Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельности в области социальной педагогики

Научное исследование как особая форма познавательной

Понятийный аппарат научного

исследования, его содержание и характеристика

1. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области социальной педагогики.

2. Компоненты научного аппарата социально-педагогического исследования.

 

Научные исследования в области социальной педагогики представляют собой специфический вид познавательной деятельности, в ходе которой с помощью разнообразных методов выявляются новые, прежде не известные стороны, отношения, грани изучаемого объекта. При этом главная задача исследования состоит в выявлении внутренних связей и отношений, раскрытии закономерностей, движущих сил и механизмов социализации личности, процесса социального воспитания.

Психолого-педагогические и социально-педагогические исследования можно рассматривать (при всей условности деления) некими разновидностями педагогического исследования [Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. – М.: Изд-во АСОПиР, 1995. – 156 с.].

Психолого-педагогическое исследование направлено на получение нового знания об обучении и воспитании на основе установления новых связей между характеристиками обучения и воспитания и характеристиками внутренних процессов, механизмов развития качеств личности, а также способов и средств реализации этих связей.

В социально-педагогическом исследовании образование рассматривается как часть социальной сферы, выявляются способы реализации социального заказа образованию, влияние самого образования на социальное развитие и общественный прогресс. Социально-педагогическое исследование связано с разработкой вопросов социально-педагогической деятельности: исследованием содержания, методов и средств, используемых в деятельности социального педагога; взаимосвязь социальной педагогики с социальной работой, специальной и коррекционной педагогикой, историей социальной педагогики; разработка технологий деятельности социального педагога с различными группами детей и в различных социально-педагогических учреждениях и др. Например, разработка содержания и методов работы с детьми в различных социумах; работа социального педагога с семьей, в которой воспитывается ребенок-инвалид; работа социального педагога с детьми отклоняющегося поведения, заключенными воспитательных колоний и др.

По своему характеру и содержанию исследования в области социальной педагогики, как и в целом в области педагогики, разделяются на фундаментальные, прикладные и разработки.

Фундаментальные исследования призваны разрешать задачи стратегического характера. Их основными отличительными признаками являются: теоретическая актуальность, выражающаяся в выявлении закономерностей, принципов или фактов, имеющих принципиально важное значение, – концептуальность, историзм, критический анализ научно несостоятельных положений, использование методик, адекватных природе познаваемых объектов действительности, новизна и научная достоверность полученных результатов. Однако главным критерием фундаментального исследования в области социальной педагогики является решение перспективной задачи подготовки развития науки в течение ближайших 10–15 и 6олее лет, а также те теоретические выводы, которые вносят серьезные изменения в логику развития самой науки.

Основными признаками прикладных исследований являются: приближенность их к актуальным запросам практики, сравнительная ограниченность выборки исследования, оперативность в проведении и внедрении результатов и др. Решая оперативные задачи социальной педагогики, прикладные исследования опираются на исследования фундаментальные, которые вооружают их общей ориентацией в частных проблемах, теоретическими и логическими знаниями, помогают определить наиболее рациональную методику исследования. В свою очередь, прикладные исследования дают ценный материал для фундаментальных исследований.

К разработкам в социальной педагогике относятся, как правило, методические рекомендации по тем или иным вопросам социально-педагогической работы с различными категориями несовершеннолетних, инструкции, методические средства и пособия. Они опираются на прикладные исследования и передовой педагогический опыт. Отличительными чертами разработок являются: целеустремленность, конкретность, определенность и сравнительно небольшой объем.

Специфическим видом социально-педагогического исследования является изучение, обобщение и внедрение в практику передового опыта. Особенность исследований подобного рода состоит в том, что они, как правило, вплетены в конкретную социально-педагогическую практику и доступны каждому специалисту.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методологические принципы научного исследования | Исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.