Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная доктрина католической церкви

Католическая церковь существенно влияет на формирование мирового общественного мнения по важнейшим социально-экономическим, общественно-политическим и нравственным вопросам. С этой целью в течение долгого периода разрабатывается и пропагандируется социальная доктрина церкви. В современном виде социальное учение католицизма начало формироваться в конце XIX в., и процесс этот продолжается. Непосредственным идейным предшественником официального католического социального учения был “социальный католицизм” XIX в., представленный рядом концепций – от “христианского социализма– Ф. Ламенне (Франция) до концепции епископа В.-Г. фон Кеттелера (Германия), считавшего, что только церковное учение, основанное на принципах Фомы Аквинского, может обеспечить решение социального вопроса. Эту идею доктринально оформил Папа Лев XIII в своих энцикликах, и главным образом в “О новых вещах” (“Rerum novarum”) – 1891 г. В этом документе признавалось наличие вопиющего социального неравенства, причиной которого объявлялась секуляризация общественной жизни, приводящая к алчности и беззаконию. Вместе с тем церковь объявила частную собственность и социальное неравенство неизбежно вытекающими из “естественного права” и природы человека, а потому отвергла все насильственные, и прежде всего революционные, методы борьбы с ним. Эти тенденции усилились в документах папы Пия XI (главным образом в его энциклике “Сороковая годовщина” (“Quadragesimo anno”) – 1931 г. В энциклике “Мать и наставница” (“Mater et magistra”) декларируется, что право частной собственности на средства производства имеет непреходящее значение, а непризнание этого права объявляется подавлением свободы. В основу социального учения католицизма этого периода была положена томистская теория “естественного права”, из которой выводилось право частной собственности. Церковь пропагандирует такие принципы: принцип солидарности, регулирующий взаимоотношения личности и общества и не допускающий крайнего индивидуализма и коллективизма; “общего блага”; “вспомоществования”, означающий помощь со стороны социальных общностей более высокого ранга общностям более низкого ранга и отдельным индивидам. Поскольку революционные преобразования осуждались, допускались лишь умеренные реформы, призванные смягчить социальные взрывы. В частности, предлагались “депролетаризация” рабочих путем наделения их мелкой собственностью, а также введение “корпоративизма”, опирающегося на профессионально-производственную солидарность: в каждой профессии организуются синдикаты рабочих и предпринимателей; делегаты обеих сторон образуют корпорации, которые руководят синдикатами и координируют их деятельность.

Результаты Второй мировой войны, огромные послевоенные изменения в мире поставили под сомнение многие важнейшие положения социального учения католицизма, в том числе и идею корпоративизма. Среди католических идеологов появилось даже мнение о том, что церкви не нужно официальное социальное учение. Но сторонники курса на “аджорнаменто”, взявшие управление церковью в свои руки, пошли по пути модернизации этого учения. Лозунг аджорнаменто выдвинул Иоанн XXIII, указывая, в частности, в энциклике “Мать и наставница” (“Mater et magistra”) 1961 г., что современная ситуация значительно отличается от условий жизни в прошлом. Из этого следует, что церкви нельзя застывать в формах и способах деятельности, сложившихся в течение ее многовековой истории. Эта эволюция нашла отражение в документах II Ватиканского собора (особенно в пастырской конституции “Радость и надежда” (“Gaudium et spes”), в энцикликах пап Иоанна XXIII, Павла VI и Иоанна Павла II. Сегодня для теоретического обоснования этого учения наряду с неотомизмом широко используются идеи католического персонализма, тейярдизма, экзистенционализма и других течений. При сохранении в социальном учении католической церкви преимущественно старого категориального аппарата в нем появились и новые моменты: в частности, открытость изменяющемуся миру, что отражено в часто применяемом понятии “знамения времени”, под которыми подразумеваются новые явления общественной жизни. В этой связи былая статичность этого учения в некоторой мере преодолена. В теологический лексикон вошло понятие “развитие”. В энциклике (послании) Павла VI “Развитие народов” (“Populorum progressio”), изданной в Ватикане в 1967 г., под влиянием идей Ж. Маритена выдвигается идея интегрального, целостного экономического и культурного развития человечества; подчеркивается, что каждый человек ответствен не только перед всеми ныне живущими людьми, но и перед будущими поколениями. Павел VI утверждает, что истинным является только христианский гуманизм, хотя за светским гуманизмом также признается право на существование, поскольку он создает основы для сотрудничества верующих и неверующих в решении земных задач. Право частной собственности защищается, но не абсолютизируется, допускается возможность отчуждения частной собственности в интересах “общего блага”; особо подчеркивается, что церковь не связывает себя ни с одной социальной и политической системой, отказалась от практики предания анафеме инакомыслящих и перешла к диалогу с ними, в том числе и с неверующими. Большим позитивным сдвигом является переход католической церкви от политики поддержки “холодной войны” к активному участию в борьбе за мир; центр тяжести в католической социальной доктрине переместился с преимущественно политической проблематики на религиозно-этический аспект социальных проблем.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности православного вероучения и культа | Возникновение протестантизма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.