Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Принятие решений в менеджменте это сложный, систематизированный процесс, представляющий собой последовательные действия субъекта управления

Принятие решений в менеджменте это сложный, систематизированный процесс, представляющий собой последовательные действия субъекта управления, направленные на всестороннее изучение возникшей проблемы, анализ возможных вариантов ее решения и выбор наиболее эффективного из них.

В каждой орга­низации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности. Они определяются ха­рактером и спецификой деятельности организации, ее струк­турой, внутренней культурой и т.д. Тем не менее, есть об­щая для любого процесса принятия решений процедура (технология). Она используется в любой организации и сводится к трем стадиям:

1) подготовка решения;

2) принятие решения;

3) реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения прово­дится экономический анализ ситуации на микро- и макро­уровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формулируются проблемы, требую­щие решения.

На стадии принятия решения осуществляется разработ­ка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и приня­тие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения.

Способы представления процесса принятия решений раз­личны. В их основе — различные подходы к управлению: системный, количественный, ситуационный и т.д. В опре­деленном смысле универсальным является ситуационный подход, он наиболее полно отражает проблемы, возникаю­щие при управленческой деятельности, а подготовка, при­нятие и реализация решения осуществляется на основе всей совокупности информации о ситуации, ее тщательного ана­лиза и оценок. Таким образом, фактически структура процесса принятия решения во многом определяется конкретной ситуацией и решаемой проблемой.

Научный подход обеспечивает принятие рациональных решений. Процесс принятие рационального решения может быть представлен следующими этапами:

1. Этап диагностики проблемы, предполагает сбор информации, всесторонний анализ и оценку ситуации, а также формулирование проблемы.

Основным элементом каждого процесса принятия реше­ния является проблема. Проблема возникает тогда, когда фун­кционирование управленческого объекта не создает возмож­ности достичь поставленных целей или же когда меняются цели деятельности под воздействием тех или иных условий. Проблема всегда связана с совокупностью условий или факторов, которые создают определенную ситуацию, оказыва­ющую влияние на деятельность организации. Поэтому необходимо проанализировать ситуационные факторы, приведшие к появлению проблемы.

При определении проблемы необходимо точно и объективно зафиксировать состояние объекта управления. Для этого нужна исчерпывающая информация. Ис­точниками информации могут быть планово-отчетная документация о ходе выполнения отдельных заданий или проектов, специальное информационное обеспечение на базе маркетинговых исследований, аналитических обзоров конкурентов и пр.

Определение проблемы предусматривает оценку ситуации — сопоставление фактического состояния объекта управления с требуемым. Если обнаруживаются рас­хождения, то появляется угроза возникновения проблемы, которая требует управленческого решения. Оценка ситуации должна не только выяснить наличие или отсутствие отклонения в деятельности предприятия, но и определить степень их опасности для его функционирования. В зависимости от этой степени определяется тот иерархический уровень, на котором проблема будет решаться.

Формулирование проблемы содержит характеристику ситуации, указание причин проблемы и определение уровня решения.

2. Выявление ограничений и определение критериев оценки различных вариантов решения

Применяются различные критерии, по­зволяющие из множества проектных предложений выбрать допустимые, а из них — наиболее предпочтительные для решения целей организации. Чаще всего критерии оценки альтернатив решений формулируются в виде параметров экономической эффективности. С помощью экономико-математических методов оп­ределяются лучшие решения по таким параметрам, как сроки окупаемости капиталовложений, прирост доходов и прибыли, минимизация издержек и т.п. Ограничения формулируются по всем внешним и внут­ренним факторам решения возникшей проблемы.

3. Разработка и выбор альтернатив

Многие из альтернативных решений легко обнаружить. Они обычно известны из предыдущего опыта, стандартны и легко вписываются в критериальные границы лучшего решения. Однако нередко возникают новые, уникальные проблемы, решение которых не умещается в привычные и стандартные рамки. В этом случае необходим творческий подход. Существует много методов творческого поиска альтернатив: т.н. "мозговая атака"; метод выдвижения предложений; групповой анализ ситуации; причинно-следственная диаграмма; карта мнений и др.

Все предложенные альтернативы должны быть сравнены друг с другом или оценены для последующего выбора лучшей из них. Оценка предполагает определение отрицательных и положительных сторон рассматриваемых альтернатив и установление между ними некоего уровня компромисса. Для этого используются как количественные, так и качественные измерители. Последние в основном порождаются отношениями между различными силами, участвующими в решении проблемы (трудовые отношения, политическая ситуация, отношение к риску и т.п.).

Выбор альтернативы является своего рода вершиной в процессе принятия решения. Многие не любят этот этап, пытаются избежать его или переложить на другого, т.к. в ходе него принимающий решение вынужден брать на себя определенную ответственность. Хороший анализ альтернатив позволяет резко сузить рамки выбора. При выборе альтернативы могут использоваться три подхода: учет прошлого опыта; проведение эксперимента; исследование и анализ.

Использование разнообразных методов при разработке и выборе альтернатив направлено на формирование большего количества допустимых вариантов решения проблемы, что обеспечивает обоснованность и, как правило, более высокую эффективность принимаемых решений.

4. Организация выполнения решения, контроль и обратная связь.

Организация выполнения решения предусматривает координацию усилий многих людей. Для успешной реализации решения необходимо определить комплекс работ и ресурсов, распределить их по исполнителям и срокам, то есть предусмотреть, кто, где, когда и какие дей­ствия должен предпринять, какие для этого необходимы ресур­сы. Менеджер должен стремится избегать потенциальных конфликтов, делать людей заинтересованными и мотивированными на реализацию решения, таким образом расставить людей, чтобы максимально использовать их способности.

Не менее важным является встраивание в процедуру реализации решения механизма получения информации о ходе его выполнения. Основой такого механизма должна стать система обнаружения ошибок и наоборот достижений в действиях по выполнению решения. Когда система такого отслеживания отклонений работает эффективно, тогда проблемы в выполнении решений могут быть предотвращены до того, как они проявятся. Полученная в ходе контроля информация необходима для проведения корректировки действий. С помощью контроля устанавливается обратная связь между управляющей и управляемой системами.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 1. Вопросы, подлежащие рассмотрению: | Вопрос 3. Все методы принятия управленческих решений можно объединить в три группы:
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.