Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее в вероучении и культе протестантских вероисповеданий

Реформация – это прежде всего европейский феномен. Проблема состоит лишь в том, считать ли ее результатом распространения в Европе идей, зародившихся в Германии, или в ней следует видеть одновременно возникшие по всей Европе реформистские движения. Несомненно, что борьба М. Лютера в Германии существенно повлияла на теологию и светское сознание во всей Европе. Помимо этого необходимо учитывать и собственное творчество реформаторов различных стран Европы, вступавшее в резонанс с веяниями из-за рубежа. Теологические проблемы, поднятые Реформацией, были одинаковыми для всех европейских стран во многом благодаря их общей оппозиционной направленности по отношению к католицизму. Более того, для стран, охваченных Реформацией, характерен единый ход событий, определяемый повсеместно выдвинутым требованием легализации перемен. Во всех странах окончание Реформации ознаменова­лось легальным признанием ее результатов. Что же общего в вероучении и культе протестантских вероисповеданий? Почему можно говорить о протестантизме как едином направлении в христианстве? М. Лютер выступил против земной власти церкви. При этом огромную роль сыграло обращение к Библии как первоисточнику христианского вероучения, что способствовало ее распространению среди народа; переводы Библии с латинского на европейские языки разрушили барьер, отделявший клир и мир ученых от огромной массы народа. Реформаторы следовали критическому методу гуманистов; сложному и изощренному языку схоластов они противопоставили простой язык Евангелия. Реформация стала подлинной культурной революцией, охватившей широкие народные массы. Протестантизм отверг авторитет церкви и вместе с ним авторитет всех церковных постановлений: решений вселенских соборов, документов пап и иных патриархов церкви, того, что называется Священным Преданием, чтобы утвердить абсолютный авторитет Священного Писания, Библии.

В протестантизме Библия объявлена единственным источником вероучения, а Предание отвергается либо используется в той мере, в какой признается соответствующим. Писанию. Согласно основоположникам протестантизма, первородный грех не только исказил природу человека, как учат православие и католицизм, но и целиком извратил ее. Человек в грехопадении утратил способность совершать добро. В силу этого он не может спастись своими заслугами. Спасение может прийти только как результат божественного вмешательства, “даром данной благодати”. Протестанты отвергают догмат о спасительной роли церкви. А это означает, что для спасения не нужны вся церковная иерархия, священники как посредники между человеком и Богом, монашеские ордена и монастыри, в которых сосредоточивались огромные богатства. Важнейшим догматом большинства конфессий протестантизма является учение об оправдании одной лишь верой в искупительную жертву Христа. Иные способы добиться спасения (обряды, аскеза, богоугодные дела и т. п.) считаются несущественными. Глубокая вера в искупительную жертву Христа это не заслуга человека, а дар божественной благодати. Человек, получив этот дар, может надеяться, что он избран для спасения. В наиболее последовательной форме это учение представлено в кальвинизме. Ж. Кальвин учил, что человек в любое время и в любом месте находится на службе у живого Бога и несет строжайшую ответственность за предоставляемые ему Богом дары – время, здоровье, собственность. Жизньдолжна пониматься как исполнение долга и движение к цели, поставленной Богом. Признаком оправдания в кальвинизме становится не столько глубина чувства покаяния, как в лютеранстве, сколько энергия и результаты усилий, свидетельствующие о действии на верующего человека избравшего его Бога. Кальвинист должен верить, что успех в предпринимательстве может рассматриваться как доказательство возможной избранности.

Подведем итог: протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, бессмертии души, рае и аде (отвергая католическое чистилище), об откровении и пр. Вместе с тем протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Библии.

Как справедливо указал М. Вебер, для протестантизма характерно рассмотрение мирской деятельности человека с позиций религиозного призвания. Смысл, вкладываемый в понятие “призвание”, состоит в том, что выполнение человеком долга в рамках своей мирской деятельности – наивысшая задача религиозно-нравственной жизни. Таким образом, все сферы жизнедеятельности человека получают религиозное трактование и рассматриваются как многообразные формы служения Богу. Протестантизм выработал новое представление о способах самоидентификации личности, согласно которому личность есть то, чем данный человек должен стать. Возникала своеобразная диалектика “прежнего человека” и “нового человека”, в его формировании состоял смысл жизни личности. Протестантизм, отвергнув догмат о спасающей роли церкви, значительно упростил и удешевил культовую деятельность. Богослужение сводится главным образом к молитве, проповеди, пению псалмов, гимнов и чтению Библии. Библия читается на родном языке. Из семи таинств протестанты оставили только два: крещение и причащение. Реформация вполне соответствовала не только новому самоощущению власть имущих, но и ментальности личности нового типа, утвердившейся в XVI в., – личности образованной, уверенной в себе. Такого типа людей можно было встретить и среди знати, и среди зажиточных горожан. Изменилось и мироощущение индивида в контексте веры. Как писал немецко-американский протестантский мыслитель П. Тиллих, “протестантская вера в непосредственную, личную встречу с Богом создает более независимые человеческие личности, чем католическая вера с ее ролью церковного посредничества между Богом и человеком” [15, с. 208-209].

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте православие как разновидность христианства.

2. В принятии каких фундаментальных мировоззренческих принципов едины православие и католицизм?

3. Мировоззренческие различия между православием и католицизмом.

4. Особенности православного вероучения и культа.

5. Различия между вероучением и культом католицизма.

6. Социальная доктрина католической церкви.

7. Возникновение протестантизма.

8. Что общего в вероучении и культе протестантских вероисповеданий?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возникновение протестантизма | Список использованной и рекомендуемой литературы. 1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.