Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение буддизма

План.

Тема: Буддизм. Ислам. Возникновение и эволюция християнства.

Лекция №2.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Конфуций. Беседы и сужения. – М., 1999.

2. Конфуций. Луньюй. – Пекин, 1957.

3. Кун Н. Т. Мифы Древней Греции. – М., 1960.

4. Лауэр Ж. Загадки египетских пирамид. – М., 1966.

5. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. – 2-е изд. – Т. 1.

6. Мень А История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. – М., 1997. – Кн. 1.

7. Миркина 3., Померанц Г. Великие религии мира. – М., 1995.

8. Основы религиоведения / Под ред. И. Н. Яблокова. – М., 1994.

9. Родугин А А. Введение в религиоведение. – М., 1996.

10. Радхакришнан С. Индийская философия. – М., 1957. – Т. 1.

11. Роллан Р. Жизнь Рамакришны. Жизнь Вивеканды. – К., 1991.

12. Цицерон. Философские трактаты. – М., 1985.

13. Щёкин Г. Я Религии мира. – К., 1995.

14. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. – 2-е изд. – Т. 20.


ЦЕЛЬ РАЗДЕЛА: показать истоки возникновения самой древней мировой религии, особенности ее вероучения, ее культ; ознакомить с исламом – одной из трех мировых монотеистических религий, с особенностями его вероучения и культа, ответить на вопрос, почему эта религия, возникшая значительно позже других монотеистических вероучений, оказалась способной духовно объединить миллионы людей; показать, какие условия способствовали возникновению христианства, и отметить основные линии эволюции христианской религии в начальный период ее существования.

 

1. Возникновение буддизма.

2. Основные идеи и направления буддизма.

3. Особенности региональных форм буддизма.

4. Возникновение ислама.

5. Особенности вероучения и культа ислама.

6. Основные направления в исламе.

7. Ислам и современность.

8. Общественно-исторические условия возникновения и распространения христианства.

9. Идейные предшественники христианства.

10. Споры о личности основателя христианства.

11. Превращение христианства в государственную религию Римской империи.

12. Внутрицерковная борьба за утверждение христианского вероучения и культа.

13. Разделение христианских церквей.

 

Буддизм является самой древней мировой религией. Он возник в середине 1 тыс. до н. э. в Индии, но, пережив там расцвет, укоренился в сознании и практике других регионов: Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии, Дальнего Востока. С. Радхакришнан писал: “Век Будды – это великая весна философского духа в Индии. Прогресс философии обычно обусловливается мощной атакой на историческую традицию, когда люди чувствуют себя вынужденными оглянуться на пройденный путь и снова поставить основные вопросы, которые их отцы решали с помощью старых схем. Выступление буддизма против господствующей религии даже в том его виде, в каком оно произошло, образует эпоху в истории индийской мысли, поскольку оно, в конце концов, опрокинуло догматический метод и помогло установлению критической точки зрения. Для великих буддистских мыслителей главным арсеналом, где ковалось оружие всеобщего разрушительного критицизма, была логика. Буддизм был очистительным средством, освобождающим разум от сковывающего действия древнего образа мышления, препятствующего всему новому” [9, с. 11].

Основателем буддизма была реальная историческая личность – Сиддхартха Гаутама (из рода Гаутама), принадлежавший к варне кшатриев и к царствующему дому небольшого княжества Шакья, расположенного на севере Индии. Отец Сиддхартхи Мудсхадана был раджей этого полунезависимого княжества. Мать – Майя – умерла через несколько дней после его рождения. Буддийское предание гласит, что отец Сиддхартхи безумно любил свою жену и после ее смерти перенес свою любовь на сына. Он окружил его заботой и вниманием, не жалел средств для развлечения ребенка, потом юноши. Однажды царевич, гуляя со своим возницей Чангой, неожиданно увидел дряхлого старика и, пораженный его видом, стал расспрашивать слугу о старости. Он был потрясен, когда узнал, что это удел всех людей. Перед ним со всей остротой встали смысложизненные вопросы, перевернувшие душу счастливого царевича. Он больше не мог наслаждаться богатством, юностью, царством. И однажды принц ушел из дому и стал нищенствующим аскетом. В этой легенде, напоминающей волшебную сказку, есть что-то исторически достоверное. Уже в старейшей из Упанишад “Брихадараньяке” можно найти свидетельства о кшатриях, ставших аскетами, учениками лесных мудрецов. Старший современник Будды Махавира (букв. – великий герой) или Джина (победитель) тоже был царевичем, который стал аскетом. Сословие кшатриев к этому времени выделило целый ряд искателей тайны бессмертия, своеобразную “дворянскую интеллигенцию”; Гаутама Будда и Вардхамана Махавира – только самые замечательные представители этой плеяды.

