Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №10. Избирательное право и системы выборов

 

  1. Развитие избирательного права.
  2. Основные типы избирательных систем. «Закон Дюверже».
  3. Политический маркетинг.

 

1) Общая тенденция развития выборных систем не вызывает сомнений: при наличии в истории многократных «возвратных, реверсных, откатывающихся назад волн демократии» происходит расширение участия граждан в выборах. При наличии разнообразных переходных моделей, многочисленных примерах превращения выборов в фарс, подтасовок, давления на избирателей и прямого их подкупа, не только развитые, но и многие развивающиеся страны ныне безоговорочно приняли принцип – всеобщее, равное, прямое, тайное избирательное право (в нашей стране революционных времен н. ХХв. говорили «четыреххвостка»).

2) Мы выделим три варианта избирательного закона, а рассмотрим два наиболее распространенных. Итак, варианты избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и преференциальная (система предпочтений или преференций).

Сложная система учета мнений или предпочтений, «преференций», каждого избирателя «в чистом виде» почти не встречается. Ее элементы, встроенные в одну из двух других моделей, напротив – явление весьма распространенное. В системе партийных списков (это наиболее часто встречающийся пропорционализм) можно предоставить каждому избирателю право или вписать собственные кандидатуры, или ранжировать имеющийся список партийных лидеров по своему усмотрению. В мажоритарную систему или систему большинства (но это скорее бывает на выборах регионального или муниципального уровня) легко интегрируются те или иные многомандатные бюллетени: избиратель выбирает не единственного кандидата, а указывает, - возможно, в порядке своих предпочтений (1,2,3…), возможно, без упорядочения, нескольких кандидатов. Но все это весьма затрудняет подсчет для системы избирательных комиссий, которая, несмотря на участие в ее работе партийных активистов, остается неповоротливой бюрократической машиной, а также усложняет выбор обывателя.

Мажоритарная система включает две разновидности: система относительного большинства и система абсолютного большинства. Логика системы относительного большинства, по которой избираются нижние законодательные палаты в США и Англии, такова. Страна разбита на набор округов (дистриктов) с примерно равной численностью избирателей, от каждого из округов выбирается один парламентарий. Выборы проходят в один тур, побеждает кандидат, набравший простое большинство голосов.

Целостная модель абсолютного большинства стабилизировала более полувека назад французскую политическую жизнь, а в последние полтора десятилетия – итальянскую. Описанная в предыдущем абзаце модель дополняется вторым туром голосования (иногда появляется третий тур, а система еще более усложняется). Во второй тур выходят два победителя по каждому из округов. Эта система имеет некоторые варианты, но в целом ее логика сводится к следующему: в первом туре возможна абсолютная победа, если один из кандидатов получает более 50% голосов, во втором туре - достаточно относительного большинства.

Пропорциональная система также существует в двух вариантах: на общегосударственном (федеральном) и региональном уровнях. Общая логика пропорциональной системы: избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за партию или избирательный блок (избирательное объединение). В большинстве стран, где используют пропорционализм, наряду с названием партии указываются и фамилии ее лидеров, возглавляющих партийный список. Каждая партия получает места в представительном властном органе в соответствии с процентной пропорцией (количеством) голосов, полученных ей на выборах. Более справедливое распределение голосов между партиями, учет мнения большего числа граждан дополняются в пропорциональной системе серьезным недостатком – появлением значительного числа мелких амбициозных партий, формированием патовой ситуации. Традиционным средством защиты является установление «заградительного барьера». «Заградительный барьер» может меняться: в разных странах континентальной Европы он составляет от 3 до 18%%.

Связь выборной модели и структуры партийной системы обычно анализируют, опираясь на т.н. закон Дюверже. Пропорциональное представительство приводит к формированию многочисленных, достаточно стабильных, независимых и не склонных к коалициям партий. Мажоритарная система в один тур (система относительного большинства) подталкивает к двухпартийной системе. Мажоритарная двухтуровая система рождает две стабильные коалиции партий. Есть, по мнению французского политолога, и обратная зависимость: двухпартийность ведет к тому, что утверждается система относительного большинства. Множество негибких партий стремятся к выборам по партийным спискам.

3) В рамках краткого пособия по социально-политической науке затронем еще некоторые аспекты предвыборной деятельности. Выдвижение кандидатов при партийных выборах традиционно является прерогативой партий. При этом в законе, как правило, формулируется ряд условий, которым партия должна отвечать для того, чтобы получить право на участие в выборах. Выдвижение кандидатов при мажоритарном голосовании также часто является делом партий. Самовыдвижение происходит на основании, или сбора подписей, или избирательного залога. Практика денежного залога, который возвращается в случае достижения некоторого барьера, отражает весьма неприятную реальность современного общества. Наличие за кандидатом влиятельных финансовых групп – это не только основа коррупции, но и показатель системности кандидата, его готовности, в случае избрания, не принимать слишком радикальные решения, т.е. «не раскачивать лодку», «играть по правилам».

Сами выборные кампании в странах, как «первого», так и «второго-третьего» миров всё более превращаются в соревнование имиджей и конкурс обещаний. Предвыборная стратегия партий и кандидатов строится по законам политических маркетинга и рекламы. Как минимум две «лежащие на поверхности» причины подобной ситуации: 1) изменилась социальная структура общества, в значительной мере утрачена традиционная связь между социальными группами и выражающими их интересы партиями; 2) сама общественная реальность стала менее стабильной, более пластичной и подвижной, политика, как и многие другие стороны социума, все более становится набором символов.

Политический маркетинг представляет собой набор приемов по изучению политического рынка, поведения избирателей, методов воздействия на них. Стратегия выборной борьбы предполагает долгосрочную работу с электоратом на любом уровне. Первыми задачами являются изучение избирателя, его «информационное прикармливание». Затем возможно очень осторожное сравнение кандидата с его оппонентами. Многие западные руководства по политическим маркетингу и рекламе прямо советуют никогда не упоминать имя конкурента или название чужой партии. Основным «полем», по которому стоит работать «информационной тяжелой артиллерией», являются неопределившиеся, колеблющиеся избиратели (О роли политического юмора, путях распространения неформализованной политической информации (слухов), путях борьбы с их распространением (открытость власти, своевременное предоставление общественности полной, объективной, репрезентативной информации) подр.см.: Неформальная коммуникация: очерки теории и практики / А.В.Дмитриев, И.В.Макарова. – М.: Современная гуманитарная академия, 2008. – 165с.; Смех: социофилософский анализ / А.В.Дмитриев, А.А.Сычев. – М.: Альфа-М, 2009. – 591с.)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 9. Партии и партийные системы | Лекция № 11. Государство как элемент политической системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.