрочные (до одного года). Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, детали­зация и конкретизация действий. Сами по себе краткосрочные цели являются этапами на пути достижения долгосрочных целей.

· По содержанию цели делятся на технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, научно-тех­нические, социальные.

К технологическим целям можно отнести совершенствование систем земледелия и животноводства, компьютеризацию, строи­тельство новых производственных зданий и т. д.

Примером экономических целей являются укрепление финан­совой устойчивости организации, рост прибыльности, рыночной стоимости акционерного капитала.

Производственные цели могут состоять в выпуске определенно­го объема товаров и услуг, повышении их качества, увеличении эф­фективности производства, снижении себестоимости.

Административные цели предполагают, например, достижение высокой управляемости организацией, надежного взаимодействия между сотрудниками, хорошей дисциплины, слаженности в работе.

Маркетинговые цели связаны с завоеванием тех или иных рын­ков сбыта, привлечением новых покупателей, клиентов, продлени­ем жизненного цикла товаров и услуг, достижением лидерства в це­нах и т. д.

Научно-технические цели состоят в создании и внедрении в производство новых и усовершенствовании существующих образ­цов продукции, доведении их до уровня требований мировых стан­дартов.

Социальные цели ориентированы на создание благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников, повышение их образо­вательного и квалификационного уровня и т.д. Это, например, ликвидация тяжелого и ручного труда, налаживание отношений со­циального партнерства, обеспечение людей высококачественным медицинским оборудованием и др.

· По форме выражения можно говорить о целях, характеризуемых количественными показателями и описываемые качественно. В пер­вом случае речь идет, например, о производстве продукции в руб­лях, тоннах, штуках; во втором — о достижении благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

· По уровню, к которому цели относятся, их делят на общие и специфические. Общие цели отражают концепцию развития организации в целом и разрабатываются на длительную перспективу. Общие цели могут быть ориентированы, например, на достиже­ние финансовой устойчивости, обеспечение необходимого уровня рентабельности, завоевание тех или иных рынков. Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в рамках реализации общих целей. Обычно они охватывают средне- и краткосрочный периоды и выражаются в количествен­ных показателях.

Различают три типа организационных целей: официальные, оперативные, операционные.

· Официальные цели определяют об­щее назначение организации. Они абстрактны, идеалистичны и описываются в качественных терминах, оправдывая существова­ние организации перед обществом. Однако по этим целям труд­но определить, чем на самом деле занимается организация.

· Оперативные цели исходят из действительной политики и ука­зывают, что организация на самом деле пытается делать. Они имеют внутреннюю направленность, важны для членов органи­зации.

· Операционные цели еще более специфичны и более из­меряемы, чем оперативные. Они направляют поведение и по ним дают оценку работе; они разрабатываются до деталей и вы­ражаются в количественных терминах.

Знание различий между этими тремя типами целей дает цен­ную информацию для понимания логики управления организацией.

Правильно сформулированные цели должны удовлетворять следующим ключевым требованиям:

· цели должны быть конкретными, т.е. цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки следует ее достичь и кто должен достигать цель. Чем более конкретна цель, тем легче выразить стратегию ее достижения. Если цель сформулирована конкретно, то это позволяет добиться того, что все или подавляющее большинство сотрудников организации будут легко понимать ее, а, следовательно, знать, что их ожидает впереди.

· цели должны быть достижимыми (реальными), иначе здравомысля­щие люди не станут тратить время на их достижение. Конечно, мало кто сознательно ставит перед собой цели, которых нельзя достичь, однако оценка своих возможностей у большинства людей весьма субъективна и зависит от их уровня знаний, опыта, психологичес­кого склада, темперамента. Очень важно выбрать из максимума же­лаемого реально достижимое. Нереальная для достижения цель не мотивирует исполнителей к деятельности, также как и легко достижимые цели обладают слабой мотивацией.

· цели должны быть гибкими, способными к корректировке в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении. Менеджеры должны помнить об этом и быть готовыми внести изменения в установленные цели с учетом новых требований, выдвигаемых к организации со стороны окружения, либо же новых возможностей, появившихся у организации.

· цели должны быть измеримыми, т.е. сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, или можно было каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разнотолки, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты. Измеримость целей позволяет соответствующим образом стимулировать работников.

· цели должны быть совместимыми. Совместимость предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели - долгосрочным. Нельзя ориентировать работников на дей­ствия, противоречащие друг другу.

· цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации (потребности работников, интересы собственников, покупателей, общества). Естественно, очень трудно свести воедино при установлении целей разнонаправленные интересы субъектов влияния. Собственники ожидают, что организация обеспечит высокую прибыль, большие дивиденды, рост курса акций и безопасность для вложенных капиталов. Сотрудники желают, чтобы организация платила им высокую зарплату, давала интересную и безопасную работу, обеспечивала условия для роста и развития, осуществляла хорошее социальное обеспечение и т.п. Для покупателей организация должна предоставить продукт по подходящей цене, соответствующего качества, с хорошим обслуживанием и другими гарантиями. Общество требует от организации, чтобы она не наносила ущерба окружающей среде, помогала населению и т.п. Менеджеры должны учитывать все это и составлять цели таким образом, чтобы в них находили воплощение эти разнонаправленные интересы субъектов влияния.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 4. Каждому варианту системы управления соответствует определенное значение критерия эффективности, и задача управления состоит в том | Вопрос 2. Процесс установления целей в различных организациях проходит по-разному
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.