По преданию, Гаутама умерщвлял свою плоть шесть лет, в конце концов, он научился жить одним конопляным зернышком в день и с утра до вечера сидел, прижав язык к небу, стараясь не думать ни о чем суетном. Во всем этом нет ничего необычайного для Индии. Вардхамана Махавира продолжал такие подвиги 13 лет, до полной победы над своей плотью, над всеми желаниями. Необычно другое: то, что Гаутама почувствовал, что путь этот никогда не принесет ему удовлетворения. И вовсе не потому, замечает 3. Миркина [6], что он не в силах его продолжать, а потому, что это не “То”. Точно так же, как не “То” было все, преподанное ему многочисленными учителями. И вот, оставив друзей-аскетов, осыпавших его насмешками за отступничество, Гаутама удалился от них и жил скромно, питаясь подаянием, но не голодая и не понуждая себя сверх меры. Он предоставил собственной душе свободу в поисках пути, следуя скорее вдохновению, чем методу. И однажды, сидя под деревом Бодхи, Гаутама что-то увидел и услышал, почувствовал и понял то, что превосходило все слова и о чем можно было только сказать “То”. Что же это было? Вероятно, то же экстатическое вдохновенное состояние, что и у основателей других мировых религий. Состояние внутреннего открытия – открытия смысла мира, когда ряд ничего не говоривших сердцу разрозненных предметов вдруг видится некой величественной стройной целостностью. Музыка вместо разрозненных звуков, гармония вместо случайности. И сам человек чувствует себя некой мировой раковиной, вмещающей всю музыку мира. У каждого из испытавших это состояние рождался свой язык символов. Моисей и Мухаммед говорили, что они видели Бога; Иисус сказал, что он – единое целое с Отцом. Гаутама свое новое состояние назвал “татхата” (букв. – такость, абсолютная подлинность), а себя самого – “татхагатой” (такостным, достигшим абсолютной реальности, по ту сторону слов). Больше не осталось старой затемненной природы. Он как бы озарился внутренним светом и почувствовал себя просветленным (буддой). Больше не у кого было учиться. Его непосредственно учила жизнь, с которой он каждое мгновение был связан. “Учась у самого себя, кого назову я учителем?” – передает слова татхагаты один из древнейших памятников буддизма “Дхаммапада”.

Главным принципом нового учения стал принцип свободы. Никакой авторитет не должен становиться между учеником и истиной, даже авторитет Будды, Ученик должен открыть истину сам, и только сам. “Будьте сами своими светильниками”, – скажет Гаутама перед смертью. “Сам человек совершает зло и сам оскверняет тебя. Не совершает зла он тоже сам, и сам очищает себя. И чистота, и скверна связаны с самим собой. Никто не очистит тебя, кроме самого тебя” (“Дхаммапада”).

Буддизм как религиозная система и философско-нравственное учение начинается с того момента, когда Сиддхартха Гаутама захотел сделать свое просветление всеобщим достоянием и начал проповедническую деятельность. Сам Будда, а затем его ученики и последователи, пользовались тщательно разработанным в священных текстах брахманизма понятийным аппаратом и языком – санскритом. Их размышления, в общем, вписывались в идейно-культурный фон брахманизма и включали принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), долга, праведного пути (дхармы). Однако акцент перемещался с коллективного на индивидуальное: человек мог вырваться из сансары индивидуальным усилием, осознав и сформулировав свой, личный “праведный” путь, и, повлияв таким образом и судьбу, изменить воздаяние. В возможности воспринять учение Будды и избрать путь к спасению все люди оказывались равны. Сословные, этнические и вообще социальные различия объяснялись и осознавались как вторичные, производные от уровня, степени нравственной близости человека к пути, указанному Буддой, и соответственно мс ли быть изменены в процессе нравственного самоусовершенствования. Уже ближайшая цель и возможность на этом пути – повышение статуса будущего рождения – была весьма привлекательна для широких масс, ранее лишенных возможности воздействовать на свою судьбу из-за отказа брахманов признавать за “единожды рождеными” права на участие в культе. Главная же цель буддиста – выйти из цепи перевоплощений. Таким о6разом, в буддизме главный упор делается на то, что уже здесь, при жизни человек может обрести стояние бесстрастия, покой, просветления. Буддизм не только заимствует некоторые важные положения из брахманизма, но и противопоставляет свое учение ему. Буддизм отказывается признавать необходимым деление по кастовому признаку. В буддизме закладывается один из первых принципов, характерных для всех мировых религий, – обращение с проповедью ко всем людям независимо от их этнического и социального происхождения. Реализация этого принципа и способствовала усвоению этих религиозных систем разными народами земного шара.

Важной особенностью буддизма, также сближающей его со всеми другими мировыми религиями, является уже упоминавшееся перемещение акцента с коллективной на индивидуальную религиозную жизнь. В “Учении Будды” говорится: “Как мастер, изготавливающий лук и стрелы, строгает стрелу и делает ее прямой, так и умный человек исправляет свою душу. Душу трудно сдерживать. Она легко возбуждается, успокоив душу, человек обретает покой. Эта душа причиняет человеку зла больше, чем может причинить обиженный человек или враг. Человек, который может сохранить свою душу от жажды, от гнева и от всех зол, может обрести истинный покой” [10, с: 289].

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Религии первых цивилизаций — Египта, Месопотамии, Инда | Основные идеи и направления буддизма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.